ПОДБОРКА

5 причин смотреть сериалы по мотивам фильмов

Анна Лис

Киножурналистка в изданиях «Кинопоиск», «Искусство кино», «Нож»

«Сумерки» и «Гарри Поттера» ждет перезапуск в сериальном формате. Одних зрителей это радует, ведь новое шоу — отличная возможность еще раз погрузиться в мир полюбившихся героев. Другие обвиняют индустрию в отсутствии свежих идей и эксплуатации известных историй. Стремление расширить сюжет объединяет кинематографистов и за границей, и в России — только что на START вышел сериал «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия». Разбираемся, чем отличаются многосерийные версии популярных кинопроектов и почему сериалы по фильмам заслуживают нашего внимания.

«О чем говорят мужчины. Простые удовольствия»

Причина № 1. Эволюция героев и более размеренный темп повествования

Киноверсии комедийной франшизы, вышедшей в 2010 году, предшествовал спектакль труппы «Квартет И». В первой части друзья Леша, Саша, Камиль и Слава вели типичные разговоры мужчин средних лет по дороге на концерт группы «Би-2» в Одессе. Фильм стал кассовым хитом, собрав в прокате 12 млн долларов. Затем сняли еще две части — «О чем еще говорят мужчины» (2011) и «О чем говорят мужчины. Продолжение» (2018). Герои всё так же беседовали о женщинах, деньгах и работе. Их взгляды и юмор менялись по мере того, как они становились старше. Актеры Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов и Камиль Ларин подарили зрителям возможность заглянуть во внутренний мир рядового мужчины в самом расцвете сил и узнать его секреты и желания.

В четвертой части «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия» друзьям уже за 50 — пришло время подумать о вечном. Умудренные опытом, они отдают предпочтение маленьким радостям и бесцельно бродят по Москве, наслаждаясь самыми обычными вещами. В фильмах «Квартета И» сюжет строится на диалогах и шутках и напоминает мужскую версию «Секса в большом городе». Герои рассуждают о сексе и об отношениях, а это неиссякаемые темы для комедии. Поэтому сериал «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия» — логичное продолжение кинофраншизы. Жизнь стала более размеренной, с возрастом пришли мудрость и спокойствие, теперь товарищи предпочитают приключениям в пути прогулку по родной Москве. А у зрителя появляется повод разделить с ними простые удовольствия — вечерний просмотр располагает к бокалу хорошего вина или холодного кваса в компании «Квартета И».

«Текст»

Причина № 2. Новые подробности и детали

Само название романа, по которому снят фильм, а затем и сериал, заставляет усомниться в возможности успешной экранизации. Как перенести на экран историю, действие которой вращается вокруг мобильного телефона и соцсетей? Автор отмечал, что сперва ему предложили написать сценарий о герое, который, завладев чужим телефоном, выдает себя за хозяина устройства. Но решил, что такой сюжет больше подходит для книги. Однако Клим Шипенко сумел найти кинематографический подход к «Тексту». Стилистически фильм напоминает классические нуары, в которых рассказ ведется от главного действующего лица. Субъективная камера погружает зрителя в мир персонажа и помогает сделать литературное повествование органичным. По сюжету филолог Горюнов выходит из тюрьмы и мстит полицейскому Хазину, который его подставил. Бывший заключенный завладевает телефоном врага и примеряет на себя его личность, со временем теряя связь с реальностью.

Каждый режиссер, приступая к экранизации, должен ответить себе на вопрос: как показать то, что происходит в тексте? Многие сцены вырезаются при монтаже и не всегда удается сделать правильный выбор. Сериал изначально тяготеет к форме литературного произведения гораздо больше, чем фильм. Логично, что «Текст» в итоге превратился в мини-сериал «Текст. Реальность». В романе Горюнов (Александр Петров) много ходит по городу, как Данила Багров в «Брате». В расширенную версию вошли эти кадры, что подчеркивает связь между двумя киногероями. В сериале зрители ближе знакомятся со второстепенными персонажами и подробнее узнают об отношениях главного героя с мамой.

«Тобол»

Причина № 3. Раскрытие характеров героев второго плана

В основе сюжета масштабной киноэпопеи о покорении Сибири в эпоху Петра I лежит исторический двухтомный роман Алексея Иванова. Интересно, что автор тоже изначально писал сценарий полного метра и сериала по просьбе продюсера Олега Урушева. Писатель подготовил несколько вариантов будущей истории и лишь затем принялся за книги. Создатели проекта «Тобол» изначально планировали две версии — полнометражный фильм для показа в кино и восьмисерийный сериал для онлайн-кинотеатров.

В романе и киноверсии наряду с реальными историческими личностями (Петром I, Меншиковым, Екатериной I, сибирским губернатором Матвеем Гариным) действуют вымышленные персонажи. Среди них гвардеец Иван Демарин (Илья Маланин), который по заданию императора отправляется в Сибирь на поиски золота, не подозревая, что мирная экспедиция обернется столкновением с джунгарскими войсками. Хронометраж сериала позволяет показать сюжетные линии, не вошедшие в фильм. Подробнее раскрыты и женские персонажи — шведская учительница Бригитта Кристина (Агата Муцениеце), крестьянка Мария (Юлия Макарова), близнецы Айкони и Хомани (Ян Гэ), которые делают историю более романтичной и близкой для зрительниц.

«Жена путешественника во времени»

Причина № 4. Хитроумный сюжет, который не умещается в ограниченный хронометраж

Киностудия Брэда Питта Plan B приобрела права на бестселлер Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени» в 2003 году — задолго до сериального бума и появления онлайн-кинотеатров. Тогда идея превратить роман в сериал никому не пришла в голову. Писательница придумала оригинальную историю о путешественнике во времени Генри, который встречается со своей женой Клэр в разные периоды жизни. При этом отношения супругов развиваются и в настоящем, и в прошлом, и в будущем. Экранизировать хитросплетенный сюжет оказалось непросто: критики отмечали нестыковки и нелогичность повествования. И это одна из главных причин, почему стоит смотреть сериал.

Главный герой страдает хрононедостаточностью — загадочным генетическим заболеванием, из-за которого перемещается во времени. Чаще всего Генри встречает свою будущую жену Клэр, поскольку может путешествовать только в рамках своей и ее жизней. В первой серии персонажи пытаются ответить на вопрос, когда же состоялось их знакомство. Юная Клэр встречает Генри в библиотеке, но понимает, что он никогда раньше не видел ее, в то время как девушка общалась с более старшими версиями мужа на протяжении всей своей жизни.

«Четыре свадьбы и одни похороны»

Причина № 5. Новая история на основе знакомого сюжета

«Четыре свадьбы и одни похороны» — культовая романтическая комедия, снятая в 90-е, когда жанр переживал золотой период. Один из лучших британских фильмов всех времен по версии Британского института кино и журнала Empire, сценарий создателя «Реальной любви» Ричарда Кёртиса, молодые Хью Грант и Энди Макдауэлл, две номинации на «Оскар» — непросто убедить посмотреть сериал по фильму с такими регалиями, но мы попробуем.

Сериал напоминает фильм только тем, что главные герои знакомятся на свадьбе, но не могут быть вместе. Майя (Натали Эммануэль) впервые встречает банкира Кашифа (Никеш Пател) в аэропорту, а вскоре и на свадьбе своей лучшей подруги Эйнсли (Ребекка Риттенхаус) в роли жениха. Молодые люди нравятся друг другу, но обстоятельства играют против них, хотя Каш и сбегает с собственного венчания прямо во время клятвенной речи. Другие герои сериала запутались в собственной жизни не меньше: Крейг боится сказать своей девушке Заре, что у него есть дочь, Даффи много лет влюблен в Майю, но стесняется в этом признаться, Эйнсли переживает разрыв с Кашем, но понимает, что она совсем не знала парня, а ее лучшая подруга Джемма изо всех сил пытается делать вид, что у нее идеальный брак, но, кажется, это не так. Невозможно предугадать, что будет с героями дальше и кто из них все-таки поженится, а главное — чьи похороны ждут зрителей в одной из серий.