Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»
«Вы когда-нибудь путали сон и реальность? Или вам казалось, что вы двигаетесь, когда сидите?», — задается вопросом главная героиня картины Сюзанна. В следующей сцене она пытается совершить самоубийство, но девушку успевают спасти. В разговоре с психологом Сюзанна признается, что не знает, как себя чувствует, говорит о галлюцинациях и о том, что ей всегда грустно. Героиню отправляют в психиатрическую больницу и ставят диагноз — пограничное расстройство личности (ПРЛ).
Поворотным моментом для Сюзанны становится признание того, что у нее действительно есть проблемы. Она решается на откровенные беседы со специалистами и впоследствии осознает, что ее тревожность, раздражительность, хроническое чувство опустошенности и отторжение окружающей действительности являются следствием эмоциональной родительской отстраненности и давления.
«Прерванная жизнь» ясно дает понять, что многие ментальные расстройства появляются из-за психотравм, нанесенных в детстве. Если вы хотите с ними справиться, важно о них говорить.
Как и у Сюзанны, у Элис Клиг — пограничное расстройство личности. Однажды героиня выигрывает лотерею и решает создать ток-шоу, в котором будет рассказывать о том, как психическое заболевание влияет на ее жизнь.
Фильму удается передать трудности, которые испытывают люди с ПРЛ, пытаясь бороться с резкими перепадами настроения, искаженным самоощущением и нестабильными межличностными отношениями. Но главное, что делает лента режиссера Ширы Пивен, — опровергает миф о том, что человек с подобным психическим расстройством обречен на саморазрушение.
Али — молодой хирург с расстройством аутистического спектра (РАС) и синдромом саванта. Он обладает феноменальной памятью, способен быстро разрешать сложные задачи, но при этом испытывает проблемы с социализацией.
В детстве герой потерял брата. Отец обвинил во всем Али и отказался от него. Тогда за ребенком стал присматривать доктор Атиль, работающий в местной больнице. Именно благодаря ему Али знакомится с медициной ближе и мечтает стать врачом.
Турецкий сериал — адаптация американского «Хорошего доктора». Он развивает идею о том, что личности с ментальными расстройствами — точно такие же люди, со своими желаниями, страхами, целями и стремлениями. Даже если со стороны кажется, что человек с РАС замкнут и погружен в себя, это не означает, что у него нет потребности в общении. Просто ему нужно немного больше времени.
Детективы Тедди и Чак прибывают на остров, где находится психиатрическая лечебница для опасных преступников. Судебным приставам поручили расследовать исчезновение пациентки, некогда убившей своих детей. Как она могла сбежать — предположить трудно: лечебница окружена высокой стеной с колючей проволокой, а территорию вокруг нее патрулирует полиция. Помогать героям искать ответы никто не планирует. Персонал и пациенты больницы ведут себя странно и, кажется, что-то скрывают.
Фильм Мартина Скорсезе медленно погружает нас в сознание человека, более не способного разделять грань между реальностью и фантазией. Ввиду пережитых ужасов герой сталкивается не только с депрессией, но и с диссоциацией. В голове срабатывает защитный механизм, и человек создает альтер-личность, чтобы справиться с произошедшем. Кроме того, не последнее место в ленте занимает посттравматический синдром. Тедди — в прошлом солдат, освобождавший концлагерь Дахау. Война сломала героя, превратила его в личность без воспоминаний, которая в финале задается вопросом: «Что лучше — жить монстром, или умереть человеком?».
Сара ведет обычную жизнь: работает в ремесленном магазине, занимается зумбой, навещает могилу умершей матери, а в свободное время посещает конюшню, где ее ждет любимая лошадь Уиллоу. Время от времени Сара сильно раздражается, когда рушатся ее привычные ритуалы, но знакомых героини, кажется, это не беспокоит. Однажды подруга Сары решает тайно организовать ее день рождения. Там девушка знакомится с парнем по имени Даррен, обкуривается, перебирает с алкоголем, а ночью ей снится странный сон. В последующие дни состояние Сары ухудшается: она теряет счет времени, слышит чьи-то голоса, и ей начинает казаться, что она — жертва похищения инопланетян.
Лента детально показывает стадии развития психоза, характерного для шизофрении. Героиня постепенно теряет связь с реальностью, испытывает слуховые галлюцинации, становится замкнутой, тревожной и убежденной, что на нее пытаются воздействовать некие силы.
Во время съемок картины режиссер Джефф Бэйна ориентировалась на собственный жизненный опыт. В интервью IndieWire она рассказала, что у ее бабушки была диагностирована параноидальная шизофрения.
Главному герою Вене ставят диагноз «агорафобия». Юноша не может находиться там, где много людей, а потому предпочитает все время проводить у себя в квартире. Однажды он заказывает пиццу, которую герою привозит бойкая Вика. Веня решает запереть девушку у себя дома, а затем пытается совершить самоубийство на ее глазах.
В «Закрытых пространствах» режиссер Игорь Лебедев вряд ли преследует цель заглянуть в подсознание героя и вытащить наружу причины его фобии. И все же он ясно дает понять, что борьба с одиночеством и ощущением бессмысленности жизни у Вени, Маши и их друга Ростика возникли на фоне неустроенного детства.
Жемчужина студии Pixar, наглядно демонстрирующая, как устроен внутренний мир человека. На протяжении всей картины зритель находится буквально в голове 11-летней девочки Райли. Ее жизнь наполнена эмоциями, лидирующую позицию среди которых занимает Радость. Все меняется, когда семья девочки переезжает, а сама она оказывается вдали от привычной жизни, друзей и любимого хоккейного катка. Райли впадает в депрессию, а Радость и Печаль оказываются в подсознании героини, из которого им предстоит найти выход.
«Головоломка» напоминает нам о том, что радоваться, плакать, злиться, испытывать неприязнь или любую другую эмоцию — абсолютно нормально. Эмоции являются неотъемлемой частью полноценной жизни человека, а их подавление зачастую приводит к заниженной самооценке, ухудшению отношений с близкими, развитию депрессии и другим ментальным расстройствам.
Камилл и Жоржу понадобилась всего лишь одна встреча, чтобы безумно друг в друга влюбиться, и пара часов, чтобы скрепить отношения узами брака. Через девять месяцев у них родился сын, а жизнь превратилась в череду нескончаемого веселья, где фантазия и свобода не имеют границ. Но однажды неприукрашенная реальность все же врывается в жизнь возлюбленных: у Камилл диагностируют биполярное расстройство (БАР), граничащее с шизофренией. Женщину помещают в психиатрическую лечебницу, но Жорж, не желающий, чтобы жизнь супруги проходила в четырех стенах, решает похитить ее и вместе с сыном отправиться к испанской границе.
На примере героини Виржини Эфиры зритель видит, как у людей с БАР проявляются резкие перепады настроения, повышается физическая и психическая активность, что в следующий миг может обернуться абсолютным отсутствием сил. Лента француза Режиса Руансара как раз из тех, что в начале позволяют зрителю слегка опьянеть от радости, сочащейся с экрана, а затем дает оглушительную пощечину. И все же, несмотря на драматические элементы и серьезную тему, которую она поднимает, после просмотра неудержимо хочется жить и наслаждаться жизнью.