Забавный и немного грустный кроссовер «Золушки» и «Красотки»
Обнаженная в первых же кадрах фильма танцовщица Ани (Анора) скоро разрядится в меха и обзаведется обручальным кольцом с бриллиантом в три карата. Ее любимая принцесса — Золушка, и девушка решает повторить судьбу сказочной героини во что бы то ни стало.
Во время отлаженной до мелочей ночной работы в местном стрип-клубе Ани просят пообщаться с клиентом на русском языке. Легкомысленный сын олигархов Ваня — далеко не Ричард Гир из «Красотки». Но все же наивность, молодость, неподдельное восхищение новой знакомой и готовность сорить деньгами направо и налево выгодно отличают его от других посетителей. Ани соглашается — разумеется, за отдельную плату — встретиться с ним еще раз, уже наедине. Подработка перерастает в бурный роман, который спустя две недели приводит к свадьбе.
Победа на Каннском фестивале намекает, что идеальной сказочной концовки можно не ждать: вряд ли критиков покорила бы романтичная комедия. «Анора» ощущается более приземленной, чем любимая зрителями версия с Джулией Робертс. И дело даже не в зумерском сленге и облаках дыма от вейпов, которые носят с собой новая Красотка и ее гораздо менее похожий на джентльмена ухажер.
Реалии этой истории дальше от сказки и ближе к суровой действительности, в которой на одном энтузиазме и любви обстоятельства победить не получится, хотя главная героиня Ани — такая же сообразительная, харизматичная молодая девушка, готовая дать отпор обидчикам и побороться за свое счастье. Не зря одним из самых популярных отрывков, разлетевшимся в соцсетях, стала драка в доме Вани. Да, в этом фильме о Золушке-стриптизерше есть еще и драка!
Погружение в яркую ночную жизнь Бруклина и его обитателей
Цифровой релиз «Аноры» как никогда кстати. Зимняя хандра, усугубляемая быстро наступающей темнотой, перед этим ярким аттракционом Бэйкера просто не устоит. Жизнь Ани наполнена громкой музыкой, неоновым светом клуба, беззастенчивым флиртом, а позже, когда в окружении девушки появляется Иван, — бесстыдным выбрасыванием денег на ветер. Даже во второй половине фильма, когда тон повествования резко меняется, яркие краски приглушаются, а на улицах можно заметить снег, огни ночного Нью-Йорка и шумные клубы не дадут заскучать.
Творческий путь Шона Бэйкера строился на судьбах подобных героинь — секс-работниц и танцовщиц, а иногда просто людей, на чью жизнь выпало не слишком много удачи. Его «Проект “Флорида”» рассказывал о приключениях шестилетней Муни, дочери безработной стриптизерши. Вместе с друзьями девочка придумывала опасные развлечения, пока недостижимая мечта любого ребенка, парк аттракционов Диснейленд, находилась от них буквально в шаге. В «Мандарине» центральной героиней стала эксцентричная проститутка Син-Ди Релла, а в «Красной ракете» — порноактер Майки Сабля.
Главной темой для Бэйкера всегда остается необычный, порой пугающий, но глубоко человеческий опыт тех, с кем большая часть аудитории практически не встречается в повседневности. Черный юмор, самоирония и неудобная искренность делают фильмы режиссера, включая «Анору», невероятно живыми. Его магия действительно позволяет почувствовать связь между гротескно сексуализированной Ани и зрителем, сидящим по ту сторону экрана. Может быть, остальные герои картины обращаются против нее, но мы, наблюдатели, — безоговорочно болеем за.
«Анора» (2024)
Дерзкий юмор, понятный каждому поколению
Романтичный первый акт в «Аноре» заканчивается удивительно быстро — и после него начинается бешеный круговорот событий. Коктейль из хаоса и недопонимания здесь выходит одновременно и ужасающим, и невыносимо смешным. Разбираться с Ани приходят главные комедийные персонажи фильма — два русскоговорящих армянина, Торос и Гарник. Они работают на отца Вани и следуют приказу немедленно развести молодую пару. Дуэт строится по знакомой схеме «умный лидер — туповатый подручный», но исполнен он при этом с таким обаянием и обилием мелких смешных деталей, что не сочувствовать ему невозможно.
Энергетика актеров и их взаимодействие делают историю незабываемой, удваивая силу каждого забавного и нелепого момента, но магия фильма не только в этом. Бэйкеру удалось заговорить на универсальном языке юмора, понятном большому количеству зрителей — от капризных кинокритиков до людей, бесконечно далеких от вручения «Золотой пальмовой ветви». Реплики Ани и окружающих, грубоватые и простые, но сказанные от сердца, вызывают как минимум улыбку.
Режиссер и сценарист не только оперирует классическими схемами с сетапами и панчлайнами: в смех обращаются сами ситуации, в которые попадают герои. Каждую неудачу они встречают с долей цинизма и иронии, ведь иначе пережить их было бы гораздо сложнее. «Анора» блестяще выдерживает баланс между драмой и комедией, позволяя зрителям посмеяться даже в те моменты, когда это кажется неуместным.
«Анора» (2024)
Безумный микс трех культур — без стереотипов и «клюквы»
Действие «Аноры» не зря разворачивается в районе Брайтон-Бич, где много мигрантов из России и Восточной Европы. Работа над «Анорой» для Шона Бэйкера началась именно с желания показать удивительный мультикультурный мир русскоязычных людей, живущих в США. Искренний интерес режиссера и его погруженность в эту среду понятны по мельчайшим деталям.
Гарник прикладывает к разбитому носу пачку пельменей, в клубе драматично играет иностранная версия песни t.A.T.u. «Я сошла с ума», а Ани после свадьбы стремительно преображается в жену олигарха с соболиной шубой и характерным недружелюбным выражением лица. Вишенкой на торте становится сцена в легендарном ресторане «Татьяна», хорошо знакомом и туристам, и иммигрантам.
Русский в фильме звучит едва ли не так же часто, как английский, причем без постыдных голливудских ошибок в словах. Торос и Гарник и вовсе общаются на сумасшедшей мешанине трех языков, прибавляя еще и родной армянский. Такое чередование звучит уморительно и жизненно для всех, кто хотя бы немного знаком с чужим культурным кодом и пробовал говорить с людьми, с детства владеющими более чем двумя языками.
Именно в коммуникации героев кроется основной шарм и юмор фильма. Половина персонажей слабо понимает друг друга, общаясь понятными интонациями или с трудом подбирая нужные слова. Особенно очаровательно это выглядит в случае Игоря, героя в исполнении Юры Борисова, — история нисколько не смеется над его очевидно русским происхождением, грубоватым акцентом или плохой ориентированностью в американском лексиконе. Наоборот, его инородность на фоне остальных персонажей, явно более интегрированных в местную среду, показана ласково и деликатно. Вместе приемы моментально выделяют «Анору» среди других комедий 2024 года: это не просто смешная, а живая человеческая история.
Большой прорыв Юры Борисова и Марка Эйдельштейна
Западные издания пестрят похвалами в адрес внезапных новых звезд «Аноры». Открытиями они стали, разумеется, только для иностранных зрителей. Отечественная аудитория давно знает Юру Борисова по внушительной фильмографии (от «Эпидемии» до «Подельников»), а Марка Эйдельштейна как минимум по ярким ролям в «Смычке» и «Монастыре».
Больше всего критиков поразила невероятная искренность актеров и их энергетика, непривычная глазу. The New York Times называет Марка «фантастическим и безумным», Variety — прекрасным принцем, похожим на Тимоти Шаламе. Юра Борисов же, напротив, показался одновременно душевным, трогательным и смешным. Именно ему, несмотря на второстепенную роль, принадлежит главная перспектива в фильме. Он смотрит на Анору теми же глазами, что и режиссер, и сами зрители, — с сочувствием и человечностью, которой вокруг героини так сильно недостает.
Участие в самом громком проекте 2024 года повлекло за собой одну крутую новость за другой. Поклонники Марка Эйдельштейна теперь с нетерпением ждут второй сезон сериала «Мистер и миссис Смит», где актер получил главную роль. Борисову же досталось повышенное внимание в наградном сезоне: за свой образ он уже получил премии нескольких американских ассоциаций критиков. Но по-настоящему болеть за него мы будем в январе: Юра стал первым российским актером с номинацией на «Золотой глобус». Многие пророчат ему и оскаровскую гонку. Все благодаря «Аноре» — экстраординарной и душевной комедии, способной объединить зрителей с разных концов земного шара.