Сто лиц
Юрий Стоянов с первой же серии показывает свой талант к перевоплощению. В одной сцене он может быть следователем, в другой — предводителем криминальной банды, в третьей — интеллигентным соседом. Прямо на наших глазах он надевает парики, вставляет цветные линзы и за считаные секунды меняет внешний облик.
Такое мы не раз видели и в шпионских фильмах, и в боевиках, когда персонажу нужно было очень быстро скрыться — как, например, герою Леонардо ДиКаприо в «Поймай меня, если сможешь». Однако на самом деле за секунду сменить грим и переодеть парик, чтобы он выглядел правдоподобно, невозможно. За кадром происходит долгая процедура перегрима и перекостюма.
«Референсы для каждого образа мы подбирали исходя из сценария. Помимо грима для няни, нам необходимо было подготовить его и для других персонажей: священника, бандита, сантехника и прочих. Образы продумывали так, чтобы производственно в процессе съемок перегримы не занимали много времени. Так, например, для сантехника мы обошлись темными линзами, которые сразу изменили взгляд героя».
Евгения Малай
Художник по гриму сериала «Артист с большой дороги»
Евгения Малай, художник по гриму сериала «Артист с большой дороги»
По словам гримера Евгении Малай, создание образа няни на съемках каждый раз занимало около часа. Черты лица художница визуально смягчала с помощью светотеневых текстур. Фигуру же корректировали костюмеры: они меняли мужские пропорции тела на женские.
Троп, когда мужчина переодевается в женщину, часто используется в комедиях. В «Миссис Даутфайр» герой Робина Уильямса тоже наряжается няней, чтобы проводить время со своими детьми, когда его жена подает на развод. В фильме «В джазе только девушки» персонажи Тони Кертиса и Джека Леммона записываются в женскую музыкальную группу, чтобы их не нашли бандиты, свидетелями разборки которых они случайно стали. В кино образ часто бывает гиперболизирован для создания комедийного эффекта и в женских чертах зритель все равно узнает своего любимого актера. Но иногда грим настолько продуман, что без подсказки не обойтись.
Не пойман — актер
После выхода джалло Луки Гуаданьино «Суспирия» — не путать с «Суспирией» Дарио Ардженто — никто из зрителей не понял, кто же играл профессора-психоаналитика. Только после начала мирового проката Тильда Суинтон, исполнившая роль руководителя труппы, призналась, что пожилого мужчину тоже воплотила она. Удивительная трансформация актрисы придала фильму больше новых смыслов.
Вряд ли многие ответят на вопрос, кто скрывался под гримом Гринча в фильме Рона Ховарда 2000 года. Джим Керри не только каждый день проводил по три часа в кресле гримера, но и, несмотря на всю приклеенную шерсть и силикон, невероятно отыгрывал мимикой все эмоции сказочного персонажа.
Появления Колина Фаррелла в «Бэтмене» Мэтта Ривза ждали все! Но узнать актера в образе грузного мафиози Пингвина почти невозможно — разве что по его фирменному прищуру. Как и сложно распознать Никиту Ефремова в гриме Аркадия Бровкина в «Содержанках».
«Пластические гримеры с помощью специальных средств отливают накладки с лица актера. Они должны очень точно соприкасаться с кожей, ведь их делают для сохранения максимальной подвижности мышц».
Евгения Малай
Художник по гриму сериала «Артист с большой дороги»
Чтобы создать сложный образ, в котором присутствует множество силиконовых накладок, искусственных морщин, постижей — бород, усов, — специалисты примеряют будущий грим сначала виртуально. В программах актеру меняют внешность и смотрят, насколько она подходит под идею картины. После этого отливаются накладки и делается первая примерка уже на самого человека. Если режиссер одобряет образ, артиста в нем фотографируют — документируют, чтобы во всех сценах сложный грим выглядел одинаково.
Клыки, хвосты и когти
Иногда гримерам приходится решать очень оригинальные задачи — например, сделать из актера не человека, а некое потустороннее существо или суперзлодея. Таков сложный образ Святослава Вернидубовича (Юрий Стоянов) в «Вампирах средней полосы», когда он показывает свою истинную сущность: у него вырастают крылья, клыки, когти. Неясно, что в такой работе труднее: придумать внешний облик, не повторяя коллег, или приклеить все силиконовые накладки, нарисовать новое лицо и прикрепить когти из полимерной глины.
Еще не стоит забывать о крови, которая на съемках льется литрами. Речь не о выпитой у режиссера, а об искусственной, которой на площадке «Вампиров средней полосы» было семь видов. Она использовалась и в гриме, и в художественной постановке, и в качестве игрового реквизита. Актеры в кадре пили клубничную искусственную кровь, а для Юрия Стоянова варили специальную, которая отличалась на вкус и не была такой сладкой и калорийной.
«Вампиры средней полосы» (сериал, 2021–2022)
Одной из самых сложных составляющих грима для вампиров были клыки. Авторам нужно было придумать конструкцию, которая бы легко надевалась и не сильно влияла на мимику и речь актеров. Каждый экранный вампир делал снимки у стоматологов, и искусственные клыки создавались индивидуально, чтобы они идеально прилегали к настоящим зубам.
На съемках фэнтезийных картин или хорроров вагончик гримера напоминает лавку некроманта: тут искусственные клыки, здесь целый холодильник крови, там усы и перья, а еще и манекены с силиконовой кожей. В этом пространстве актерам приходится проводить неподвижно долгие часы перед сменой, а потом еще столько же по окончании рабочего дня. Весь этот набор мага-гримера не слишком мобильный, поэтому иногда для образов нечисти художники выбирают что-то более минималистичное. Например, у вампиров в «Караморе» из внешних специфических особенностей только клыки и аристократическая бледность. Пластический грим им необходим в случае телесных повреждений, чтобы показать оторванные куски кожи.
В фильмах серии «Майор Гром» больший упор сделан на костюмы. Злодей Анубис знаменит маской древнеегипетского бога, у Чумного Доктора есть средневековый шлем, а новый персонаж Август ван дер Хольт будет носить экзоскелет. Однако все шрамы, синяки, пулевые ранения — задача гримерного цеха, кропотливо вырисовывающего каждую царапину на теле актера. Это тоже процесс небыстрый и сложный: по ходу экранного времени раны должны естественным образом затягиваться, а свежие — выглядеть идентично в кадрах, снятых даже с разницей в недели.
Не те, кем кажутся
Не стоит думать, что все, чем занимаются гримеры, — это про пластик, силикон и искусственную кровь. Рутинная работа художников — киномейкап, необходимый, чтобы добавить или, наоборот, убрать мелкие морщинки, покраснения, неровности кожи и темные круги под глазами. Такой макияж отличается от того, который блогеры показывают в своих туториалах, или того, который многие делают себе по утрам. Грим должен не только иметь нужный уровень плотности, чтобы выдерживать сцены бега, плавания, поцелуев и сна, но и отвечать характеру персонажа.
Например, в сериале «Престиж» у экстравагантной Юли Чуркиной (Настасья Самбурская) прорисованы большие смоки, тогда как преисполнившаяся в познании мироздания Эльвира (Юлия Снигирь) выглядит ненакрашенной, посвежевшей и отдохнувшей. Как мы знаем из соцсетей, «макияж без макияжа» — задача посложнее ровных стрелок. Да и вообще, когда герой смотрится в кадре естественно — скорее всего, на его образ потратили немало сил.
В сериале «Артист с большой дороги» как раз много образов, для которых важна естественность. Герой Юрия Стоянова должен выглядеть так, чтобы никто из тех, кого он пытается расположить к себе, не догадался, что его внешность — обман.
«Как ни странно, образ священника мне показался наиболее сложным — еще и потому, что Юрий Николаевич Стоянов ненавидит постижи — бороду, усы, — в которых он был вынужден находиться долгое время».
Евгения Малай
Художник по гриму сериала «Артист с большой дороги»
Для мужчин естественный грим ограничивается не только выравниванием тона кожи, но и прикреплением искусственных бород, усов, волос на голову. К слову, поэтому актерам приходится бриться каждый день, иначе макияж будет смотреться неестественно.
Для сериала «Артист с большой дороги» грим продумывали до мелочей. Все перевоплощения — серьезная работа и для актеров, и для художника, и для второго режиссера, который должен помнить обо всех перегримах и учитывать каждую смену образа. Съемки — это не только творческий процесс, но и гонка сроков, ведь время всегда необходимо опережать, чтобы на экране мы увидели ту самую магию кино. В жизни так быстро, конечно, не бывает, но нам, зрителям, всегда нравится обманываться: эти чудеса нас смешат, иногда пугают, а порой и вдохновляют. Сквозь экран мы можем почувствовать, с какой любовью авторы создавали фантазийные образы.