ЛОНГРИД

Эволюция телесмотрения: от электронной трубки к цифровому вещанию

Владимир Ростовский

Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

Если судить в масштабах истории, то человечество смотрит телевизор не так уж давно. Однако почти вся наша жизнь неразрывно связана с экраном. Новости, шоу, сериалы и даже фильмы постепенно перебрались из кинозалов в гостиные. Времена меняются, а вместе с ними эволюционирует и телесмотрение. В этой статье попробуем проследить, с чего всё началось, к чему пришло и какие тренды нас ждут в недалеком будущем.

С чего началось телевидение

Телевидение появилось 19 мая 1929 года. В этот день первая в мире телевизионная станция WCFL Улисса Санабрии передала видео и звук в одном диапазоне радиоволн. Регулярное вещание в США удалось установить только после окончания Великой депрессии, поэтому первенство оказалось у Германии и ее Немецкого телевизионного радиовещания. Немцы показывали в 1936-м Олимпийские игры. В этом же году к списку стран с регулярным вещанием присоединилась Великобритания с каналом BBC Television Service, который до 50-х оставался единственным в стране. США вернулись в гонку спустя три года — NBC передала церемонию открытия Всемирной ярмарки в Нью-Йорке, выступление Рузвельта и матчи по бейсболу и американскому футболу.

В СССР регулярное вещание было запущено Опытным ленинградским телецентром 1 сентября 1938 года. Первые советские телевизоры — громоздкие ящики с крошечным экраном 13 на 17 сантиметров — ставили во дворцах культуры и клубах, где дважды в неделю проводили показы. Качество изображения оставляло желать лучшего, но от жаждущих прикоснуться к истории всё равно не было отбоя.

Ход событий перевернули изобретение кабельного телевидения и Тед Тёрнер. Электролиния позволяла смотреть передачи без помех, сигнал шел не по воздуху, а по проводам — от подстанции прямо в дом пользователя. С повышением качества всплыл существенный недостаток: кабельные сети сложно прокладывать и дорого обслуживать. Тед Тёрнер, предприимчивый парень из Огайо, к началу 1960-х нашел решение. Помогли искусственные спутники Земли. Качество сигнала ничем не уступало кабельному, а зону покрытия получилось увеличить в разы.

Что и как смотрели: формирование основных трендов

Наполнять эфир и удовлетворять спрос пока еще не очень взыскательной публики решили с помощью трансляций концертов, спортивных событий и мыльных опер, возникших из радиопостановок. В 1947 году на канале DuMont начала выходить первая телевизионная мыльная опера A Woman to Remember — шоу о конфликтах на радиостанции, где герои ставят, внимание, мыльную оперу. Сериал произвел фурор. Зрители с замиранием сердца ждали новые серии, а конкуренты бросились снимать аналоги.

Другим трендом стали вечерние и разговорные шоу. Они изменили саму культуру досуга. Люди возвращались домой с работы и после или во время ужина усаживались перед экраном. Первопроходцем был Джонни Карсон. В 1962-м вышел первый выпуск его программы «Сегодня вечером», задавшей стандарты таких телепроектов. Ток-шоу придумал Фил Донахью, в 1967 году запустив программу имени себя. До совершенства жанр довела Опра Уинфри. Ее всемирно известное шоу держалось в эфире 25 лет и сделало ведущую одной из самых влиятельных женщин США.

Не отставали телевизионные викторины — первой был «Вопрос на 64 000 долларов», выходивший с 1955 года на канале CBS. Участники отвечали на общие вопросы и боролись за денежный приз. Главными конкурентами «Вопроса» стали The Big Surprise и Twenty One от NBC.

Телевидение изменило быт людей. График вещания был не таким гибким, как сейчас, и вынуждал зрителей подстраиваться под него — засыпать и вставать позже обычного. Благодаря появлению спортивных трансляций чемпионаты мира и Олимпиада привлекли миллионную аудиторию по всему миру. Образовательные передачи благотворно сказались на IQ детей и взрослых. Некоторое время считалось, что телевизор отупляет, но в 60-х именно с помощью ТВ люди буквально становились умнее. Появился рынок рекламы — гигантская ниша, в одночасье давшая производителям доступ к миллионам потребителей. И, конечно, СМИ, чьи сети распространились, сделав телевизор самым влиятельным медиа на годы вперед.

Телевидение в США и СССР: была ли разница?

Полноценное телевидение в СССР начало развиваться только после 1945 года. А Центральная студия телевидения — аналог Первого канала — была учреждена в 1951-м. Пока в США крутили ток-шоу и мыльные оперы, советский зритель смотрел «Спокойной ночи, малыши!», «В мире животных» и информационную программу «Время». В 70-х появились спутниковые системы «Орбита» и «Экран», что позволило телевизионной руке дотянуться до самых отдаленных уголков страны. Тогда же сформировались восемь основных каналов и были проведены международные телемосты.

С конца 1960-х до начала 1990-х советское телевидение совершило огромный скачок вперед. Да, была цензура и госмонополия. Но разнообразие контента ничем не уступало американскому, с поправкой на идеологию. Было даже подобие нативной рекламы — передача «Больше хороших товаров», что-то среднее между «Контрольной закупкой», «Утренней почтой» и магазином на диване (но без дивана). Дикторы рассказывали о достижениях науки и техники и читали письма телезрителей. Показывали интервью, снятые на местах производства, и юмористические анимационные вставки, как в «Фитиле».

Лихие 90-е

С развалом Союза пришел глобальный передел телерынка. Появилось общественное вещание, возникли частные каналы, а в 1990-м была образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). В течение следующих пяти лет — НТВ, ОРТ, 2×2 и другие. Идеологическая цензура исчезла, на короткий период установилась ТВ-анархия. Количество контента, мусорного в том числе, возросло десятикратно: на уже российского телезрителя свалились сотни иностранных передач и сериалов. Многие помнят мыльные оперы «Богатые тоже плачут» и «Просто Мария» и то, как каждую пятницу семьи собирались перед экранами за просмотром «Поля чудес».

В 90-е было место как смелым самобытным экспериментам («Оба-на», «Куклы»), так и проектам по лицензии («Любовь с первого взгляда», «Пойми меня», «Сто к одному»). Отечественный зритель перестал отличаться от западного — тенденции телесмотрения сравнялись. Вечерние развлекательные передачи соседствовали с аналитическими программами и сериалами, дневные шоу для домохозяек — с мультфильмами и обучающими передачами. Помните Сергея Супонева и «До 16 и старше», «Звездный час» и «Зов джунглей»?

Великий и короткий этап подготовил зрителей к следующему важному новшеству — спутниковому телевидению. Первым массовым оператором стал «НТВ-Плюс», запустившийся в 1996-м. Тарелки облепили дома, число абонентов росло, люди хотели качественной картинки и иностранных каналов. Так вместе со стремительно расширяющейся эфирной сеткой и разворотом в сторону цифрового ТВ Россия и всё человечество подошли к концу XX века.

Телевидение в XXI веке

В цифровой гонке впереди были Япония, США и Европа. Россия полностью перешла на «цифру» совсем недавно — в 2019-м. Преимущества технологии неоспоримы: это и возможность на одной частоте передавать несколько каналов, высочайшее качество изображения и звука и поддержка интерактива (запись, картинка в картинке, перемотка, добавление субтитров и выбор языка). Стало доступным объединение каналов в мультиплексы, каждый из которых подключался отдельно. Система тематических пакетов породила разные уровни тарификации.

Зрители начали записывать понравившиеся сериалы и передачи, смотреть их не в эфире в строго отведенное время, а когда удобно. Сам телевизор как аппарат перестал быть роскошью. Портативный для дачи за несколько тысяч рублей — пожалуйста, гигантская OLED-панель во всю стену за миллионы — нет проблем. А с развитием интернета и Wi-Fi отпала необходимость в телевизионных антеннах. Бывший диковинкой Smart TV — технология, открывающая телевизору доступ в сеть и к сервисам подписок, — быстро приобрел популярность настолько, что теперь сложно найти девайсы без этой функции. На сцену вышли ОТТ-сервисы.

OTT (over the top) — метод доставки видеоконтента от провайдера пользователю, минуя оператора связи. Как если бы фермер вместо прилавка магазина привозил вам овощи лично. Первым игроком на рынке OTT стал Netflix. Небольшая фирма из Калифорнии начинала с доставки видеокассет. Те сменились на DVD, а в середине нулевых, наблюдая за успехом YouTube, боссы Netflix решили запустить сервис видео по запросу. Оформив подписку, пользователи получали доступ к огромной библиотеке контента — это была настоящая революция. Появилось понятие бинджвотчинг (просмотр запоем), когда люди садились смотреть сериал и останавливались только после заключительной серии. Всё потому, что Netflix придумал выпускать сериалы не по одной серии, а сразу сезонами.

Успех первопроходца не оставил конкурентам иного выхода, кроме как догонять. Disney+, Amazon Prime Video, Hulu, HBO Max (с недавних пор просто Max) и другие появились в течение последних 10 лет. К услуге пользования библиотекой добавились эфирные каналы. В России пионером в 2007 году стал Tvigle. Затем в 2009 появился онлайн-кинотеатр Okko под названием Yota Play. Сейчас количество отечественных сервисов выросло. Многие активно занимаются созданием своего контента — это логичное развитие стримингов. Онлайн-кинотеатр START был и остается лидером в сегменте производства оригинальных фильмов и сериалов. Например, месяц назад вышла сотая премьера собственного производства — «Жить жизнь». Сериал-манипуляция стал самым мощным запуском на всю историю START: его уже посмотрело более полумиллиона женщин.

В главных ролях: Любовь Аксёнова, Роман Васильев, Дарья Мороз
Режиссер: Артем Аксёненко

  Смотреть 

В главных ролях: Любовь Аксёнова, Роман Васильев, Дарья Мороз
Режиссер: Артем Аксёненко

На рост OTT-сервисов повлияла пандемия COVID-19. Пока мир почти целый год сидел по домам, изменились привычки телесмотрения. Стали популярны каналы, на которых круглосуточно показывали природу. В топ вышли передачи о путешествиях и прямые эфиры из разных уголков мира — так удавалось поддерживать туристическую отрасль, пострадавшую из-за закрытия границ. Зрители отдавали предпочтение не тревожным новостным выпускам, а умиротворяющим программам и легким сериалам. Снова возросла популярность реалити-шоу: нам нельзя было даже просто ходить друг к другу в гости, а к совершенно незнакомым людям по ту сторону экрана — запросто.

Такие сервисы, как START, добавили функцию просмотра телепрограмм. Теперь, если нужен какой-то канал, будь он федеральный или кабельный, пользователи могут просто переключить вкладку. Другое нововведение — кетчапы — связано с уходом из России некоторого контента. Транслируемое в эфире записывается и остается в доступе неделю.

Будущее

За почти 100 лет существования телевидения тренды менялись несколько раз. Пройден путь от коллективных сеансов дважды в неделю к скучающему пролистыванию нескольких сотен передач. От десятка эфирных каналов с жесткой сеткой вещания к возможности выбрать из тысячи и гибкому графику просмотра. От бесплатного телевидения к тарификации на любой вкус.

Традиционное телевидение эволюционирует в нечто совершенно новое, подстраиваясь под вкусы конечного потребителя, ведь в итоге рынок формирует именно пользователь. Один из главных трендов будущего — рост интерактивности. Внедряются технологии виртуальной реальности и игровые механики. Контент, ранее доступный только на ТВ, переходит в онлайн, в том числе без обязательных подписок, как, например, подборки телеканалов.

Продолжит развиваться мультиплатформенность — контент больше не базируется в одном месте, например на телеканале, а гибко распределяется по разным площадкам. Будет востребован познавательно-развлекательный формат. Наконец, еще больше усилится сегментация и персонализация: пользователь хочет сам решать, что ему смотреть, как и когда, но делать это без напряжения — отсюда рост популярности рекомендательных сервисов. В любом случае, что бы ни произошло с ТВ в будущем, мы, зрители, определенно получим удовольствие.