Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»
Проблема отсутствия должного представления женских персонажей возникла еще в литературе, оттуда перешла в театр, а затем и в кино. Клише — стереотипные и не меняющиеся образы — тоже существует так давно, что уже и не понять, кто их создал: древнегреческие драматурги, авторы бульварных романов XVIII века или Голливуд.
В конце прошлого столетия придумали «тест Бекдел», он был использован в качестве шутки американской художницей Элисон, по фамилии которой и назван этот метод проверки. Одна из героинь ее комикса говорит подруге, что смотрит только фильмы, соответствующие трем правилам:
1) в фильме есть хотя бы две женщины,
2) которые говорят друг с другом,
3) о чем-либо, кроме мужчин.
А теперь немного удручающей статистики: в 2014 году ученые проанализировали около 100 коммерчески успешных фильмов, снятых за последние 10 лет, и из них лишь 7 процентов соответствовали критериям. Помимо «теста Бекдел» есть множество других способов проверить кино на сексизм и заспамленность клише в отношении женских персонажей. Один из них, например, называется «сексуальный торшер». Его суть заключается в том, чтобы посмотреть, изменится ли сюжет, если героиню заменить на красивую напольную лампу. Вы удивитесь, как много известных и титулованных фильмов этот тест не проходят. Причем иногда не справляются даже современные картины.
Еще сложнее обстоят дела с клише женских персонажей. Со временем они меняются, некоторые уходят в прошлое, другие занимают их места.
Понятнее всего объяснить, кто же такая железная леди, можно на примере Миранды Пристли (Мэрил Стрип) из фильма «Дьявол носит Prada». Это успешная женщина, холодная, педантичная, в меру заносчивая, знающая себе цену, обычно еще и очень обеспеченная. Казалось бы, сплошь положительные качества. Только клише заключается в том, что почти всегда она несчастна в браке и между любовью и работой выбирает второе.
В фильме «Давай разведемся!» Маша (Анна Михалкова) как раз такая железная леди. У героини хорошая работа, где она пропадает 24/7, и от нее уходит муж. Правда, дальше она совершает нетипичные для этого образа поступки: показывает свою естественную слабость перед матерью, сжигает одежду по совету гадалки, чтобы приворожить супруга, а в конце и вовсе позволяет другому мужчине позаботиться о себе и передает ему контроль над ситуацией.
Примеры других случаев разрушения клише «сильная женщина» мы можем увидеть в картинах «Мама, я дома», «Он и она», «Опасная игра Слоун», «Август», «Колетт».
Маниакальная девушка-мечта — персонаж-функция, задача которого преобразить героя и заставить его иначе смотреть на жизнь. Обычно такая героиня яркая, эксцентричная и немного сумасшедшая, ибо, по мнению авторов, только так она сможет заинтересовать мужчину, от лица которого ведется повествование. Таковы, например, Сэм (Натали Портман) в трагикомедии «Страна садов», Рамона (Мэри Элизабет Уинстэд) в задорном фэнтези «Скотт Пилигрим против всех», Сьюзан (Ева Грин) из фантастической драмы «Последняя любовь на Земле», Шантри (Зои Казан) из ромкома «Дружба и никакого секса».
Об этих героинях ничего не известно, им не дается предыстории, они редко говорят о своих проблемах. Сюжетная арка таких женских персонажей закрывается на том, что они остаются вместе с главным героем. Ломают эти стереотипы картины наподобие «Русалки» Анны Меликян, где Алиса (Мария Шалаева) вовсе не обретает счастья с возлюбленным, — он даже не обращает на нее внимания и воспринимает ее как девушку со странностями. А в центре сюжета — именно история Алисы, ее переживания и борьба с несправедливостью мира.
Классическая героиня нуаров и триллеров — роковая красотка с невероятной фигурой и подиумным макияжем, задача которой — приносить беды и соблазнять главного героя. Грубо говоря, в этом и есть ее функция. Таковы персонажи Шэрон Стоун в «Основном инстинкте», Дианы Крюгер в «Одержимости» или Евы Грин в «Городе грехов 2». Иногда в сценарии происходит пересечение образов, как у героини Меган Фокс в «Трансформерах»: она прекрасная девушка мечты, заодно роковая женщина, а еще иногда ее нужно спасать от злых десептиконов.
В «Быке» Таня (Стася Милославская) тоже представляет собой такую роковую женщину, ради которой мужчина может умереть. Сама же она почти бездействует — иначе говоря, тест на «торшер» эта героиня бы не прошла. Соответствует ли этой константе Виктория (Елена Подкаминская) из «Кухни»? Ведь по ходу сюжета мы узнаем ее лучше, а история героини становится интереснее и многограннее. То же с Ольгой (Ольга Медынич) из «Вампиров средней полосы» — персонаж получает предысторию и развитие, и героиня выходит из стереотипного образа, а зритель видит ее глубину.
Разрушается клише, например, в фильме «Девушка, подающая надежды». Кассандра (Кэри Маллиган) буквально делает то же, что и типичная роковая красотка, только ее цель — месть, ради которой она ни перед чем не останавливается. Она соблазняет мужчин не для удовольствия — у нее совсем другие планы. Другой яркий пример — «Красотка на всю голову», где трансформация происходит у нас на глазах. Рене (Эми Шумер), ударившись головой, ощущает себя сексуальной женщиной с обложки, хотя всю жизнь чувствовала себя несимпатичной неудачницей. Так авторы поднимают вопрос о самовосприятии и борются со стандартами красоты, разрушающими жизни многих девушек.
Та самая Белоснежка, которая не проснется без поцелуя прекрасного принца. Она всегда становится заложницей ситуации и персонажем-функцией — герой обязан ее спасти во что бы то ни стало. Это и Ирэн Адлер (Рэйчел Макадамс) в «Шерлоке Холмсе», и Кэт (Элизабет Дебики) из «Довода», и Мэри Джейн (Кирстен Данст) из «Человека-паука», и все так называемые девушки Бонда. Интересно, что сам штамп не перестал существовать, но параллельно получило развитие и другое клише, обратное, — девушка-воин.
Здесь тоже очень широкий спектр примеров, каждый из которых напоминает все остальные. Интересно, что девушка-воин может появиться в фильме любого жанра: в комедии — «Мисс Конгениальность», в мультфильме — «Мулан», в супергеройском экшене — «Чудо-женщина», в военном кино — «Солдат Джейн», в спортивной драме — «Малышка на миллион», в детективе — «Девушка с татуировкой дракона». Эти героини могут и за себя постоять, и спасти мужчину, и сразиться со злом, и остаться при этом обворожительно прекрасными.
Кажется, это самый странный штамп из существующих. Даже роковая красотка наделена большим функционалом в сценарии, чем мертвая жена. Кто же она такая? Это воспоминание главного героя об идеальной в его понимании женщине — красивой, доброй, любящей и заботливой. Но вот незадача — героиня всегда умирает либо в начале фильма, либо до всех событий в картине. Таковы персонажи в фильмах «Джон Уик», «После тебя», «Начало», «Остров проклятых», «Престиж», «Помни». Зритель даже зачастую не знает имени этой жены, но ее смерть необходима в сценарии, чтобы побуждать главного героя на важные для сюжета поступки.
Показательнее всего клише разрушается картиной «Исчезнувшая». Эми (Розамунд Пайк) инсценирует свою смерть и становится не далекой мечтой, а возмездием и ночным кошмаром мужа (Бен Аффлек). Как будто она отомстила не только неверному супругу, но и всем сценаристам, игнорирующим работу над женскими образами. Восстала из мертвых жен, чтобы стать символом освобождения. В стиле сигмы, хотя не совсем.