Эволюция женских образов в кино
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/b00278fc95ed407f96781f9706657890/eliza-dante.png)
Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»
Положение женщин в кинематографе XXI века улучшилось после десятилетий запретов и шовинизма. Благодаря борьбе за права с каждым годом становится больше интересных работ, снятых представительницами киноиндустрии, а в центре сюжетов всё чаще оказываются сильные и многогранные героини. Даже блокбастеры, хоть и неповоротливо, со скрипом, но всё же пытаются переориентироваться на другую аудиторию.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/9c6524c934ee4c07be42d07f37833927/devushka-podayushchaya-nadezhdy_cover.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/b31bc74075bf42ac810bae3cc5a2accc/devushka-podayushchaya-nadezhdy_cover.jpg)
Репрезентация и сексизм
Проблема отсутствия должного представления женских персонажей возникла еще в литературе, оттуда перешла в театр, а затем и в кино. Клише — стереотипные и не меняющиеся образы — тоже существует так давно, что уже и не понять, кто их создал: древнегреческие драматурги, авторы бульварных романов XVIII века или Голливуд.
В конце прошлого столетия придумали «тест Бекдел», он был использован в качестве шутки американской художницей Элисон, по фамилии которой и назван этот метод проверки. Одна из героинь ее комикса говорит подруге, что смотрит только фильмы, соответствующие трем правилам:
1) в фильме есть хотя бы две женщины,
2) которые говорят друг с другом,
3) о чем-либо, кроме мужчин.
А теперь немного удручающей статистики: в 2014 году ученые проанализировали около 100 коммерчески успешных фильмов, снятых за последние 10 лет, и из них лишь 7 процентов соответствовали критериям. Помимо «теста Бекдел» есть множество других способов проверить кино на сексизм и заспамленность клише в отношении женских персонажей. Один из них, например, называется «сексуальный торшер». Его суть заключается в том, чтобы посмотреть, изменится ли сюжет, если героиню заменить на красивую напольную лампу. Вы удивитесь, как много известных и титулованных фильмов этот тест не проходят. Причем иногда не справляются даже современные картины.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/3b6cb3099b98473cb6b09930133a9be4/test-bekdel__0012_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/1159ffab6d96493ba06b61254e9b9d96/test-bekdel__0011_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/cd893c27731148ce9b3247657f126d22/test-bekdel__0009_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/f97e7b471d97460daba3700f63268d93/test-bekdel__0010_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/f2741ef1c6e8412fb03323617ad4c248/test-bekdel__0008_5.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/a14c48efe4cf47f8b635879ebf52ce23/test-bekdel__0007_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/c15183523b784f2d90b571eb54bc2faa/test-bekdel__0006_7.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/340e4fe81ee14e3d8c764155a5c9b04d/test-bekdel__0005_8.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/799b8dbd7fee46a2aa7797e1dea2d0fe/test-bekdel__0004_9.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/01bf26f6d9014d3793dd123f4cde3cde/test-bekdel__0003_10.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/b9cd9818a0384e3a8d9b4d7cc63bb72e/test-bekdel__0000_13.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/bfba668e29164deebf373265c48214b8/test-bekdel__0001_12.jpg)
Еще сложнее обстоят дела с клише женских персонажей. Со временем они меняются, некоторые уходят в прошлое, другие занимают их места.
Железная леди, или селф-мейд вумен
Понятнее всего объяснить, кто же такая железная леди, можно на примере Миранды Пристли (Мэрил Стрип) из фильма «Дьявол носит Prada». Это успешная женщина, холодная, педантичная, в меру заносчивая, знающая себе цену, обычно еще и очень обеспеченная. Казалось бы, сплошь положительные качества. Только клише заключается в том, что почти всегда она несчастна в браке и между любовью и работой выбирает второе.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/d96c2bced8264121999672a66e3d0365/dyavol-nosit-prada__0006_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/e91076f777484e049cc1c11ed0ab4316/dyavol-nosit-prada__0002_7.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/09d32e9bcdc044ec8164649f9547c88a/dyavol-nosit-prada__0007_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/c5f2094655d440109f18fb89c67ecff2/dyavol-nosit-prada__0005_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/c5c669f2135a475e83c8ff224059c100/dyavol-nosit-prada__0000_9.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/3ef222a77ac5434a89d3227480aeb1fe/dyavol-nosit-prada__0003_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/a06135e788c2442d99c8c101a8ced050/dyavol-nosit-prada__0008_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/f33aaae8e5524c6f975fe5302568b036/dyavol-nosit-prada__0001_8.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/16e4f1fae8ff4c8e978c27b258b60e49/dyavol-nosit-prada__0008_2.jpg)
В фильме «Давай разведемся!» Маша (Анна Михалкова) как раз такая железная леди. У героини хорошая работа, где она пропадает 24/7, и от нее уходит муж. Правда, дальше она совершает нетипичные для этого образа поступки: показывает свою естественную слабость перед матерью, сжигает одежду по совету гадалки, чтобы приворожить супруга, а в конце и вовсе позволяет другому мужчине позаботиться о себе и передает ему контроль над ситуацией.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/6933060e55ad40e0a98915481a4e1519/davay-razvedemsya__0002_5.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/d3ae94f593c146758900cb1127e708e4/davay-razvedemsya__0006_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/ff22e7ed786d4c96a65774b17d213b01/davay-razvedemsya__0005_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/c1d732cf1d124e8a8fd842bd09669181/davay-razvedemsya__0001_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/a390e1d3e9bf4373a17a4478252cccb5/davay-razvedemsya__0004_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/33aac357e27b455e9625924909cc8511/davay-razvedemsya__0003_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/76a546847a7c41c6a466534922399cb1/davay-razvedemsya__0000_7.jpg)
Примеры других случаев разрушения клише «сильная женщина» мы можем увидеть в картинах «Мама, я дома», «Он и она», «Опасная игра Слоун», «Август», «Колетт».
Маниакальная девушка-мечта, или сигма
Маниакальная девушка-мечта — персонаж-функция, задача которого преобразить героя и заставить его иначе смотреть на жизнь. Обычно такая героиня яркая, эксцентричная и немного сумасшедшая, ибо, по мнению авторов, только так она сможет заинтересовать мужчину, от лица которого ведется повествование. Таковы, например, Сэм (Натали Портман) в трагикомедии «Страна садов», Рамона (Мэри Элизабет Уинстэд) в задорном фэнтези «Скотт Пилигрим против всех», Сьюзан (Ева Грин) из фантастической драмы «Последняя любовь на Земле», Шантри (Зои Казан) из ромкома «Дружба и никакого секса».
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/836e0ef2cfc74222af26106d63d77ad3/poslednyaya-lyubov-na-zemle__0004_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/0aa848857e4346038d21163320c402b8/poslednyaya-lyubov-na-zemle__0006_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/30b5bd75d6e54a0388e8fc86a8441120/poslednyaya-lyubov-na-zemle__0000_7.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/edabc24c61374cd2a7777e31a2126019/poslednyaya-lyubov-na-zemle__0001_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/94ccb404ab6145fb9fa7c856d7b5fbf9/poslednyaya-lyubov-na-zemle__0003_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/d9e8389086174395be756117c8c5d9d0/poslednyaya-lyubov-na-zemle__0005_2.jpg)
Об этих героинях ничего не известно, им не дается предыстории, они редко говорят о своих проблемах. Сюжетная арка таких женских персонажей закрывается на том, что они остаются вместе с главным героем. Ломают эти стереотипы картины наподобие «Русалки» Анны Меликян, где Алиса (Мария Шалаева) вовсе не обретает счастья с возлюбленным, — он даже не обращает на нее внимания и воспринимает ее как девушку со странностями. А в центре сюжета — именно история Алисы, ее переживания и борьба с несправедливостью мира.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/dcd6ad5db57141629487a4fe1067f0bf/rusalka__0003_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/8d409c38c9b847eaa08dcc61a41e4c2f/rusalka__0000_9.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/c2eb9f85269e4cee93a60edd2855963d/rusalka__0008_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/d243f5b5579a418fa016e0d9f089f65b/rusalka__0002_7.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/d5f103c165e74eecba7f8d30ff6564ac/rusalka__0005_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/10738b7312e145019fef370e2a920a05/rusalka__0006_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/3b37dc91cf5742038d53db01139eca8e/rusalka__0001_8.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/54467afe952b40cf83c5df48c13f65a1/rusalka__0004_5.jpg)
Роковая красотка
Классическая героиня нуаров и триллеров — роковая красотка с невероятной фигурой и подиумным макияжем, задача которой — приносить беды и соблазнять главного героя. Грубо говоря, в этом и есть ее функция. Таковы персонажи Шэрон Стоун в «Основном инстинкте», Дианы Крюгер в «Одержимости» или Евы Грин в «Городе грехов 2». Иногда в сценарии происходит пересечение образов, как у героини Меган Фокс в «Трансформерах»: она прекрасная девушка мечты, заодно роковая женщина, а еще иногда ее нужно спасать от злых десептиконов.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/a7270ef604da4c1d86c10bc0d2b74fbc/osnovnoy-instinkt__0005_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/88a5d34c876e462e9072a09126e4b5a4/osnovnoy-instinkt__0004_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/a691d8740b404b58ba3511ccc30c318a/osnovnoy-instinkt__0003_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/83e6a7dddcf34953bf130667c1044a18/osnovnoy-instinkt__0005_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/537eafffc69542b2a084a18c2b8c3127/osnovnoy-instinkt__0001_5.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/91b5e7b2978148a08535a348b5dfd468/osnovnoy-instinkt__0002_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/7ce823bf7d77480eb75c0a4641714ff6/osnovnoy-instinkt__0000_7.jpg)
В «Быке» Таня (Стася Милославская) тоже представляет собой такую роковую женщину, ради которой мужчина может умереть. Сама же она почти бездействует — иначе говоря, тест на «торшер» эта героиня бы не прошла. Соответствует ли этой константе Виктория (Елена Подкаминская) из «Кухни»? Ведь по ходу сюжета мы узнаем ее лучше, а история героини становится интереснее и многограннее. То же с Ольгой (Ольга Медынич) из «Вампиров средней полосы» — персонаж получает предысторию и развитие, и героиня выходит из стереотипного образа, а зритель видит ее глубину.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/1e7d526093854870995047ad0d1dcbe8/vampiry-sredney-polosy__0007_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/e70a358f530b41c7990ea6ab2d6df543/vampiry-sredney-polosy__0003_5.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/78f3cd6cfd7140c39c46e8c5e6e0c37e/vampiry-sredney-polosy__0004_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/00be6b7447d34b5281ec958e9be8c2eb/vampiry-sredney-polosy__0005_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/f64d238c0014415bba5ce8189cc3b3a5/vampiry-sredney-polosy__0001_7.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/970a1ed76fcf40ce8903088a8bcd40f3/vampiry-sredney-polosy__0000_8.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/a83e0a785ab14551a3a14615e6eccae7/vampiry-sredney-polosy__0002_6.jpg)
Разрушается клише, например, в фильме «Девушка, подающая надежды». Кассандра (Кэри Маллиган) буквально делает то же, что и типичная роковая красотка, только ее цель — месть, ради которой она ни перед чем не останавливается. Она соблазняет мужчин не для удовольствия — у нее совсем другие планы. Другой яркий пример — «Красотка на всю голову», где трансформация происходит у нас на глазах. Рене (Эми Шумер), ударившись головой, ощущает себя сексуальной женщиной с обложки, хотя всю жизнь чувствовала себя несимпатичной неудачницей. Так авторы поднимают вопрос о самовосприятии и борются со стандартами красоты, разрушающими жизни многих девушек.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/9c669cb61a4d4cd494a44471c73ce875/devushka-podayushchaya-nadezhdy__0005_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/86c4f1146bae40d4b13d4b01faf2b583/devushka-podayushchaya-nadezhdy__0003_5.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/3754a649c8fc4c218ed6c5effb7c242b/devushka-podayushchaya-nadezhdy__0002_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/3b0039b85c3242479ad7c9dcaa3511e5/devushka-podayushchaya-nadezhdy__0001_7.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/204019032fb8446d8db50b9242da2f0f/devushka-podayushchaya-nadezhdy__0000_8.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/7a22cc14324949699c257a9bdcb1de64/devushka-podayushchaya-nadezhdy__0006_1.jpg)
Девушка в беде
Та самая Белоснежка, которая не проснется без поцелуя прекрасного принца. Она всегда становится заложницей ситуации и персонажем-функцией — герой обязан ее спасти во что бы то ни стало. Это и Ирэн Адлер (Рэйчел Макадамс) в «Шерлоке Холмсе», и Кэт (Элизабет Дебики) из «Довода», и Мэри Джейн (Кирстен Данст) из «Человека-паука», и все так называемые девушки Бонда. Интересно, что сам штамп не перестал существовать, но параллельно получило развитие и другое клише, обратное, — девушка-воин.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/ec9e41bf933748c7a8159c35d3cb5fd4/dovod_0000_8.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/293629d3e6834f028d77237790c09174/dovod_0003_5.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/32c37b84e7f747aa84f4cfcfd0ff17d5/dovod_0002_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/5aa8d399ce254dac9f7d59a45669f222/dovod_0006_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/9577dfb46b0f4e7abe18f66545f67251/dovod_0005_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/43c77a73ae84403f90b1b99676022dd7/dovod_0004_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/765e14b24078487baa2c48fc0d702f7c/dovod_0007_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/ebfec82cc9d24579a22b288cc7620c03/dovod_0001_7.jpg)
Здесь тоже очень широкий спектр примеров, каждый из которых напоминает все остальные. Интересно, что девушка-воин может появиться в фильме любого жанра: в комедии — «Мисс Конгениальность», в мультфильме — «Мулан», в супергеройском экшене — «Чудо-женщина», в военном кино — «Солдат Джейн», в спортивной драме — «Малышка на миллион», в детективе — «Девушка с татуировкой дракона». Эти героини могут и за себя постоять, и спасти мужчину, и сразиться со злом, и остаться при этом обворожительно прекрасными.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/34c3f5e33fa744d29575ccf5efc21a9d/chudo-zhenshchina__0001_9.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/c2ceafa08316488399427149a7f14ea2/chudo-zhenshchina__0006_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/1c3dd9cf51eb40afb9028e72b19586ef/chudo-zhenshchina__0005_5.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/6461f54094b64440910b906358b6ce54/chudo-zhenshchina__0009_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/1b6fb5b2143b42989b076974448178b7/chudo-zhenshchina__0004_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/d6213ea44a6b4fd78065f4a9c7f3a997/chudo-zhenshchina__0003_7.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/4d623a0540a04bb2b57331a0a05e5074/chudo-zhenshchina__0007_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/31c41fd773c74cd5a341818be2397bab/chudo-zhenshchina__0008_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/221568ed95f14f2e9ee7e861a6c698f3/chudo-zhenshchina__0002_8.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/f7decb64180b407fb57c7c78674d55c8/chudo-zhenshchina__0000_10.jpg)
Мертвая жена
Кажется, это самый странный штамп из существующих. Даже роковая красотка наделена большим функционалом в сценарии, чем мертвая жена. Кто же она такая? Это воспоминание главного героя об идеальной в его понимании женщине — красивой, доброй, любящей и заботливой. Но вот незадача — героиня всегда умирает либо в начале фильма, либо до всех событий в картине. Таковы персонажи в фильмах «Джон Уик», «После тебя», «Начало», «Остров проклятых», «Престиж», «Помни». Зритель даже зачастую не знает имени этой жены, но ее смерть необходима в сценарии, чтобы побуждать главного героя на важные для сюжета поступки.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/f565b57e9a1d4fe5864dfc85199a8c00/ostrov_0002_1.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/e4b4e86cf7f34f76a7480089762fac2e/ostrov_0000_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/0aec3fc4db3143529032d490c6d90950/ostrov_0001_2.jpg)
Показательнее всего клише разрушается картиной «Исчезнувшая». Эми (Розамунд Пайк) инсценирует свою смерть и становится не далекой мечтой, а возмездием и ночным кошмаром мужа (Бен Аффлек). Как будто она отомстила не только неверному супругу, но и всем сценаристам, игнорирующим работу над женскими образами. Восстала из мертвых жен, чтобы стать символом освобождения. В стиле сигмы, хотя не совсем.
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/0dedc0a1a27d4311b285da2f954920f1/ischeznuvshaya_0005_3.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/06bbd972c294449f886488db66300575/ischeznuvshaya_0001_7.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/fedb9de838684e859179b54477fdb0e8/ischeznuvshaya_0000_8.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/b300673386f24143a947d3883ac972d1/ischeznuvshaya_0002_6.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/eb009229eb76458383c6a807a69b41c0/ischeznuvshaya_0003_5.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/0c6dd07fe5eb4628adad6d3d30d7a9a2/ischeznuvshaya_0006_2.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/741ea9fa47194519b24f468c7804960f/ischeznuvshaya_0004_4.jpg)
![](https://api.start.ru/images/unsafe/filters:quality(100)/4ed0cc1adb4a452399c182e3f3d43640/ischeznuvshaya_0007_1.jpg)