ЛОНГРИД

Сверхновая волна: феномен современного казахского кинематографа

В День всех влюбленных на START состоялась премьера мелодрамы о юной создательнице десертов «Молочная девочка». Эта трепетная история о взрослении, поиске призвания и любви дает повод вновь поговорить о кино Казахстана, сделавшем за последние годы резкий качественный скачок. Сегодня попробуем разобраться в феномене кинематографа страны-соседа.

Король казахского артхауса

Главным постановщиком сегодняшнего Казахстана без преувеличения можно назвать Адильхана Ержанова. Постоянный гость авторитетных международных конкурсов и член Европейской киноакадемии дебютировал в 2007 году с короткометражкой «Бахытжамал», окончил режиссерский факультет Национальной академии искусств и прошел стажировку в Нью-Йорке. Он пробовал себя в разных жанрах, но убедительнее всего Ержанову удаются драмы. Российская публика познакомилась с его самобытным авторским стилем после выхода «Ласкового безразличия мира» — щемящей истории юной провинциалки Салтанат, которая жертвует любовью и будущим ради семьи.

С первых кадров фильма становится понятно, что режиссер не собирается щадить ни героев, ни зрителей. Он использует длинные планы, смело говорит о неудобных социальных проблемах, пренебрегает музыкальным сопровождением и делает пейзаж важным персонажем картины. Вообще, ландшафтное разнообразие с горами, морем и бескрайними степями превращает Казахстан в идеальную страну для кинопроизводства. Ержанову, как никому другому, удается использовать натуру для усиления драматизма. Сквозная тема его творчества — столкновение беззащитного человека с различными проявлениями власти. Вышедший в прошлом году «Голиаф» о вдовце, который вынужден работать на убийцу жены, стал, пожалуй, одной из самых безнадежных и завораживающих из его картин. Отдельно хочется отметить невероятную плодотворность кинематографиста. Только за 2022 год вышли шесть его проектов.

Хрупкая молодость от ученицы Сергея Соловьева

От невыносимости бытия по Ержанову перейдем к хрупкой молодости и рефлексии от Яны Скопиной. Обязательно почитайте ее развернутое интервью для START. Постановщица называет себя ученицей режиссера и сценариста Сергея Соловьева. Удивительно, но именно автор «Ассы» помог когда-то состояться так называемой казахской новой волне. Выпускники его мастерской отвечали за национальный постсоветский кинематограф. Вершиной течения стала «Игла» Рашида Нугманова с Виктором Цоем и Петром Мамоновым. Тем яснее становится причина, по которой Яна Скопина выбрала тему для полнометражного дебюта. «Скоро кончится лето» — метафора краха государства через личную драму 16-летнего Бахтияра. Парень ломает руку, слушает Цоя, ведет аудиодневник, страдает от любви по соседке Берте и верит в могущество гипноза. Бесконечно одинокий подросток проживает последнее лето детства, которое похоронит и его кумира, и родную многонациональную страну.

Важный элемент картины — закадровый голос героя, позволяющий подслушать его самые сокровенные мысли. Скопина играет на поле модного направления янг-эдалт, совмещая всегда актуальную тему самоидентификации молодых с ностальгическими нотками, которые отзываются в зрителях, рожденных в СССР. Чтобы погружение в 1990-е было полным, режиссеру пришлось отказаться от съемок в модернизированной и шумной Алма-Ате и перевести производство в провинциальные Караганду и Темиртау, где время будто остановилось.

Самый кассовый жанр

На первый взгляд может показаться, что казахское кино делают исключительно близкие по духу Андрею Звягинцеву и Кириллу Серебренникову режиссеры. Но точно так же, как шведы не особо ценили Ингмара Бергмана, массовый зритель на родине Ержанова выбирает не артхаус, а комедии. Национальная самоидентичность, любовь к родному языку, истории, музыке породили для внутреннего рынка множество народных хитов, которые могут оставить российскую аудиторию в недоумении из-за культурных различий. Всё же многие кинематографисты продолжают снимать универсальные истории, понятные на всём постсоветском пространстве. Если в экшн-сценах порой читается недостаток бюджета, то искренность, с которой кинематографисты делают любимое дело, вызывает интерес и уважение.

Так, в репертуаре START есть лихая черная комедия «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева. Герой фильма Дастан, устав от капризов беременной жены и настойчивого внимания коллекторов, сбегает на рыбалку с лучшими друзьями — сотрудником полиции и бизнесменом. Только вместо отдыха на природе троица сначала портит отношения с бандитами, а после оказывается на охотничьих угодьях кровожадного маньяка. По духу картина напоминает проекты Жоры Крыжовникова («Горько!») и Кирилла Соколова («Папа, сдохни»), а в главных ролях легко представить Сергея Бурунова и Александра Яценко. Примечательно, что герои «Жаным, ты не поверишь» произвольно переходят с казахского на русский, и, чтобы понять всё, важно следить за субтитрами.

Героиня нового типа

Напоследок рассказываем о дебютной картине постановщика и сценариста Мади Балжанова «Молочная девочка» и ее нетипичной главной героине. Очаровательная сотрудница кондитерской Жамиля сочетает в себе традиции и современность, скромность и упорство, преданность и любопытство. Она одновременно сконцентрирована на карьере и открыта для серьезных отношений. Девушка носит в себе тайну и легко забывает о кротости, как только в магазин заходит интересный парень. Она ведет себя как сталкер, чтобы узнать, кому таинственный покупатель подарит десерт. Более того, Жамиля берет инициативу в свои руки и делает первый шаг навстречу любви.

Героиня разом ломает несколько стереотипов о молодой женщине, воспитанной в строгих традициях Центральной Азии. В ней легко увидеть метафору на национальный кинематограф Казахстана, такой же искренний и отважный.