Сверхновая волна: феномен современного казахского кинематографа
В День всех влюбленных на START состоялась премьера мелодрамы о юной создательнице десертов «Молочная девочка». Эта трепетная история о взрослении, поиске призвания и любви дает повод вновь поговорить о кино Казахстана, сделавшем за последние годы резкий качественный скачок. Сегодня попробуем разобраться в феномене кинематографа страны-соседа.
/cf433de245a44c3496f8af908be3d0f7/molochnaya-devochka_cover.jpg)
/7cfc735e54c74001857eda2f63a17257/molochnaya-devochka_cover.jpg)
Король казахского артхауса
Главным постановщиком сегодняшнего Казахстана без преувеличения можно назвать Адильхана Ержанова. Постоянный гость авторитетных международных конкурсов и член Европейской киноакадемии дебютировал в 2007 году с короткометражкой «Бахытжамал», окончил режиссерский факультет Национальной академии искусств и прошел стажировку в Нью-Йорке. Он пробовал себя в разных жанрах, но убедительнее всего Ержанову удаются драмы. Российская публика познакомилась с его самобытным авторским стилем после выхода «Ласкового безразличия мира» — щемящей истории юной провинциалки Салтанат, которая жертвует любовью и будущим ради семьи.
/a44266c54a044d0c866dbe2357d06548/laskovoe-bezrazlichie-mira__0001_2.jpg)
/0e20ff9223af45418f87406c587997e7/laskovoe-bezrazlichie-mira__0000_1.jpg)
/0a74c9396ef04e44b1269071a4ac396a/laskovoe-bezrazlichie-mira__0003_4.jpg)
/d2d837674ced499c8aaaba175748ae90/laskovoe-bezrazlichie-mira__0011_12.jpg)
/997d5f25b5184b8cb16e9bef1bbe88a1/laskovoe-bezrazlichie-mira__0005_6.jpg)
/4402d5f3e081447c97c32aae63467d8f/laskovoe-bezrazlichie-mira__0006_7.jpg)
/81da1fcd280e46448e5812c85e551c30/laskovoe-bezrazlichie-mira__0007_8.jpg)
/c104e698cf2c44c184ccc0529af56946/laskovoe-bezrazlichie-mira__0004_5.jpg)
/87608b4cf4f1430c892773c5dc60dea0/laskovoe-bezrazlichie-mira__0009_10.jpg)
/d569deedf2b342c59651a0801b0f7ac9/laskovoe-bezrazlichie-mira__0010_11.jpg)
С первых кадров фильма становится понятно, что режиссер не собирается щадить ни героев, ни зрителей. Он использует длинные планы, смело говорит о неудобных социальных проблемах, пренебрегает музыкальным сопровождением и делает пейзаж важным персонажем картины. Вообще, ландшафтное разнообразие с горами, морем и бескрайними степями превращает Казахстан в идеальную страну для кинопроизводства. Ержанову, как никому другому, удается использовать натуру для усиления драматизма. Сквозная тема его творчества — столкновение беззащитного человека с различными проявлениями власти. Вышедший в прошлом году «Голиаф» о вдовце, который вынужден работать на убийцу жены, стал, пожалуй, одной из самых безнадежных и завораживающих из его картин. Отдельно хочется отметить невероятную плодотворность кинематографиста. Только за 2022 год вышли шесть его проектов.
/ac0c4d36355e49b29687027fa4cfd89e/goliaf__0001_3.jpg)
/3e1073418a4c4b9ebd7943c4a3dc9ad0/goliaf__0002_4.jpg)
/6a17f1c171af445b8886164165adb0f6/goliaf__0000_2.jpg)
/a732bf56f1e841de9fd0c39c8ba8a51f/goliaf__0004_6.jpg)
/97e166c9d6e5466c97c39f2ce7b73c01/goliaf__0006_8.jpg)
/9be9a92037004bfdaeef826779259e3b/goliaf__0007_9.jpg)
/703a966155764482b93f44ea63d1f268/goliaf__0008_10.jpg)
/f59bab1380be46eb9ca41fe8e574717e/goliaf__0009_11.jpg)
/8a644f36b38a48c58fe0c38e4fca5522/goliaf__0003_5.jpg)
/d7ccb37cc9d6443caa6320ef8997d4e1/goliaf__0009_12.jpg)
Хрупкая молодость от ученицы Сергея Соловьева
От невыносимости бытия по Ержанову перейдем к хрупкой молодости и рефлексии от Яны Скопиной. Обязательно почитайте ее развернутое интервью для START. Постановщица называет себя ученицей режиссера и сценариста Сергея Соловьева. Удивительно, но именно автор «Ассы» помог когда-то состояться так называемой казахской новой волне. Выпускники его мастерской отвечали за национальный постсоветский кинематограф. Вершиной течения стала «Игла» Рашида Нугманова с Виктором Цоем и Петром Мамоновым. Тем яснее становится причина, по которой Яна Скопина выбрала тему для полнометражного дебюта. «Скоро кончится лето» — метафора краха государства через личную драму 16-летнего Бахтияра. Парень ломает руку, слушает Цоя, ведет аудиодневник, страдает от любви по соседке Берте и верит в могущество гипноза. Бесконечно одинокий подросток проживает последнее лето детства, которое похоронит и его кумира, и родную многонациональную страну.
/3ffcb168743c49b8bd8d3d65562c17ca/skoro-konchitsya-leto__0001_10.jpg)
/5b6fc4dbb0da430e9c7cb7dd04dcb3e1/skoro-konchitsya-leto__0002_9.jpg)
/f8bccfb29d754d528967ffedcb67e967/skoro-konchitsya-leto__0004_7.jpg)
/f93889f909344b47b26e1ad82a8541bb/skoro-konchitsya-leto__0003_8.jpg)
/4ee5d8c9c1c14d05924072381874e5d3/skoro-konchitsya-leto__0005_6.jpg)
/7247a46a74fa425786fbbe17aa4e8957/skoro-konchitsya-leto__0000_11.jpg)
/e6f8a033f5d44fe8b45b2d7326b949db/skoro-konchitsya-leto__0007_4.jpg)
/30ed2c50511b45bca4d0e31b016102eb/skoro-konchitsya-leto__0009_2.jpg)
/fc5a66c421d74657aa0db736a7c8d29f/skoro-konchitsya-leto__0010_2.jpg)
/4dec132e5f704d0d868f7c9f6d174ef9/skoro-konchitsya-leto__0010_1.jpg)
Важный элемент картины — закадровый голос героя, позволяющий подслушать его самые сокровенные мысли. Скопина играет на поле модного направления янг-эдалт, совмещая всегда актуальную тему самоидентификации молодых с ностальгическими нотками, которые отзываются в зрителях, рожденных в СССР. Чтобы погружение в 1990-е было полным, режиссеру пришлось отказаться от съемок в модернизированной и шумной Алма-Ате и перевести производство в провинциальные Караганду и Темиртау, где время будто остановилось.
Самый кассовый жанр
На первый взгляд может показаться, что казахское кино делают исключительно близкие по духу Андрею Звягинцеву и Кириллу Серебренникову режиссеры. Но точно так же, как шведы не особо ценили Ингмара Бергмана, массовый зритель на родине Ержанова выбирает не артхаус, а комедии. Национальная самоидентичность, любовь к родному языку, истории, музыке породили для внутреннего рынка множество народных хитов, которые могут оставить российскую аудиторию в недоумении из-за культурных различий. Всё же многие кинематографисты продолжают снимать универсальные истории, понятные на всём постсоветском пространстве. Если в экшн-сценах порой читается недостаток бюджета, то искренность, с которой кинематографисты делают любимое дело, вызывает интерес и уважение.
/49d661a4795442858495118d0b11d66c/zhanym-ty-ne-poverish__0001_11.jpg)
/e1952c4cec494bd8a96b5e41d95a7276/zhanym-ty-ne-poverish__0010_1.jpg)
/0e752dad2a6f4732972338cbfa87fc43/zhanym-ty-ne-poverish__0003_9.jpg)
/215ce395cd364311ae4902a8a8edcffd/zhanym-ty-ne-poverish__0008_2.jpg)
/df267f596a00408783bd9f01719fa6ca/zhanym-ty-ne-poverish__0005_6.jpg)
/52df921e77b34d07be900abfc2f07ce2/zhanym-ty-ne-poverish__0004_8.jpg)
/9a91c0fdd85d4b6e85c57bdbb600b3e7/zhanym-ty-ne-poverish__0006_5.jpg)
/e82c60e93dd14f25924beae9ee3322e3/zhanym-ty-ne-poverish__0002_10.jpg)
/7b5cef345da14380b9893246b0a1ad64/zhanym-ty-ne-poverish__0007_3.jpg)
Так, в репертуаре START есть лихая черная комедия «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева. Герой фильма Дастан, устав от капризов беременной жены и настойчивого внимания коллекторов, сбегает на рыбалку с лучшими друзьями — сотрудником полиции и бизнесменом. Только вместо отдыха на природе троица сначала портит отношения с бандитами, а после оказывается на охотничьих угодьях кровожадного маньяка. По духу картина напоминает проекты Жоры Крыжовникова («Горько!») и Кирилла Соколова («Папа, сдохни»), а в главных ролях легко представить Сергея Бурунова и Александра Яценко. Примечательно, что герои «Жаным, ты не поверишь» произвольно переходят с казахского на русский, и, чтобы понять всё, важно следить за субтитрами.
Героиня нового типа
Напоследок рассказываем о дебютной картине постановщика и сценариста Мади Балжанова «Молочная девочка» и ее нетипичной главной героине. Очаровательная сотрудница кондитерской Жамиля сочетает в себе традиции и современность, скромность и упорство, преданность и любопытство. Она одновременно сконцентрирована на карьере и открыта для серьезных отношений. Девушка носит в себе тайну и легко забывает о кротости, как только в магазин заходит интересный парень. Она ведет себя как сталкер, чтобы узнать, кому таинственный покупатель подарит десерт. Более того, Жамиля берет инициативу в свои руки и делает первый шаг навстречу любви.
/0f867d14c7aa4ab1a4835f538d631f4d/molochnaya-devochka__0009_8.jpg)
/9b45728c3a954eccb4ae0231ac54fec5/molochnaya-devochka__0008_9.jpg)
/2d4da89abf2f452087890cb15f853043/molochnaya-devochka__0002_3.jpg)
/73723fdc95e543b09d81ca783a282808/molochnaya-devochka__0006_7.jpg)
/912d03ebf57f4fd591f58373b634b6fd/molochnaya-devochka__0007_10.jpg)
/739ea434ed01484ba230f199c88a46dc/molochnaya-devochka__0005_6.jpg)
/66d0454399134ecdad4e1f61bc64f62d/molochnaya-devochka__0004_5.jpg)
/668e2e29bdee4fff887af598e81e51e8/molochnaya-devochka__0003_4.jpg)
/651201dd2ad143eea85e50f279a96589/molochnaya-devochka__0000_1.jpg)
/fb939915f4f14e24a96b28c14e3bd61b/molochnaya-devochka__0001_2.jpg)
Героиня разом ломает несколько стереотипов о молодой женщине, воспитанной в строгих традициях Центральной Азии. В ней легко увидеть метафору на национальный кинематограф Казахстана, такой же искренний и отважный.