ЛОНГРИД

Сверхновая волна: феномен современного казахского кинематографа

В День всех влюбленных на START состоялась премьера мелодрамы о юной создательнице десертов «Молочная девочка». Эта трепетная история о взрослении, поиске призвания и любви дает повод вновь поговорить о кино Казахстана, сделавшем за последние годы резкий качественный скачок. Сегодня попробуем разобраться в феномене кинематографа страны-соседа.

Король казахского артхауса

Главным постановщиком сегодняшнего Казахстана без преувеличения можно назвать Адильхана Ержанова. Постоянный гость авторитетных международных конкурсов и член Европейской киноакадемии дебютировал в 2007 году с короткометражкой «Бахытжамал», окончил режиссерский факультет Национальной академии искусств и прошел стажировку в Нью-Йорке. Он пробовал себя в разных жанрах, но убедительнее всего Ержанову удаются драмы. Российская публика познакомилась с его самобытным авторским стилем после выхода «Ласкового безразличия мира» — щемящей истории юной провинциалки Салтанат, которая жертвует любовью и будущим ради семьи.

С первых кадров фильма становится понятно, что режиссер не собирается щадить ни героев, ни зрителей. Он использует длинные планы, смело говорит о неудобных социальных проблемах, пренебрегает музыкальным сопровождением и делает пейзаж важным персонажем картины. Вообще, ландшафтное разнообразие с горами, морем и бескрайними степями превращает Казахстан в идеальную страну для кинопроизводства. Ержанову, как никому другому, удается использовать натуру для усиления драматизма. Сквозная тема его творчества — столкновение беззащитного человека с различными проявлениями власти. Вышедший в прошлом году «Голиаф» о вдовце, который вынужден работать на убийцу жены, стал, пожалуй, одной из самых безнадежных и завораживающих из его картин. Отдельно хочется отметить невероятную плодотворность кинематографиста. Только за 2022 год вышли шесть его проектов.

Хрупкая молодость от ученицы Сергея Соловьева

От невыносимости бытия по Ержанову перейдем к хрупкой молодости и рефлексии от Яны Скопиной. Обязательно почитайте ее развернутое интервью для START. Постановщица называет себя ученицей режиссера и сценариста Сергея Соловьева. Удивительно, но именно автор «Ассы» помог когда-то состояться так называемой казахской новой волне. Выпускники его мастерской отвечали за национальный постсоветский кинематограф. Вершиной течения стала «Игла» Рашида Нугманова с Виктором Цоем и Петром Мамоновым. Тем яснее становится причина, по которой Яна Скопина выбрала тему для полнометражного дебюта. «Скоро кончится лето» — метафора краха государства через личную драму 16-летнего Бахтияра. Парень ломает руку, слушает Цоя, ведет аудиодневник, страдает от любви по соседке Берте и верит в могущество гипноза. Бесконечно одинокий подросток проживает последнее лето детства, которое похоронит и его кумира, и родную многонациональную страну.

Важный элемент картины — закадровый голос героя, позволяющий подслушать его самые сокровенные мысли. Скопина играет на поле модного направления янг-эдалт, совмещая всегда актуальную тему самоидентификации молодых с ностальгическими нотками, которые отзываются в зрителях, рожденных в СССР. Чтобы погружение в 1990-е было полным, режиссеру пришлось отказаться от съемок в модернизированной и шумной Алма-Ате и перевести производство в провинциальные Караганду и Темиртау, где время будто остановилось.

Самый кассовый жанр

На первый взгляд может показаться, что казахское кино делают исключительно близкие по духу Андрею Звягинцеву и Кириллу Серебренникову режиссеры. Но точно так же, как шведы не особо ценили Ингмара Бергмана, массовый зритель на родине Ержанова выбирает не артхаус, а комедии. Национальная самоидентичность, любовь к родному языку, истории, музыке породили для внутреннего рынка множество народных хитов, которые могут оставить российскую аудиторию в недоумении из-за культурных различий. Всё же многие кинематографисты продолжают снимать универсальные истории, понятные на всём постсоветском пространстве. Если в экшн-сценах порой читается недостаток бюджета, то искренность, с которой кинематографисты делают любимое дело, вызывает интерес и уважение.

Так, в репертуаре START есть лихая черная комедия «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева. Герой фильма Дастан, устав от капризов беременной жены и настойчивого внимания коллекторов, сбегает на рыбалку с лучшими друзьями — сотрудником полиции и бизнесменом. Только вместо отдыха на природе троица сначала портит отношения с бандитами, а после оказывается на охотничьих угодьях кровожадного маньяка. По духу картина напоминает проекты Жоры Крыжовникова («Горько!») и Кирилла Соколова («Папа, сдохни»), а в главных ролях легко представить Сергея Бурунова и Александра Яценко. Примечательно, что герои «Жаным, ты не поверишь» произвольно переходят с казахского на русский, и, чтобы понять всё, важно следить за субтитрами.

Героиня нового типа

Напоследок рассказываем о дебютной картине постановщика и сценариста Мади Балжанова «Молочная девочка» и ее нетипичной главной героине. Очаровательная сотрудница кондитерской Жамиля сочетает в себе традиции и современность, скромность и упорство, преданность и любопытство. Она одновременно сконцентрирована на карьере и открыта для серьезных отношений. Девушка носит в себе тайну и легко забывает о кротости, как только в магазин заходит интересный парень. Она ведет себя как сталкер, чтобы узнать, кому таинственный покупатель подарит десерт. Более того, Жамиля берет инициативу в свои руки и делает первый шаг навстречу любви.

Героиня разом ломает несколько стереотипов о молодой женщине, воспитанной в строгих традициях Центральной Азии. В ней легко увидеть метафору на национальный кинематограф Казахстана, такой же искренний и отважный.

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно