КОЛОНКА

Феномен турецких сериалов: почему мы их так любим

Иван Афанасьев

Кинокритик, кинообозреватель в изданиях «7дней.Кино» и 2x2media (ex- Forbes, The Blueprint, Time Out Moscow)

Первый успех кинематографа Турции в нашей стране принято соотносить с моментом выхода на экраны СССР экранизации одноименного романа Решада Нури Гюнтекина «Королек — птичка певчая» в начале 1990-х. Экранная эпопея на семь серий построена в форме телеромана: история долгой и непростой любви между девушкой Фериде и ее кузеном Кямраном разворачивалась на фоне исторических событий — Первая Мировая война, распад Османской империи и формирование республики. После этого выходили и другие известные шоу — например, «Млечный путь». Но, пожалуй, именно творение Османа Седена обладает теми характеристиками, за которые, спустя десятилетия, по-прежнему любят турецкие сериалы. Недаром в 2013 году вышла новая экранизация романа, также имевшая огромный успех по всему миру.

В чем же причина такой популярности турецких сериалов в России? Исследование «Яндекса» говорит о том, что российский зритель потребляет преимущественно отечественный контент: на него приходится около половины поисковых запросов в браузерах. Оставшиеся условные 50% делят между собой зарубежные телешоу, из которых еще половину составляют американские, а четверть — турецкие. То есть, около 1/8 от общей суммы. Может показаться, что это не так уж и много, но нужно понимать, что продукция США занимает почетное первое место во всем мире, а турецкая идет сразу после (аудитория — около 400 миллионов человек). Соответственно, можно заключить, что в России турецкие сериалы занимают не менее почетное третье место, обходя даже латиноамериканское производство, с которым у нас обычно ассоциируется выражение «мыльная опера».

Семейные ценности превыше всего

Всплеск новой популярности этого типа контента у нас произошел в 2012 году, когда телеканал «Домашний» закупил права на трансляцию «Великолепного века». Тогда число зрителей масштабной исторической драмы составляло 5,4%, что больше, чем среднестатистические показатели всего контента телеканала на тот момент. Тогда и сформировалась основная аудитория подобных зрелищ: это женщины 40+, обязательной частью досуга которых составляет просмотр разнообразных телепрограмм. После этого интерес к турецкому телевидению лишь возрастал, и, как следствие, в 2020 году группа компаний «Орион», чей охват на территории СНГ составляет более 10 миллионов абонентов, объявила о создании Timeless Dizi Channel — первого российского телеканала, сосредоточенного исключительно на данном типе телеконтента.

Что такое «дизи»?

Это и есть те самые сериалы из Турции, которые со временем сформировались в свою, особую прослойку телевизионных шоу, на манер южнокорейских дорам. Одна из отличительных черт dizi (по-турецки «сериал») — часто высокие бюджеты, которые порой доходят до $200 тысяч за серию. Это не так много в сравнении с сериалами из других стран: например, затраты на съемки российской исторической драмы «Великая» составили в сумме более $5 миллионов, в то время как «Великолепный век» стоил всего лишь $2 миллиона (в ту же сумму, а иногда и в 3-4 раза большую обходилась в среднем одна серия «Игры престолов»). Но по меркам такой небольшой страны, как Турция, ВВП которой меньше американского более чем в 30 раз, это совершенно огромный бюджет. При этом по уровню «картинки» все эти сериалы вполне могут конкурировать друг с другом.

Турецкие актеры плывут навстречу светлому будущему

Один из секретов «дешевости» турецких телешоу — натурные съемки. И это же одна из черт, привлекающих фанатов «дизи» по всему миру. Турция — страна контрастов: в ней сочетаются колорит стран Востока и Европы, а также традиции множества народов, вошедших в историю страны, и, как итог, невероятно красочный культурный архитектурный контекст. Сериалы, в том числе и исторические, часто снимаются в тех местах, докуда может доехать любой житель Европы и, конечно, России: в 2013 году туристический поток в страну из России возрос сразу на 700 тысяч человек, больше, чем в любой другой год до этого. С момента возобновления нормального авиасообщения с Турцией после обострения отношений в 2017 году эта цифра только увеличивается, а местные гиды зарабатывают тем, что водят всех желающих по местам съемок (не только «Великолепного века», но и, например, другого исторического хита — «Воскресший Эртугрул»).

Турецкие звезды

Еще один важный аспект — местные актеры и актрисы. Как было сказано, значительная часть аудитории турецких сериалов — женщины в возрасте около 40+ лет, для которых такие артисты, как Бурак Дениз, Джан Яман, Керем Бюрсин и Бурак Озчивит могут служить желанным сочетанием европейского идеала красоты с восточным «нотками». Они стабильно входят в списки самых сексуальных мужчин планеты, кочуют из сериала в сериал (есть даже практика с привлечением популярных актеров по ходу съемок для повышения рейтингов новых серий) и, в отличие от тех же голливудских звезд, находятся гораздо ближе к публике.

Керем Бюрсин объясняет своей партнерше, почему встречаться с фанатами не так плохо

Например, Керем Бюрсин, звезда популярнейшего телешоу «Постучись в мою дверь», в 2018 году приезжал в Россию на футбольный матч, где его сразу узнали — актер с удовольствием фотографировался с фанатами. В Турции же звезд «дизи» можно встретить просто на улице — и те не чураются внимания; не удивительно, ведь их успех зависит от того, как охотно зрители смотрят сериалы с их участием.

Глубокая аналитика и ориентация на зрителя

Здесь мы подходим к еще одной отличительной черте турецких сериалов, которая выделяет их среди других — создатели очень внимательно следят за рейтингами каждой серии. Сценарии порой пишутся и исправляются буквально во время съемок — в зависимости от того, как зрители приняли очередной эпизод любимого сериала. Продюсеры внимательно анализируют все возможные метрики: показатели просмотров, отзывы в соцсетях и активность в аккаунтах актеров. Ориентация на зрителя, с одной стороны, отдает неким конформизмом и желанием создателей угодить всем, с другой — у успешных сериалов это получается и приносит существенный доход. В результате турецкие сериалы смотрят с большим удовольствием именно потому, что они создаются не в расчете на абстрактного «зрителя», а на вполне конкретных людей, которые их оценивают.

Турецкие актеры спорят, что нужно их зрителю

Но все это было бы неважно, если бы в турецких сериалах не было того, за что их особенно любят — за возвышенность чувств и красоту. Турция — страна достаточно консервативная в том, что касается традиционных ценностей, среди которых семья, любовь мужчины и женщины и патриотизм. Последнее выражается в формировании положительного образа страны: живописные пейзажи, сногсшибательные экстерьеры турецких городов и, конечно, очень красивые люди, одетые в шикарные костюмы.

«Ты уверена, что готова к этому дублю?»

На последнем стоит акцентировать внимание. В «Великолепном веке» дамы носят пышные платья с глубоким декольте, что, конечно, было просто невозможно в Османской империи XVI века, о чем и заявлял художник по костюмам Сердар Башбуг. Костюмы часто создавались с расчетом на красоту и эффектность, а не с расчетом на соответствие историческим прототипам. То же самое можно сказать и о сериалах про современность: в них часто любая, даже не очень богатая турчанка выглядит, как голливудская звезда, как, например, героиня Бурджу Озберк в сериале «Любовь, разум, месть» про небогатую девушку, пытающуюся завоевать сердце разбогатевшего бывшего мужа.

Любовь и семейные ценности

Собственно, мелодрамы и семейные драмы составляют значительную часть «дизи». Примеров много — «Вкус клубники», «Новая жизнь», «Любовь напоказ», «Черная любовь» и, конечно, «Постучись в мою дверь». Во всех этих сюжетах, вне зависимости от доминирующего жанра, герои ненавидят, влюбляются, расстаются, и делают это с присущей им страстью и восточным темпераментом. В популярном криминальном сериале «Чукур» главные герои за любовь готовы буквально убивать, что временами выливается в разборки с конкурентами.

Ханде Эрчел знает, как отыгрывать любовь

Именно завязка на семейных ценностях часто становится основой для самых неожиданных сюжетов: например, в драме «Без вины виноватая» девушка, подвергшаяся сексуальному насилию, из-за давления богатых родственников преступников и специфической юрисдикции страны вынуждена жить с одним из них. Кстати, социальному аспекту тоже уделяется внимание: конфликт богатых и бедных часто идет в сюжетах турецких сериалов рука об руку с основным.

Если подвести итог, можно сказать, что причин популярности «дизи» много, и все они лежат на поверхности: для российского зрителя телесериалы из Турции служат красивой и затягивающей альтернативой невыразительному контенту с отечественных кабельных каналов. Здесь есть настоящие чувства, красивые люди и впечатляющие декорации, а близость турецкого менталитета работает и на сближение со зрителем.