Журналистка
— Почему вы решили снять именно ромком? Его часто называют устаревшим жанром, и иногда правда кажется, что ромкомы остались в девяностых вместе с Мег Райан.
— Во-первых, мне самой нравится этот жанр. Он, конечно, сказочный, и в ромкомах, в том числе и моем, часто воплощаются романтические фантазии зрителей, точнее, зрительниц. Но я не вижу в этом ничего плохого: иногда хочется съесть большой сладкий торт и получить от этого удовольствие. Во-вторых, я не ориентируюсь на то, что популярно сейчас. Я не думаю: «Вот хорошо идет кино про советских спортсменов, так что буду снимать про советских спортсменов». Или вот кто-то удачно снял кино про…
— Маньяка!
— Например, видела вчера новость о фильме про маньяка и осознала, что раньше была поклонницей жанра, очень любила триллеры. Но с появлением детей перестала их смотреть. Вот детективы — да, у меня была пара проектов в разработке, и я все же надеюсь, что попробую себя в этом жанре. Но в целом мне кажется, что в мире происходит так много всего печального, что иногда хочется отвлечься и съесть тот самый торт. Пусть это наивно, ну и ладно: как зритель я получаю удовольствие от таких фильмов.
— Ромкомы часто обвиняют в том, что они создают нереалистичную картину отношений, и потом людям сложно принять тот факт, что в жизни все совершенно иначе.
— Ну тогда у тех, кто вырос на диснеевских сказках про принцев, тоже травма.
— В целом да, это тоже много обсуждают в последнее время.
— Во всем должен быть баланс: если смотреть с утра до вечера только ромкомы, то можно вырасти с искаженной картиной мира. Но если смотреть только фильмы про маньяков, то тоже непонятно, что будет в голове. Ты должен отдавать себе отчет в том, где грань между выдумкой и правдой.
— А для вас где проходит грань между художественным допущением и опасными иллюзиями?
— Каждый человек видит то, что способен увидеть. Это относится к любому творчеству — и к кино, и к литературе. У каждого своя Анна Каренина, своя Маргарита. Книги-то мы читали одни и те же, а картинка в голове у каждого сложилась своя. Поэтому мне сложно брать на себя ответственность за то, как зритель воспримет мою историю: воспринять он ее может как угодно.
Мне кажется, что идеальные истории любви встречаются в жизни. Не факт, что они продолжаются после свадьбы: дальше-то начинается совсем другое кино. Но мы же и не обещаем ничего. Мы рассказываем, как люди встретились и влюбились; мы не говорим, что они пукали розовыми облачками и дышали фиалками до конца своих дней. Понятно, что жизнь гораздо сложнее, но к моменту свадьбы обычно все влюблены. Вот на этом моменте ромкомы и заканчиваются. А что будет дальше? Дальше может быть все, что угодно, это другая история. Я шучу, что вполне могу выпустить серию жизненных циклов: «Хочу замуж», «Хочу забеременеть», потом«Развод и алименты», ну и так далее.
— То есть зрителям нужен хэппи-энд?
— Хэппи-энд — это же чисто американская традиция. Вспомните оригинальную «Русалочку»: там совсем другой, очень печальный конец. Да и вообще у Андерсона множество грустных сказок, которые заставляют детей переживать и даже плакать. Ну а в случае с американским рынком кино — это продукт, и если зритель пришел в кино за страхом — ему нужен страх, если за романтикой — покажи ему романтику. Не надо его разочаровывать, иначе он почувствует себя обманутым.
— Мне показалось, что «Хочу замуж» все же больше похож на европейскую романтическую комедию, французскую, возможно. Там есть вполне реалистичные моменты, драматические эпизоды, герой-абьюзер с его выматывающей ревностью.
— Ну и я к Европе ближе, чем к Америке! Конечно, я брала за основу американские лекала. Я пересмотрела очень много ромкомов 90-х и 2000-х, причем таких, которые у нас во ВГИКе даже за кино не считали. Этих фильмов огромное множество: некоторые были более успешны в прокате, некоторые — менее, некоторые — с хорошим рейтингом, некоторые — с провальным, но в целом они сделаны по одной схеме. Жанровое кино гораздо легче создавать, потому что понятно, куда вести сюжет, но в то же время и сложнее, потому что сценарий должен быть выверенный. Так что схема у меня американская, а персонажи наши, отечественные.
— Вы писали, что этот фильм — ваш самый долгожданный «ребенок», что он около пяти лет был в работе. Какой путь пришлось пройти?
— В течение четырех лет я пыталась его запустить. Сначала он был мелодрамой в чистом виде и назывался«Идеальная пара». Уже был Калининград, были четыре главных героя — Люба с женихом и Сергей с женой, была студентка, история с телефоном, с детством, ревностью, но вторая половина была супер-европейская, в духе«Мужчины и женщины». Главные герои встречались, гуляли у моря, вспоминали детство, постепенно влюблялись друг в друга. Не помню толком, чем все заканчивалось в этой версии сценария: кажется, ничем, так они и расходились по своим жизням. Но я рада, что ее не сняли, и что в итоге фильм получился совсем другим. Мне было интересно сделать именно жанровое кино.
— Расскажите про Сергея — персонажа Милоша Биковича. Он плывет по течению и в начале вообще непонятно, зачем ему нужен этот брак, этот ребенок.
— У него очень активная жена, и когда долго с таким человеком живешь, ты перестаешь слышать свои желания. Тебе же все время говорят, что ты должен хотеть. Это как в том анекдоте: «Вася, иди домой!» «Мама, я замерз?» «Нет, ты хочешь кушать». Он привык, что за него все решают, ну и к тому же он совершенно безотказный человек. Он не мог отказать ректору, не мог отказать студентке, не мог отказать незнакомой девушке на улице. А к финалу истории он просыпается и говорит Инге то, что должен был сказать уже давно. Он меняется.
— Очень неожиданно было увидеть Милоша в такой роли. Он же обычно герой-любовник, а тут такой увалень. Как он справлялся?
— Мне нравится пробовать что-то новое с актерами, и им самим нравятся эти эксперименты. Ну и потом Милош, мне кажется, довольно мягкий по характеру. У него такой экранный образ плейбоя, за которым он прячется, но на самом деле он очень тонкий человек. Сначала он пытался утрировать, и персонаж уходил в пародию, а я говорила, что так не надо. Постепенно мы нашли баланс, и герой получился очень реалистичным.
На самом деле и Люба, и Сергей имеют прототипы в реальной жизни. Я просто знаю одного такого молодого человека, который плывет по течению — куда понесло, туда и понесло, и мне стало любопытно, как бы он действовал в предложенных обстоятельствах. А есть очень решительная девушка, авантюристка, которая стала прообразом Любы. И я их соединила. Было интересно пофантазировать о том, что же получится.
— Мне знакома проблема героини, которой тридцать два года, она не замужем, и ей приходится действовать, исходя не из своих желаний, а из каких-то норм и канонов, навязанных обществом, мамой. Вы ощущали на себе это давление?
— Я на себе — нет, но у меня совершенно другая мама, и я выросла в другой среде. Я вышла замуж в 27 лет, и мама спросила меня: «А что так рано? А как же карьера?». У нее позиция, что сначала надо делать карьеру, защищать диссертацию, встать на ноги, а потом уже думать о семье. Во ВГИКе, где я училась, меня окружали творческие люди в полете. Конечно, были студенты с детьми, но они скорее выбивалась, мы смотрели на них и думали: «Зачем им дети, что они будут с ними делать?». Я тусовалась на каких-то богемных вечеринках, ходила на фестивали и считала себя Тарковским, не меньше — то есть у меня была совсем другая жизнь. Но я очень хорошо понимаю Любу, потому что испытывала давление другого рода: я все время чувствовала, что должна чего-то добиться, должна сделать карьеру, снять кино, а если не получится, то это epic fail! Установки другие, а смысл тот же.
— Как думаете, Люба смогла бы изменить свою жизнь без без вмешательства извне?
— Вряд ли. Мне кажется, человек способен измениться сам, только если он чувствует гигантский дискомфорт, с которым уже не может жить. А если ты живешь и в целом у тебя все неплохо, то зачем тебе что-то менять? Только если вмешаются силы судьбы. И я на самом деле в них верю! Так бывает, что в твоей жизни происходят события, на которые ты никак не можешь повлиять. Можешь только расти и меняться. В этом, как мне кажется, и есть весь смысл нашей жизни: перерастать себя постоянно. В нашем фильме мы тоже говорим об этом: то, что казалось Любе страхом высоты, на самом деле было страхом одиночества, страхом не соответствовать каким-то требованиям, быть не такой, как принято. И в итоге она понимает это, преодолевает и получает приз — любимого мужчину с кольцом.
— Все-таки с кольцом!
— Ну конечно! Это же романтическая комедия: должно быть кольцо. Как в детективе должны найти убийцу, как в фильме про войну должны быть подвиги. В ромкоме герои должны пожениться, тем более, если он называется «Хочу замуж».
— Итак, все счастливы. А какими вы видите ваших героев через двадцать лет?
— Сложно! Тут надо садиться писать новый сценарий. Все же может сложиться как угодно, и в итоге будет зависеть от того, какой фильм я захочу снять. Вот Инга точно должна родить: мне писали зрители, просили сделать спин-офф про нее, потому что она заслуживает счастья. Мы с Мариной смеялись, что следующий фильм мы будем снимать на Мальдивах: экзистенциальная семейная драма, 60 съемочных дней, только она и Милош. Как «Сцены супружеской жизни», только в отпуске.
— У вас на площадке практически семейный подряд: муж — продюсер, дочь — актриса. Как вам работалось всем вместе?
Мы с Климом часто работаем вместе, у нас всегда так — мы же из одной сферы. Понятно, что у каждого свои проекты и свои зоны ответственности, но мы все равно все обсуждаем. За эти годы мы научились разделять личное и рабочее. Споры все еще возникают, но я стараюсь это отпускать, воспринимать просто как рабочие моменты. А Клементина очень гордится тем, что снялась в фильме. То есть для нее это не просто какая-то работа — для нее это значит быть частью проекта. В анимированных титрах есть кадр с ней — она его поставила себе на заставку телефона. Недавно у нас был показ в Доме Кино, на который она пришла с подругой, и мы вышли во время показа. И вот я покупаю им пирожные в буфете, а Клементина говорит: «Пойдем быстрее, а то мою сцену пропустим!».
— Вы же сами работали с авторами музыки? Все песни написаны специально для фильма?
— Да, у нас было не очень много времени, но все успели. У меня был опыт работы с авторами и на «Все просто», и на короткометражке «Ездок», и даже на «Марине», для которой мы написали песню с Катей Волковой. Это вообще отдельная история: Катя лет десять назад позвала меня в Крым снимать кино с детьми в «Артеке», и я сняла фильм про девочку Марину, которая пишет стихи. Мы подружились в соцсетях, и тут я ее попросила написать стихотворение для «Хочу замуж». Она написала, мне понравилось, я отправила ее стихи музыкальному редактору, и так появилась песня «Белая птица». Мне кажется, что так и надо делать музыку для фильма. И вообще работа с музыкой — один из моих любимых этапов создания кино. Я иногда думаю, что мне надо снять мюзикл, но боюсь, что это опять займет пять лет!