ИНТЕРВЬЮ

«Я просто не знал, что бывает по-другому»: интервью с Денисом Власенко о фильме «Страсти по Матвею»

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

Ромком «Страсти по Матвею» стал триумфатором фестиваля «Новый сезон» и забрал три его основные награды: «Самый ожидаемый фильм», «Герой "Нового сезона"» и «Героиня "Нового сезона"». Одна из них досталась Денису Власенко, исполнившему в картине главную роль. Он сыграл молодого парня, который метит в священники, но очарован роковой художницей, чуждой правил и запретов. 28 декабря фильм выйдет на START. В ожидании его появления побеседовали с актером о колокольном звоне, мокьюментари и опыте съемок в авторском кино.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Начнем со «Страстей по Матвею». У режиссера Сергея Ильина получился такой «Ла-Ла Ленд» семинариста: с простой моралью, ветвистой, но четкой сюжетной линией, удачно сочетающий комичные элементы с серьезностью, не скатывающийся в морализаторство. Ты уже говорил, что тебе просто понравился сценарий, потом была встреча с постановщиком и все закрутилось. Но в какой момент щелкнуло? Когда пришло осознание: «Да, роль мятущегося в поисках любви алтарника — моя»?
Не сразу, кстати. Сначала мне прислали сценарий, синопсис, описание персонажей и сюжетной линии. Потом были самопробы. И как-то не слишком все было понятно. А потом я сходил на обычные пробы, познакомился с режиссером, и тогда мне показалось, что все очень прикольно.
Безусловно, сначала испугался, когда прочитал синопсис и описание персонажей. Все-таки тема сложная, и с ней надо быть осторожнее. Я не совсем осознавал, в каком ключе нужно двигаться. Но когда со всеми познакомился, все обсудил, стало яснее.
«Страсти по Матвею» (2023)
«Страсти по Матвею» (2023)
«Страсти по Матвею» (2023)
Как-то отличается работа на дебюте от съемок в проекте уже бывалого режиссера?
Безусловно. Мне кажется, работа с дебютантами — непредсказуемая штука, непонятно, куда она может привести. Бывает, что с ними сложно выстроить коммуникацию, а бывает, наоборот, диалог складывается превосходно. Режиссер знает, какой фильм снимает, зачем он это делает, для кого, что он хочет там видеть и каким образом этого добиться. Случай с Сережей — это как раз вторая вариация. Он очень дотошный, педантичный, я бы даже сказал. Когда он четко ставит задачу, а мы пытаемся ее выполнить — это круто, происходит магия кино.
Матвей — такой церковный тихоня: знает наизусть святых, метит в священники и беспрекословно слушается отца (до определенного момента). Как ты вживался в образ?
В начале фильма мой персонаж приводит статистику того, как часто люди посещают храмы, кто из них «тру», кто не «тру». Вот я, скорее, из тех, кто ходит только по праздникам. Я практически ничего не знал о том, как и что там внутри устроено. Для меня все было в новинку, все было откровением, удивлением.
Чтобы разобраться в деталях, мы ходили на службы в разные храмы Москвы. Наблюдали за (Сережа это так называл) хореографией движений. Во время службы у каждого в церкви есть определенная задача: кто что делает, когда что выносят. Смотрели за этим, пытались уловить атмосферу. Я занимался — мне кажется, это уже стало каким-то мемом — игрой на колоколах.
В начале фильма на колоколах реально играю я. Сережа Ильин бесконечно подсказывал и направлял. Он абсолютно точно знал, как внутри сцены все должно быть решено, чтобы по церковным правилам актеры выглядели органично.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«Страсти по Матвею» (2023)
Насколько отличается прописанный в сценарии персонаж от того, каким мы увидели Матвея на экране? Ты что-нибудь привнес в роль от себя?
Вообще, сценарий оказался достаточно цельный, развитие героев по ходу сюжета было прописано во всей полноте, что, безусловно, не могло не радовать. Если я скажу, что привнес обаяния этому персонажу, может прозвучать слишком нескромно, но, думаю, да, Матвею я добавил какого-то обаяния, искренности, правды, честности.
В другом проекте START — « АльфаРомео» — у твоего героя, художника Марка, тоже не самые простые отношения с отцом. Как думаешь, где грань между уважением к родителям и слепым подчинением?
Сложная тема — вечный конфликт отцов и детей. Безусловно, грань есть. Но, мне кажется, это все-таки зависит от родителей: чего они требуют от своего ребенка больше — уважения или подчинения.
«АльфаРомео» (сериал, 2023)
«АльфаРомео» (сериал, 2023)
«АльфаРомео» (сериал, 2023)
«АльфаРомео» (сериал, 2023)
«АльфаРомео» (сериал, 2023)
Если не ошибаюсь, родители не сразу восприняли твое стремление быть актером всерьез. Когда вообще пришло понимание, что ты хочешь связать жизнь с этой профессией?
Наверное, в момент, когда я еще был личинкой (смеется). Мне кажется, лет в пять или шесть я уже принял серьезное решение об актерской карьере и больше от него не отворачивался.
Начало карьеры у тебя довольно интенсивное: друг за другом выходят смелое мокьюментари «Квнщики» и «Подбросы» на тот момент уже известного автора Ивана Твердовского. Расскажи немного о «Квнщиках».
Это была настоящая авантюра. Я учился на втором курсе, у меня начиналась сессия. Но за пару месяцев до нее позвонил режиссер проекта Илья Аксенов и сказал: «Хочешь сняться в моем фильме?» Я говорю: «Да, давай попробуем». А он отвечает: «Нет-нет, никаких проб. Просто сняться». И все как-то закрутилось.
Было в хорошем смысле по-студенчески: очень азартно, трогательно и наивно. Мне приходилось отпрашиваться с пар, убегать с сессии. Мы были ужасно вдохновлены, делали все на чистом энтузиазме. По-настоящему выиграли московский отбор на фестиваль в Сочи, и это дало нашей команде еще плюс сто к мотивации. Не знаю, как можно было тогда отказаться. Снимали кино буквально на коленке, очень круто провели время. Мне кажется, прикольно так начать карьеру.
«Квнщики» (2017)
«Квнщики» (2017)
«Квнщики» (2017)
Сложные съемки были?
Понимаешь, когда все серьезно: 12-часовая смена, огромное количество людей на площадке, куча денег и все работает, как механизм, — это одно. А на «Квнщиках» мы, скорее, были предоставлены сами себе. Илья был и сценаристом, и режиссером, и продюсером, и оператором, и звукорежиссером. Мы вместе придумывали какие-то сцены. То есть не было ощущения тяжелой работы. Мы просто что-то вместе создавали и безумно кайфовали от этого.
А как ты попал в «Подбросы»?
«Подбросы» я считаю своим дебютом — серьезным, масштабным, где шел настоящий кинопроцесс. Все профессионально: съемочные дни, ночные смены, большая команда, сложный сценарий, взрослые артисты с большими именами. Я вообще офигел от того, как можно работать 12 часов в сутки, как распределиться на такой долгий съемочный период. Еще у нас было очень много ночных смен — 80 % всего времени. Мне кажется, у меня даже крыша чуть-чуть поехала.
Это был первый серьезный опыт, где я знакомился с кинопроизводством, сильно переживал, волновался, мне очень хотелось, чтобы все получилось на 110 %. А попал в «Подбросы» по-настоящему: ходил, три месяца пробовался в проект, не спал, не ел, потому что мечтал поработать с Твердовским.
«Подбросы» (2018)
«Подбросы» (2018)
«Подбросы» (2018)
«Подбросы» (2018)
Что зацепило: сценарий или имя режиссера?
Вообще интересная история с Иваном Твердовским. Я был фанатом его творчества еще до того, как переехал в Москву и начал учиться в институте. Смотрел его фильмы и думал: «Это просто какое-то искусство». Потом, на втором курсе, когда мне прислали пробы, я решил, что это магия, Хогвартс. Когда мы познакомились, я вообще потерял дар речи, мне еще больше захотелось сняться в проекте Ивана.
Каково было после съемок в комедии ворваться в авторское кино?
Не знаю, мне тогда тоже говорили, что это редкость. Все артисты мечтают об авторском кино. Но я не очень это понимал. Я просто не знал, что бывает по-другому. И был в шоке, для меня открылась целая вселенная. Наблюдал за всем, чем можно. Во время каждой смены существует часовой перерыв, когда люди отдыхают, спят. Так вот, я не мог расслабляться, настолько был заряжен, восторжен, сосредоточен на процессе.
Почти все проекты с твоим участием пока вышли из-под пера относительно молодых режиссеров. А с кем из мэтров хотелось бы поработать?
Последнее время много слышу о Владимире Мирзоеве. Мой друг в институте играл у него в спектакле и рассказывал о его методе. Режиссер какой-то нитью проходит в отголосках моей карьеры, поэтому, может быть, пора поработать с ним.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«Топи» (сериал 2021). Режиссер Владимир Мирзоев
У тебя получается выбирать достаточно разноплановые роли. А есть ли какой-то персонаж, которого пока не предлагали, но очень хотелось бы сыграть? Может быть, даже кто-то конкретный из литературы или — вдруг — комиксов?
Да-да, есть такой персонаж. Но не из литературы и не из комиксов. Есть документальный сериал на Netflix, называется «Руки прочь от котиков!». Один из героев там — вернее, реальный человек — просто псих, сумасшедший. Это одна из моих любимых работ.
Я мечтаю в какой-нибудь художественной версии этого сериала сыграть такого героя. Однажды в запрещенной социальной сети мне написали: «Как ты похож на этого персонажа!» И я подумал: «Ну все, это судьба». В общем, это мой карьерный стимул сейчас, путеводная нить.
А почему именно его?
Не знаю, такой он противоречивый, нелогичный, странный. При этом, мне кажется, какой-то обаятельный. Как раз в художественной версии этого сериала можно было бы сделать такого персонажа еще интереснее.
А как думаешь, кто из российских режиссеров мог бы такое снять?
Надо определиться с жанром. Получается триллер, детектив. И это, безусловно, должно быть красиво. Давай возьмем Рустама Ильясова, пусть он снимает такую историю.
Напоследок расскажи про свой следующий проект — « Инспектор Гаврилов». Как попал в него, что он собой представляет?
Попал прозаично, даже скучно. Хотя нет, кстати. Режиссер этого сериала Кирилл Васильев пару лет назад проводил пробы в другой проект. Там мы с ним познакомились и поставили виртуальные лайки друг другу, произошел творческий мэтч. Но в итоге туда я не попал. Спустя год он запустил новый проект и пригласил меня на одну из ролей. Мы собрались, нахохотались от души. Так я оказался в сериале «Инспектор Гаврилов» в качестве молодого участкового.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
Это комедия о полицейских в глубинке, к которым попадает криминальный авторитет, притворяется их коллегой, и на этом строится весь сюжет. Мне кажется, что получилось весело. Мы много смеялись, пока снимали. Это такая летняя история, сценарий хороший, классная команда, целая вселенная маленького городка: романы, сердечные драмы, острый сюжет. И Добронравов, кстати, отличный партнер, мы очень здорово сработались.
В главных ролях: Денис Власенко, Валери Зоидова, Тимофей Трибунцев
Режиссер: Сергей Ильин
Смотреть