Начнем со «Страстей по Матвею». У режиссера
Сергея Ильина получился такой «Ла-Ла Ленд» семинариста: с простой моралью, ветвистой, но четкой сюжетной линией, удачно сочетающий комичные элементы с серьезностью, не скатывающийся в морализаторство. Ты уже говорил, что тебе просто понравился сценарий, потом была встреча с постановщиком и все закрутилось. Но в какой момент щелкнуло? Когда пришло осознание: «Да, роль мятущегося в поисках любви алтарника — моя»?
Не сразу, кстати. Сначала мне прислали сценарий, синопсис, описание персонажей и сюжетной линии. Потом были самопробы. И как-то не слишком все было понятно. А потом я сходил на обычные пробы, познакомился с режиссером, и тогда мне показалось, что все очень прикольно.
Безусловно, сначала испугался, когда прочитал синопсис и описание персонажей. Все-таки тема сложная, и с ней надо быть осторожнее. Я не совсем осознавал, в каком ключе нужно двигаться. Но когда со всеми познакомился, все обсудил, стало яснее.
Как-то отличается работа на дебюте от съемок в проекте уже бывалого режиссера?
Безусловно. Мне кажется, работа с дебютантами — непредсказуемая штука, непонятно, куда она может привести. Бывает, что с ними сложно выстроить коммуникацию, а бывает, наоборот, диалог складывается превосходно. Режиссер знает, какой фильм снимает, зачем он это делает, для кого, что он хочет там видеть и каким образом этого добиться. Случай с Сережей — это как раз вторая вариация. Он очень дотошный, педантичный, я бы даже сказал. Когда он четко ставит задачу, а мы пытаемся ее выполнить — это круто, происходит магия кино.
Матвей — такой церковный тихоня: знает наизусть святых, метит в священники и беспрекословно слушается отца (до определенного момента). Как ты вживался в образ?
В начале фильма мой персонаж приводит статистику того, как часто люди посещают храмы, кто из них «тру», кто не «тру». Вот я, скорее, из тех, кто ходит только по праздникам. Я практически ничего не знал о том, как и что там внутри устроено. Для меня все было в новинку, все было откровением, удивлением.
Чтобы разобраться в деталях, мы ходили на службы в разные храмы Москвы. Наблюдали за (Сережа это так называл) хореографией движений. Во время службы у каждого в церкви есть определенная задача: кто что делает, когда что выносят. Смотрели за этим, пытались уловить атмосферу. Я занимался — мне кажется, это уже стало каким-то мемом — игрой на колоколах.
В начале фильма на колоколах реально играю я. Сережа Ильин бесконечно подсказывал и направлял. Он абсолютно точно знал, как внутри сцены все должно быть решено, чтобы по церковным правилам актеры выглядели органично.
«Страсти по Матвею» (2023)
Насколько отличается прописанный в сценарии персонаж от того, каким мы увидели Матвея на экране? Ты что-нибудь привнес в роль от себя?
Вообще, сценарий оказался достаточно цельный, развитие героев по ходу сюжета было прописано во всей полноте, что, безусловно, не могло не радовать. Если я скажу, что привнес обаяния этому персонажу, может прозвучать слишком нескромно, но, думаю, да, Матвею я добавил какого-то обаяния, искренности, правды, честности.
В другом проекте START — «
АльфаРомео» — у твоего героя, художника Марка, тоже не самые простые отношения с отцом. Как думаешь, где грань между уважением к родителям и слепым подчинением?
Сложная тема — вечный конфликт отцов и детей. Безусловно, грань есть. Но, мне кажется, это все-таки зависит от родителей: чего они требуют от своего ребенка больше — уважения или подчинения.
Если не ошибаюсь, родители не сразу восприняли твое стремление быть актером всерьез. Когда вообще пришло понимание, что ты хочешь связать жизнь с этой профессией?
Наверное, в момент, когда я еще был личинкой (смеется). Мне кажется, лет в пять или шесть я уже принял серьезное решение об актерской карьере и больше от него не отворачивался.
Начало карьеры у тебя довольно интенсивное: друг за другом выходят смелое мокьюментари «Квнщики» и «Подбросы» на тот момент уже известного автора
Ивана Твердовского. Расскажи немного о «Квнщиках».
Это была настоящая авантюра. Я учился на втором курсе, у меня начиналась сессия. Но за пару месяцев до нее позвонил режиссер проекта Илья Аксенов и сказал: «Хочешь сняться в моем фильме?» Я говорю: «Да, давай попробуем». А он отвечает: «Нет-нет, никаких проб. Просто сняться». И все как-то закрутилось.
Было в хорошем смысле по-студенчески: очень азартно, трогательно и наивно. Мне приходилось отпрашиваться с пар, убегать с сессии. Мы были ужасно вдохновлены, делали все на чистом энтузиазме. По-настоящему выиграли московский отбор на фестиваль в Сочи, и это дало нашей команде еще плюс сто к мотивации. Не знаю, как можно было тогда отказаться. Снимали кино буквально на коленке, очень круто провели время. Мне кажется, прикольно так начать карьеру.
Сложные съемки были?
Понимаешь, когда все серьезно: 12-часовая смена, огромное количество людей на площадке, куча денег и все работает, как механизм, — это одно. А на «Квнщиках» мы, скорее, были предоставлены сами себе. Илья был и сценаристом, и режиссером, и продюсером, и оператором, и звукорежиссером. Мы вместе придумывали какие-то сцены. То есть не было ощущения тяжелой работы. Мы просто что-то вместе создавали и безумно кайфовали от этого.
А как ты попал в «Подбросы»?
«Подбросы» я считаю своим дебютом — серьезным, масштабным, где шел настоящий кинопроцесс. Все профессионально: съемочные дни, ночные смены, большая команда, сложный сценарий, взрослые артисты с большими именами. Я вообще офигел от того, как можно работать 12 часов в сутки, как распределиться на такой долгий съемочный период. Еще у нас было очень много ночных смен — 80 % всего времени. Мне кажется, у меня даже крыша чуть-чуть поехала.
Это был первый серьезный опыт, где я знакомился с кинопроизводством, сильно переживал, волновался, мне очень хотелось, чтобы все получилось на 110 %. А попал в «Подбросы» по-настоящему: ходил, три месяца пробовался в проект, не спал, не ел, потому что мечтал поработать с Твердовским.
Что зацепило: сценарий или имя режиссера?
Вообще интересная история с Иваном Твердовским. Я был фанатом его творчества еще до того, как переехал в Москву и начал учиться в институте. Смотрел его фильмы и думал: «Это просто какое-то искусство». Потом, на втором курсе, когда мне прислали пробы, я решил, что это магия, Хогвартс. Когда мы познакомились, я вообще потерял дар речи, мне еще больше захотелось сняться в проекте Ивана.
Каково было после съемок в комедии ворваться в авторское кино?
Не знаю, мне тогда тоже говорили, что это редкость. Все артисты мечтают об авторском кино. Но я не очень это понимал. Я просто не знал, что бывает по-другому. И был в шоке, для меня открылась целая вселенная. Наблюдал за всем, чем можно. Во время каждой смены существует часовой перерыв, когда люди отдыхают, спят. Так вот, я не мог расслабляться, настолько был заряжен, восторжен, сосредоточен на процессе.
Почти все проекты с твоим участием пока вышли из-под пера относительно молодых режиссеров. А с кем из мэтров хотелось бы поработать?
Последнее время много слышу о Владимире Мирзоеве. Мой друг в институте играл у него в спектакле и рассказывал о его методе. Режиссер какой-то нитью проходит в отголосках моей карьеры, поэтому, может быть, пора поработать с ним.
«Топи» (сериал 2021). Режиссер Владимир Мирзоев
У тебя получается выбирать достаточно разноплановые роли. А есть ли какой-то персонаж, которого пока не предлагали, но очень хотелось бы сыграть? Может быть, даже кто-то конкретный из литературы или — вдруг — комиксов?
Да-да, есть такой персонаж. Но не из литературы и не из комиксов. Есть документальный сериал на Netflix, называется «Руки прочь от котиков!». Один из героев там — вернее, реальный человек — просто псих, сумасшедший. Это одна из моих любимых работ.
Я мечтаю в какой-нибудь художественной версии этого сериала сыграть такого героя. Однажды в запрещенной социальной сети мне написали: «Как ты похож на этого персонажа!» И я подумал: «Ну все, это судьба». В общем, это мой карьерный стимул сейчас, путеводная нить.
А почему именно его?
Не знаю, такой он противоречивый, нелогичный, странный. При этом, мне кажется, какой-то обаятельный. Как раз в художественной версии этого сериала можно было бы сделать такого персонажа еще интереснее.
А как думаешь, кто из российских режиссеров мог бы такое снять?
Надо определиться с жанром. Получается триллер, детектив. И это, безусловно, должно быть красиво. Давай возьмем Рустама Ильясова, пусть он снимает такую историю.
Напоследок расскажи про свой следующий проект — «
Инспектор Гаврилов». Как попал в него, что он собой представляет?
Попал прозаично, даже скучно. Хотя нет, кстати. Режиссер этого сериала Кирилл Васильев пару лет назад проводил пробы в другой проект. Там мы с ним познакомились и поставили виртуальные лайки друг другу, произошел творческий мэтч. Но в итоге туда я не попал. Спустя год он запустил новый проект и пригласил меня на одну из ролей. Мы собрались, нахохотались от души. Так я оказался в сериале «Инспектор Гаврилов» в качестве молодого участкового.
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
Это комедия о полицейских в глубинке, к которым попадает криминальный авторитет, притворяется их коллегой, и на этом строится весь сюжет. Мне кажется, что получилось весело. Мы много смеялись, пока снимали. Это такая летняя история, сценарий хороший, классная команда, целая вселенная маленького городка: романы, сердечные драмы, острый сюжет. И Добронравов, кстати, отличный партнер, мы очень здорово сработались.