ИНТЕРВЬЮ

«Гонорар коровы на уровне среднего актера»: интервью с создателем «Против всех» Алексеем Татаренко

Ольга Чередниченко

Редактор

В нашем онлайн-кинотеатре вышла уже половина серий проекта «Против всех» о том, как вокруг деревенского дома вырос ЖК, а его хозяин ополчился против соседей, застройщиков и вселенской несправедливости. Мы поговорили со сценаристом, продюсером и режиссером сериала Алексеем Татаренко о забавных моментах в работе с животными-актерами, значении жанра семейной комедии и о жизни реквизита после завершения киносъемок.

Наверняка сценарий основан на каком-то реальном случае. Как появился сюжет «Против всех»?

Одной конкретной реальной истории в основе нет. Но методы борьбы с людьми, которые не хотят выселяться, общие по всей стране. Они стандартные, застройщики не креативят: разрушить дом, сжечь, подселить какого-нибудь бездомного. Это подсказывало нам идеи для сюжетных линий. Мы совместили ее с другой темой: как старики живут в одной хрущевке, она — под реновацию, а они борются за то, чтобы остаться. Взяли пожилого мужчину, который собрал лучшие качества тех стариков, и заселили его в этот домик.

Маленькая актриса Ева Смирнова поделилась, что до съемок в «Против всех» никогда не видела живых кур. Ей было очень страшно заходить в курятник, собирать там яйца… Алексей, сложно ли снимать детей и животных?

В советские времена операторам на взрослых актеров выдавали три дубля пленки, а на детей и животных — шесть. Сейчас никто не закладывает в производство больше времени. Дети и животные работают наравне со взрослыми. Но Ева не просто ребенок с улицы, родители которого хотят, чтобы он снимался. Она большой профессионал. Все взгляды, реплики, сценарий знает назубок. В перерывах съемочного процесса успевает читать книги, не относящиеся к сериалу.

Хотя были на съемках и забавные моменты, которые ставили меня в ступор. Например, сцена, когда рассматривают фотографию с УЗИ ребенка, а герой-папа высчитывает срок зачатия. Ева спрашивает: «Что, что он там увидел?» А я смотрю на ее маму и думаю: «Вот как я должен объяснить, что произошло три недели назад?»

Что касается животных в нашем сериале, то большим профессионалом была корова. Всё гладко делает, куда надо посмотрит — вообще класс. Она снимается постоянно, и у нее гонорарная ставка на уровне среднего актера. Однажды была какая-то сложность с транспортировкой, и корову пришлось оставить у нас на съемочной площадке в Некрасовке на три дня. А ведь ее надо доить два раза в день, нельзя ее просто так оставить. Олеся, наш ассистент художника по гриму, умела это делать и очень нас выручила. Молоко потом либо в буфет, либо в павильон отдавали.

А вы пили это молоко?

Может, и пил! Мне же кофе с каким-то молоком давали. Еще у нас по сценарию был эпизод, когда героев выселяют из дома, и они корову привязывают у подъезда, а свинью затаскивают на балкон. Но как ее поднимешь на четвертый этаж? Она не пойдет на поводке. Пришлось через диалоги в итоге передать, что она живет теперь в кладовке.

Вот куры — без вопросов, несли себе яйца, спокойно жили. Кролики тоже. А с петухом была забавная история: он кукарекал, начиная с четырех утра, даже жители того ЖК жаловались. Мы сами писали на ночной смене игровой звук, и этот крик нам мешал. Приходилось прятать петуха в коробки, накрывать полотенцами, чтобы создать ему «ночь». В результате отдали эту птицу, как только все сцены с ней были отсняты, невозможно оказалось ее контролировать.

Это правда, что вы насыпали грунт во дворе ЖК, чтобы создать там сад и поставить дом для съемок? А яблоки у вас там созрели этим летом? Вроде не яблочный был год.

Да, мы насыпали грунт на детскую площадку, прямо на плитку. Грузовиков 150, наверное, привезли. Высадили там яблони, и они плодоносили, как и малина, и смородина, и крыжовник. Огурцы даже висели в теплице — с ними была отдельная сцена. Всё, что в сериале показано, реально выросло! Проблемы были только с газоном: он хорошо прижился, но его вытаптывали. Как только начинал подсыхать, мы его меняли.

Дом у нас тоже настоящий. Когда мы ездили снимать сцены из 1941-1945 годов, нашли двор в реальной деревне, там еще церковь рядом. Потом такой же дом купили, привезли его и собрали. После завершения работы над проектом все увезли на склад START. Дом разобрали, землю вывезли. Всё восстановили за собой, кустики высаживали заново — это, кстати, не быстро оказалось.

Как вы справились со съемкой двух братьев-близнецов, которых играл один актер — Сергей Лавыгин?

Замена головы, какие-то технологии типа DeepFake — оказалось, не работают. Нам пришлось отказаться от этих вариантов и использовать иные шесть способов совмещения братьев, которых играет Сергей. Еще одной трудностью было планирование съемок сцен. Если мы хотели показывать Германа первым, а перед этим снимали Витька, то всё — приходилось отправлять Лавыгина на перегримировку и терять время. Словом, задача с братьями-близнецами выдалась действительно очень сложной.

Помимо «Против всех», вы писали еще «Ивановы-Ивановы» и «Войну семей». Это всё об одних ценностях. Но какие в них оттенки? Чем отличается отражение семейной темы во всех трех проектах?

Они, по сути своей, все базируются не на комедийной теме. Если мы берем ситуацию перепутанных детей в «Ивановых-Ивановых», то это слезы, трагедия, драма. Мы попытались перевернуть ее в то, что был один сын, стало два — нужно радоваться. Но если ставить себя на место ребенка, а не родителя, ты смотришь на всех, как на неродных. Ты приобретаешь, но и теряешь.

В «Войне семей» на конфликт наталкивается желание перерасти из друзей в семью: поженить детей, жить без забора, построить общий бизнес. Но любовь так всё развернула, что пришлось делить то, что раньше казалось неделимым. Тоже ситуация не смешная, это вполне драма, хоть мы и делаем из нее комедию.

И в «Против всех» относительно семьи всё сложно. Вроде как дед хороший, должен был воспитать хороших детей. В итоге один из них выпивает, второй в тюрьму попал. Всё это грустно. Но когда ты приправляешь это легкостью, какими-то ситуациями, где героев объединяет проблема, и в конце они пьют чай и смеются — тогда и выходят на первый план те самые семейные ценности.

«Ивановы-Ивановы» более безобидные: там нет таких сложных тем, которые нельзя было бы объяснить ребенку. Этот пласт мы с командой немного подъели, нам захотелось затронуть более «взрослые» проблемы. В «Войну семей» мы уже добавили измены, а сама молодежь там постарше. В «Против всех» совсем пикантная ситуация, с адюльтером внутри семьи. Василиса запуталась: она мечтала об одном, а столкнулась совсем с другим. Когда у нее появляется шанс исправить положение, она за него цепляется. Живет, как ей кажется правильно — так, как умеет. Семейные ценности она, может, предает, но делает это для себя и детей, чтобы выжить.

«Против всех» стал вашим режиссерским дебютом. Как вам этот опыт?

Креативные продюсеры берут на себя большую долю ответственности за конечный продукт — написание сценария, подготовку совместно с режиссером, контроль над съемками, постпродакшн. Мы отвечаем перед компанией, как создатели. Когда человек придумывает что-то, он у себя в голове видит это картинкой. Еще проще представлять, когда уже прошел кастинг — ты даже знаешь, как актер будет в кадре говорить, злиться. Интересно, что сценарий мы всегда пишем вместе с Алексеем Михновичем, и картинку каждый из нас представляет свою.

Приглашенный, сторонний режиссер либо попадет в то, что мы задумывали на этапе сценария, либо предложит вариант, который нам понравится, либо окажется, что у него совсем другое видение. Это всё игра компромиссов. А когда ты сам себе что-то представил и так же снял, конечно, «чище» попадаешь в задуманное: замысел совпадает с реализацией. Каждая шутка, каждая пауза — ты всё это проживаешь много раз при подготовке. Еще это получается быстрее: точнее понимаешь, сколько тебе нужно планов взять, особенно в нашем жестком тайминге — лишняя перестановка может плохо отразиться на съемках.

Каким вы видите будущее нашего кинематографа?

Когда из кинотеатров ушли голливудские фильмы, у меня было ощущение, что кино умирает. Но хорошие картины действительно появляются и даже собирают. Семейное кино для широкой аудитории от детей до взрослых — условный «Чебурашка» — показывает, что люди хотят смотреть фильмы. Главное — им их дать.

Я думаю, на блокбастеры и комедии прикольно сходить поудивляться в толпе, посмеяться вместе со всеми в кинозале. А вот поплакать, подумать — для этого хочется уединиться. Дома хочется драму посмотреть! Для этого нужна платформа.

С ростом количества онлайн-кинотеатров есть хорошая тенденция: фильмы становятся более качественными. Раньше какой-нибудь автор приходил на канал или в продакшн и приносил идею, в которую очень верил. Но если один из продюсеров не мог рассмотреть в ней экономическую составляющую, не понимал замысел, то и всё, этот продукт никогда не доходил до зрителя. Просто потому, что проект не попал в одного-двух человек, принимающих решения. Сейчас платформ больше, они разноплановые, у них разная целевая аудитория. Вероятность, что тебя рассмотрят, выше. Мне кажется, появление многих фильмов, мультиков, мини-сериалов, даже короткометражек (раньше мы даже не знали, где вообще искать короткометражки) — развивает индустрию. Может, у нас не представлены некоторые жанры, вроде фэнтези. В этом плане нам есть, куда двигаться.

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно