ИНТЕРВЬЮ

«Гонорар коровы на уровне среднего актера»: интервью с создателем «Против всех» Алексеем Татаренко

Ольга Чередниченко

Редактор

В нашем онлайн-кинотеатре вышла уже половина серий проекта «Против всех» о том, как вокруг деревенского дома вырос ЖК, а его хозяин ополчился против соседей, застройщиков и вселенской несправедливости. Мы поговорили со сценаристом, продюсером и режиссером сериала Алексеем Татаренко о забавных моментах в работе с животными-актерами, значении жанра семейной комедии и о жизни реквизита после завершения киносъемок.

Наверняка сценарий основан на каком-то реальном случае. Как появился сюжет «Против всех»?

Одной конкретной реальной истории в основе нет. Но методы борьбы с людьми, которые не хотят выселяться, общие по всей стране. Они стандартные, застройщики не креативят: разрушить дом, сжечь, подселить какого-нибудь бездомного. Это подсказывало нам идеи для сюжетных линий. Мы совместили ее с другой темой: как старики живут в одной хрущевке, она — под реновацию, а они борются за то, чтобы остаться. Взяли пожилого мужчину, который собрал лучшие качества тех стариков, и заселили его в этот домик.

Маленькая актриса Ева Смирнова поделилась, что до съемок в «Против всех» никогда не видела живых кур. Ей было очень страшно заходить в курятник, собирать там яйца… Алексей, сложно ли снимать детей и животных?

В советские времена операторам на взрослых актеров выдавали три дубля пленки, а на детей и животных — шесть. Сейчас никто не закладывает в производство больше времени. Дети и животные работают наравне со взрослыми. Но Ева не просто ребенок с улицы, родители которого хотят, чтобы он снимался. Она большой профессионал. Все взгляды, реплики, сценарий знает назубок. В перерывах съемочного процесса успевает читать книги, не относящиеся к сериалу.

Хотя были на съемках и забавные моменты, которые ставили меня в ступор. Например, сцена, когда рассматривают фотографию с УЗИ ребенка, а герой-папа высчитывает срок зачатия. Ева спрашивает: «Что, что он там увидел?» А я смотрю на ее маму и думаю: «Вот как я должен объяснить, что произошло три недели назад?»

Что касается животных в нашем сериале, то большим профессионалом была корова. Всё гладко делает, куда надо посмотрит — вообще класс. Она снимается постоянно, и у нее гонорарная ставка на уровне среднего актера. Однажды была какая-то сложность с транспортировкой, и корову пришлось оставить у нас на съемочной площадке в Некрасовке на три дня. А ведь ее надо доить два раза в день, нельзя ее просто так оставить. Олеся, наш ассистент художника по гриму, умела это делать и очень нас выручила. Молоко потом либо в буфет, либо в павильон отдавали.

А вы пили это молоко?

Может, и пил! Мне же кофе с каким-то молоком давали. Еще у нас по сценарию был эпизод, когда героев выселяют из дома, и они корову привязывают у подъезда, а свинью затаскивают на балкон. Но как ее поднимешь на четвертый этаж? Она не пойдет на поводке. Пришлось через диалоги в итоге передать, что она живет теперь в кладовке.

Вот куры — без вопросов, несли себе яйца, спокойно жили. Кролики тоже. А с петухом была забавная история: он кукарекал, начиная с четырех утра, даже жители того ЖК жаловались. Мы сами писали на ночной смене игровой звук, и этот крик нам мешал. Приходилось прятать петуха в коробки, накрывать полотенцами, чтобы создать ему «ночь». В результате отдали эту птицу, как только все сцены с ней были отсняты, невозможно оказалось ее контролировать.

Это правда, что вы насыпали грунт во дворе ЖК, чтобы создать там сад и поставить дом для съемок? А яблоки у вас там созрели этим летом? Вроде не яблочный был год.

Да, мы насыпали грунт на детскую площадку, прямо на плитку. Грузовиков 150, наверное, привезли. Высадили там яблони, и они плодоносили, как и малина, и смородина, и крыжовник. Огурцы даже висели в теплице — с ними была отдельная сцена. Всё, что в сериале показано, реально выросло! Проблемы были только с газоном: он хорошо прижился, но его вытаптывали. Как только начинал подсыхать, мы его меняли.

Дом у нас тоже настоящий. Когда мы ездили снимать сцены из 1941-1945 годов, нашли двор в реальной деревне, там еще церковь рядом. Потом такой же дом купили, привезли его и собрали. После завершения работы над проектом все увезли на склад START. Дом разобрали, землю вывезли. Всё восстановили за собой, кустики высаживали заново — это, кстати, не быстро оказалось.

Как вы справились со съемкой двух братьев-близнецов, которых играл один актер — Сергей Лавыгин?

Замена головы, какие-то технологии типа DeepFake — оказалось, не работают. Нам пришлось отказаться от этих вариантов и использовать иные шесть способов совмещения братьев, которых играет Сергей. Еще одной трудностью было планирование съемок сцен. Если мы хотели показывать Германа первым, а перед этим снимали Витька, то всё — приходилось отправлять Лавыгина на перегримировку и терять время. Словом, задача с братьями-близнецами выдалась действительно очень сложной.

Помимо «Против всех», вы писали еще «Ивановы-Ивановы» и «Войну семей». Это всё об одних ценностях. Но какие в них оттенки? Чем отличается отражение семейной темы во всех трех проектах?

Они, по сути своей, все базируются не на комедийной теме. Если мы берем ситуацию перепутанных детей в «Ивановых-Ивановых», то это слезы, трагедия, драма. Мы попытались перевернуть ее в то, что был один сын, стало два — нужно радоваться. Но если ставить себя на место ребенка, а не родителя, ты смотришь на всех, как на неродных. Ты приобретаешь, но и теряешь.

В «Войне семей» на конфликт наталкивается желание перерасти из друзей в семью: поженить детей, жить без забора, построить общий бизнес. Но любовь так всё развернула, что пришлось делить то, что раньше казалось неделимым. Тоже ситуация не смешная, это вполне драма, хоть мы и делаем из нее комедию.

И в «Против всех» относительно семьи всё сложно. Вроде как дед хороший, должен был воспитать хороших детей. В итоге один из них выпивает, второй в тюрьму попал. Всё это грустно. Но когда ты приправляешь это легкостью, какими-то ситуациями, где героев объединяет проблема, и в конце они пьют чай и смеются — тогда и выходят на первый план те самые семейные ценности.

«Ивановы-Ивановы» более безобидные: там нет таких сложных тем, которые нельзя было бы объяснить ребенку. Этот пласт мы с командой немного подъели, нам захотелось затронуть более «взрослые» проблемы. В «Войну семей» мы уже добавили измены, а сама молодежь там постарше. В «Против всех» совсем пикантная ситуация, с адюльтером внутри семьи. Василиса запуталась: она мечтала об одном, а столкнулась совсем с другим. Когда у нее появляется шанс исправить положение, она за него цепляется. Живет, как ей кажется правильно — так, как умеет. Семейные ценности она, может, предает, но делает это для себя и детей, чтобы выжить.

«Против всех» стал вашим режиссерским дебютом. Как вам этот опыт?

Креативные продюсеры берут на себя большую долю ответственности за конечный продукт — написание сценария, подготовку совместно с режиссером, контроль над съемками, постпродакшн. Мы отвечаем перед компанией, как создатели. Когда человек придумывает что-то, он у себя в голове видит это картинкой. Еще проще представлять, когда уже прошел кастинг — ты даже знаешь, как актер будет в кадре говорить, злиться. Интересно, что сценарий мы всегда пишем вместе с Алексеем Михновичем, и картинку каждый из нас представляет свою.

Приглашенный, сторонний режиссер либо попадет в то, что мы задумывали на этапе сценария, либо предложит вариант, который нам понравится, либо окажется, что у него совсем другое видение. Это всё игра компромиссов. А когда ты сам себе что-то представил и так же снял, конечно, «чище» попадаешь в задуманное: замысел совпадает с реализацией. Каждая шутка, каждая пауза — ты всё это проживаешь много раз при подготовке. Еще это получается быстрее: точнее понимаешь, сколько тебе нужно планов взять, особенно в нашем жестком тайминге — лишняя перестановка может плохо отразиться на съемках.

Каким вы видите будущее нашего кинематографа?

Когда из кинотеатров ушли голливудские фильмы, у меня было ощущение, что кино умирает. Но хорошие картины действительно появляются и даже собирают. Семейное кино для широкой аудитории от детей до взрослых — условный «Чебурашка» — показывает, что люди хотят смотреть фильмы. Главное — им их дать.

Я думаю, на блокбастеры и комедии прикольно сходить поудивляться в толпе, посмеяться вместе со всеми в кинозале. А вот поплакать, подумать — для этого хочется уединиться. Дома хочется драму посмотреть! Для этого нужна платформа.

С ростом количества онлайн-кинотеатров есть хорошая тенденция: фильмы становятся более качественными. Раньше какой-нибудь автор приходил на канал или в продакшн и приносил идею, в которую очень верил. Но если один из продюсеров не мог рассмотреть в ней экономическую составляющую, не понимал замысел, то и всё, этот продукт никогда не доходил до зрителя. Просто потому, что проект не попал в одного-двух человек, принимающих решения. Сейчас платформ больше, они разноплановые, у них разная целевая аудитория. Вероятность, что тебя рассмотрят, выше. Мне кажется, появление многих фильмов, мультиков, мини-сериалов, даже короткометражек (раньше мы даже не знали, где вообще искать короткометражки) — развивает индустрию. Может, у нас не представлены некоторые жанры, вроде фэнтези. В этом плане нам есть, куда двигаться.