Как вы стали шоураннером?
Можно сказать, что мне повезло. Я учился в педагогическом институте на преподавателя физики и математики и параллельно играл в КВН. Тогда это была единственная доступная возможность для творчества. За время, проведенное в клубе веселых и находчивых, я познакомился с множеством замечательных людей, и один из них пригласил меня писать сериал «Сваты». Позже я переехал в Москву, где работал в авторской группе программы «Большая разница». Потом было девять лет написания и креативного продюсирования разных сериалов. В результате я стал шоураннером.
Кто такой шоураннер?
Шоураннер — человек, который доводит идею до готового продукта. Он отвечает буквально за всё: сценарий, подбор команды, утверждение актеров, съемки и постпродакшн. Разумеется, не в одиночку, а в тесной связке с режиссером, оператором, художником, кастинг-директором и многими другими. Главное качество шоураннера — терпение. На протяжении всего производственного цикла приходится идти на компромисс из-за самых разных объективных обстоятельств. Над «Вампирами средней полосы» я работал вместе с молодым режиссером Антоном Масловым. Он также снял для START драму «Многоэтажка». Мы всегда друг друга слышали, так что за время съемок и монтажа между нами не было ни одного серьезного конфликта.
Как появилась идея сериала?
У «Вампиров средней полосы» есть конкретный источник вдохновения. Всё, что придумывается в наше время, — чистый постмодернизм и сублимация прочитанного и просмотренного. Эта история началась с того, что я пошел в кино на прекрасный фильм «Реальные упыри» Тайки Вайтити. После знакомства с новозеландскими вампирами мне захотелось создать что-то подобное в российских реалиях, только сделать героев и историю гораздо глубже.
Вы хотели успеть первыми освоить вампирскую тему в России?
У нас не было цели первыми переселить вампиров на отечественную почву. Было ощущение, что после «Сумерек» и «Реальных упырей» по теме всё сказано и она потеряла актуальность. Именно поэтому было решено поставить в центр сериала не вампиров как таковых, а жизнь людей. Мне кажется, что наша история работала, даже если бы рассказывала не о героях с суперспособностями, а, например, о железнодорожниках. Я стремился наделить персонажей простыми человеческими качествами и построить между ними узнаваемые конфликты. Например, как сюжетные линии разведенной пары Жана и Ольги, непростые взаимоотношения деда Славы и непутевого внука Женька. Уже когда был готов пилот, мы узнали, что идет работа над «Пищеблоком» и «Караморой», но мы точно не пытались их обогнать и застолбить вампиров за собой.
На какую целевую аудиторию вы рассчитывали во время работы над сценарием?
Я не очень понимаю, что такое целевая аудитория. Я считаю, что фильмы и сериалы бывают хорошими или плохими, а это зависит от субъективной оценки каждого зрителя. Если проект плохой, его можно оправдать тем, что он создавался для другой целевой аудитории. Хороший фильм не нуждается в таких уточнениях. 60, 20 или 11 лет зрителю — неважно. Если сериал смотрят вместе с родителями и детьми, значит, просто получилось хорошо. Мы не стремились понравиться всем, хотелось подарить зрителям немного сказки и разбавить нашу не самую радужную действительность.
Почему вы поселили вампиров в Смоленске?
Смоленск был в сценарии изначально. Я недалеко от него родился и из всех российских городов знаю его лучше всего. Ставка делалась на провинцию, так как Москвы в сериалах и так достаточно. Каждый маленький город обладает особой атмосферой, но многовековая история Смоленска дополнительно работает на сюжет. Меня интересовали не только обшарпанные стены, а среда, где все друг друга знают и относятся чуть добрее, чем в столице. Не знаю, как жители Смоленска восприняли «Вампиров», но по местам съемок водят экскурсии. И это при том, что первый сезон там почти не снимался.
Роль деда Славы писалась специально под Юрия Стоянова?
Роль тысячелетнего деда я писал под Стоянова, которого любил с детства. Но это не отменяло необходимость проб даже для такого непревзойденного мастера комедии. Пробы состоялись, когда мы выбирали из двух кандидатов на роль Женька. Юрий Николаевич — очень подробный, тонко чувствующий артист, который крайне бережно относится к тексту. Он не всегда понимал значения слов, но он верил, что они сработают, учил, коверкал, но произносил.
Как вы выбирали актера на роль злодея?
Над кандидатурой артиста на роль злодея долго мучиться не пришлось. Мы представляли актера с мощной мужской брутальной харизмой. У нас было два варианта: Артем Быстров, который гениально сыграл главного отрицательного персонажа в «Контейнере», и Александр Устюгов. Нам показалось, что визуально Саша выглядит более опасным, и в роли Клима он будет точнее. В итоге выбор пал на него.
Вы с самого начала планировали, что будет второй сезон?
Изначально планировалось не ограничиваться одним сезоном. Именно поэтому мы не стали сразу глубоко развивать тему Хранителей, о которых зрители скоро смогут узнать много нового. При этом никто из команды не ожидал, что «Вампиры» станут самым обсуждаемым сериалом года и возьмут множество наград. Мы просто делали и делаем то, что нам самим нравилось, и здорово, что это откликнулось зрителям. Этот успех одновременно давит и помогает. С одной стороны, страшно не оправдать ожидания, с другой, это заставляет работать с максимальной отдачей.
Вас посещали сомнения во время работы над сериалом?
Известно, что кино рождается три раза: при написании сценария, на съемках и на монтаже. На этапе текста меня ни разу не посещали сомнения, тем ли я занимаюсь. Позже, при производстве, случались неизбежные проблемы, и порой начинало казаться, что какие-то эпизоды могут не сработать. Впрочем, все ошибки и недочеты удалось устранить на постпродакшене.
А за саундтрек тоже отвечали вы?
Мне очень повезло, что получилось наполнить сериал любимой музыкой и буквально перенести на экран свой плейлист. Это же невероятное счастье — сначала слушать Лагутенко, а потом позвонить ему с предложением написать заглавную тему.
Дайте несколько советов начинающему шоураннеру
Главное — как можно больше писать. Даже если после переноса на бумагу на первый взгляд гениальная идея теряет очарование, всё равно не нужно останавливаться. Это поможет научиться формулировать мысли, развить фантазию и профессионально вырасти. Еще полезно замечать детали в бытовых ситуациях. Я часто просто хожу по городу и наблюдаю за людьми. Обращаю внимание на интересные детали, людей и представляю, о чем они могут думать. Это простое упражнение действительно помогает в работе.