ИНТЕРВЬЮ

«Мужчине тяжело, когда женщина смотрит на него слишком восторженными глазами»: интервью с продюсером «Семейного переполоха»

Ольга Чередниченко
Редактор

Продюсер Юлия Мишкинене работает с разными режиссерами, но почти все ее картины отличает особый авторский стиль. К его ключевым элементам можно отнести изящный интеллектуальный юмор, залитую солнцем картинку, а также внутренний свет героев, которые, несмотря на трагичные обстоятельства, на контрапункте очень вдохновляюще радуются жизни. К премьере нового фильма Юлии Мишкинене «Семейный переполох» на START поговорили с ней о танцах, песнях, каскадерах, космосе и философии.*

— В титрах вашей новой доброй комедии «Семейный переполох» внушительный список каскадеров. Расскажите, какие трюки они выполняли.
— Некоторые трюки не вошли в фильм, потому что одну линию мы чуть сократили. Но они попали в трейлер. Каскадеры помогали собирать приспособления для сцены, где персонажи Зои Бербер и Владимира Гуськова висят вверх ногами. Еще они помогали ставить эпизоды, где наша многодетная мама сбивает на машине своего мужа и где героиня Наташи Земцовой падает с лестницы, — для этого мы нашли девушку, очень похожую на саму Наташу.
«Семейный переполох» (2024)
«Семейный переполох» (2024)
«Семейный переполох» (2024)
«Семейный переполох» (2024)
«Семейный переполох» (2024)
«Семейный переполох» (2024)
— Во многих ваших картинах есть танцы — это и «Семейный переполох», и « Асфальтовое солнце», и « Хэппи-энд». Все они очень разные и транслируют разные эмоции. Расскажите, как вы ставили эти танцы и какие смыслы в них закладывали.
— В «Хэппи-энде» мы показывали жизнь в Таиланде. Поскольку наш главный герой — пенсионер, да и остальные ключевые персонажи довольно взрослые люди, мы решили с помощью танцев добавить картине энергии. Жена режиссера Анастасия Сомова — профессиональная танцовщица, и она обучила двух молодых актрис. Мы с ней потом еще много работали вместе, например сняли клип для группы Uma2rman — «Королева Марго». Там очень красивый вальс.
Что касается «Асфальтового солнца», то через образ папы-танцора мы хотели показать творческого человека, который уехал за границу. Он выступает в народном театре, но хочет чего-то большего. Его сын занимается балетом, потому что хочет быть похожим на папу, исполнить отцовскую мечту. Но когда тот уезжает, мальчик перестает заниматься. Это история их связи.
«Асфальтовое солнце» (2022)
«Асфальтовое солнце» (2022)
«Асфальтовое солнце» (2022)
В «Семейном переполохе» у нас танцы появились тоже еще на этапе сценария. Был герой-клоун, но не совсем обычный. Этот мальчик не вписывается в бизнес-структуру, которую создает его отец. Ему не нравится то будущее, которое ему нарисовал папа, он хочет свое и выражает это через танец.
Я вообще люблю танцы в кино. Они передают настроение героев.
«Семейный переполох» (2024)
«Семейный переполох» (2024)
«Семейный переполох» (2024)
— В ваших картинах важную роль играют не только танцы, но и песни — например, в том же «Асфальтовом солнце» и в « Рыбе-мечте», где поет мировая звезда Северия Янушаускайте («Вавилон-Берлин»). Каким образом песня дополняет ее образ женщины, которая душит своей сексуальностью?
— Там песня китов, она немножко нечеловеческая. Режиссер Антон Бильжо хотел вот такую странную героиню показать. Эта композиция у нас появилась с самого начала, еще на уровне сценария.
«Рыба-мечта» (2016)
«Рыба-мечта» (2016)
«Рыба-мечта» (2016)
«Рыба-мечта» (2016)
«Рыба-мечта» (2016)
В «Асфальтовом солнце» с помощью музыки мы хотели передать эпоху. Там много песен, которые реально были на дискотеке в 80-е. Некоторые треки мы написали сами с нуля в очень похожей стилистике, потому что, например, на AC/DC сейчас невозможно получить права. У нас был прекрасный композитор Влад Жуков, который может сочинять очень похоже на того или иного исполнителя. То же самое было и с песнями Beatles: кажется, что они звучат в нашей картине, но на самом деле это тоже работы Влада Жукова, а не ливерпульской четверки.
«Асфальтовое солнце» (2022)
В конце звучит песня группы «Сироткин». Так мы хотели показать связь с современностью. Ведь герой нам сейчас близок, и все его переживания очень актуальны.
Еще в нашем сериале «Плейлист волонтера» очень много музыки. В одноименной книге Артема Ляшенко, кстати, было еще больше песен. Там около 50 глав, и на каждую — свой трек. Но при экранизации мы решили, что все композиции будут российские.
Юлия Мишкинене, продюсер
— Из каких элементов вы собирали атмосферу для создания ретронастроения в «Асфальтовом солнце»?
Илья Хотиненко — энтузиаст в кино. Ему очень нравится собирать предметы, связанные с историей. Мы вместе искали фотографии, реквизит.
Очень интересно получилось с квартирой. Натуру «Асфальтового солнца» мы снимали в Новороссийске и Геленджике. Интерьеры же решили снимать в Москве, потому что держать группу в экспедиции долго — это дорого, а еще как раз начался ковид. Но столичные квартиры, как вы знаете, отличаются от южных и планировкой, и настроением. Однако так совпало, что мои друзья как раз должны были приехать в Москву и попросили поискать им квартиру на месяц или два. Я стала смотреть на соответствующем сайте и наткнулась на ту самую квартиру, которую теперь можно увидеть в нашем фильме. Она была обставлена абсолютно в стилистике 80-х годов. Очень странная. Тогда подумала, что эта квартира подойдет для съемок. Мы списались с людьми, которые вывесили объявление. Оказалось, они ее только что купили. Раньше квартира принадлежала советскому композитору. Ей практически никто не пользовался с 80-х годов, потому так законсервировалась. Она была в доме со специфической архитектурой — в стиле конструктивизм. Там все было: плед, кровати, стенка, кресло, кухня. В итоге нам позволили снять в этой квартире.
«Асфальтовое солнце» (2022)
«Асфальтовое солнце» (2022)
«Асфальтовое солнце» (2022)
«Асфальтовое солнце» (2022)
«Асфальтовое солнце» (2022)
«Асфальтовое солнце» (2022)
Сейчас мы с вместе Ильей работаем еще над одной совместной картиной — это «Кинопленка № 8» про 90-е. На съемках Илья вместе с художником интерьера тщательно подходил к подбору всех вещей, одежды! Мне нравится, когда режиссер знает, чего хочет, и добивается этого в кадре. Мне кажется, нужная атмосфера получилась.
«Кинопленка № 8» (2024)
«Кинопленка № 8» (2024)
«Кинопленка № 8» (2024)
— Вы кандидат философских наук. Как вам помогает такое образование в работе продюсером?
— Помогает, так как еще с давних пор у меня выработалась привычка много читать и философски смотреть на вещи. Мешает, поскольку сейчас в современном кино больший акцент идет на зрителя и зрительское восприятие. А то кино, которое мне нравится, вероятно, многим может показаться слишком сложным, авторским. Например, недавно я посмотрела «Объясни мне, любовь». Это история о моем любимом писателе Максе Фрише, о его отношениях с Ингеборг Бахман. Вот такое кино мне нравится. Но в кинотеатре на этом фильме мы с подругой сидели вдвоем — и больше никого во всем зале. С другой стороны, я смотрю и зрительское кино, мне тоже хочется его делать.
— Фильм « Как звезды» о женском бромансе получился очень теплой историей из-за до боли узнаваемых персонажей. Насколько много личного в сценарии?
— Две ведущие актрисы этого фильма изначально написали историю из своей жизни. Наташа Земцова приехала в Москву из Омска, вскоре ее взяли сниматься в «Восьмидесятые». Надя Иванова — москвичка, но долго пробивалась. То есть история была вполне личной, но про 20-летних девушек. Пока мы разбирались, как ее снимать, пришло понимание, что актрисы уже взрослые, им на тот момент было больше 30. В итоге режиссер Маша Лойтер переписала историю.
«Как звезды» (2023)
«Как звезды» (2023)
«Как звезды» (2023)
«Как звезды» (2023)
«Как звезды» (2023)
«Как звезды» (2023)
Мы много спорили по поводу героини Юлии Снигирь, но Маша доказала, что все должно быть драматично в ее судьбе. Когда Юля пришла в наш проект, она сказала: «Мне так нравится героиня!» Все, что у нее было от себя, она туда вложила: душевные метания, необходимость быть в жизни одной, а на публике — другой. Еще она страшно боялась воды, но преодолела этот страх. Словом, жизни в фильме много, но много и придумано, конечно.
— Верите ли вы, как герой Евгения Цыганова из фильма « Блондинка», что никакой необыкновенной жизни нет, а есть просто жизнь?
— Я взяла этот фильм, потому что мне очень близка его тема про то, как ты влюбляешься в какую-то свою мечту. Героиня придумала себе мужчину и пытается тянуть его куда-то к звездам, а он не тянется, потому что не такой, каким она его видит. Я думаю, герой Цыганова этой фразой хотел сказать, что хочет быть собой. Он выбрал простую жизнь. А она дальше полетела.
«Блондинка» (2023)
«Блондинка» (2023)
«Блондинка» (2023)
«Блондинка» (2023)
«Блондинка» (2023)
«Блондинка» (2023)
«Блондинка» снята по пьесе Александра Володина, а у него все персонажи неоднозначные. Кроме того, сегодня они выглядят немного восторженными и эмоциональными, что больше характерно для восьмидесятых. Пьеса и была написана в 1984 году. Мне кажется, у нас сейчас тот же поворот, мы в этой же исторической точке находимся.
Героиня хочет заставить его летать, а у него нет таких крыльев, какие она видит. Мужчине тяжело, когда женщина смотрит на него слишком восторженными глазами. Все время приходится тянуться, а это некомфортно. Но в том и трагедия, что Блондинка не может никого воспринимать приземленно.
— Как вам удается сохранять настроение фил-гуд-муви из картины в картину, несмотря на то что режиссеры их снимают разные?
— Наверное, я их бью (шутка). Я всегда чувствую: режиссер мой или не мой. Выбираю тех, с кем комфортно, созвучие какое-то есть.
Съемки проекта «Семейный переполох»
— Сериал «Плейлист волонтера» сильно отличается от фильмов своей нуарной атмосферой. Как он оказался в вашей фильмографии?
— Мне безумно понравилась книжка. Когда мы познакомились с ее автором Артемом Ляшенко, сразу нашли общий язык. Я достаточно долго думала, кто мог бы стать режиссером. Хотела сделать абсолютно черный юмор, в стиле Чарльза Буковски. Мне казалось, это должна быть такая история. Но Ваня Янковский все-таки не циничный. Он светлый внутри человек по своей сути.
«Плейлист волонтера» (2023)
«Плейлист волонтера» (2023)
«Плейлист волонтера» (2023)
«Плейлист волонтера» (2023)
«Плейлист волонтера» (2023)
«Плейлист волонтера» (2023)
В результате режиссером стал Максим Свешников. Ему очень понравилась история, и он начал немного по-другому ее переписывать. От режиссера многое зависит, а у Макса, похоже, целая фабрика в голове: он видит весь сериал сразу. У него в итоге вообще не оказалось потом лишних материалов. Каждый эпизод шел в копилку, ничего не вырезали — это большая редкость.
Мы сейчас написали продолжение. Штапич — пиарщик, который приезжает на завод по производству туалетной бумаги в деревне. Ему нужно найти общий язык со всеми деревенскими жителями, которые против этого завода. Прикольная история. Но это кино будет, а не сериал.
— В вашей фильмографии много коротких метров. Некоторые скомпонованы в сборники, например « Очень женские истории» с мощной центральной новеллой «Сестры». Как вы снимали эти короткометражки?
— Что касается «Сестер», это был наш первый короткий метр. Мы с Наташей Меркуловой после «Интимных мест» думали, что делать дальше. И тут сценарий «Сестер» появился почти сам собой. Мы собрались и практически без денег сняли эту историю на фотоаппарат, который у нас был в офисе. Герои жили в моей квартире, ездили на моей машине. Мы заплатили актрисам совсем небольшие деньги. У нас не было ни администрации, ни оцепления, когда мы снимали сцену, где Виктория Исакова и Виктория Толстоганова дерутся около метро. Прохожие не понимали, что происходит.
«Очень женские истории» (2020)
«Очень женские истории» (2020)
«Очень женские истории» (2020)
«Очень женские истории» (2020)
«Очень женские истории» (2020)
«Очень женские истории» (2020)
Потом я подумала, что стоит сделать альманах, где все режиссеры — женщины и где в каждой истории будет две женщины. Мы вышли в прокат прямо в ковид. Фильм начал хорошо собирать, но потом все закрылось. Жалко. Я все еще думаю о продолжении «Женских историй». Может быть, в виде сериала.
— В 2018 году после выхода фильма «Салют-7» вы давали о нем интервью и сказали: «К космосу полностью готов наш режиссер Клим Шипенко. Оказалось, что у него прекрасное здоровье, прекрасный вестибулярный аппарат и он по всем параметрам просто может уже работать в космическом отряде. И очень хочет. Так что если вдруг когда-нибудь будет какой-нибудь полет, запуск с режиссером на борту, то, мне кажется, он может полететь в космос». Это было предсказание или вы уже тогда что-то знали о фильме « Вызов»?
— Ничего не знала, конечно. Наверное, пророчество. Просто Клим очень туда хотел. У него реально оказалось очень хорошее здоровье, потому что он летал в самолете, который имитирует невесомость. Володя Вдовиченков и Паша Деревянко тоже в нем летали, и им было очень плохо, а Клим чувствовал себя прекрасно. Я очень рада, что у него получилось. Я считаю, «Вызов» — это достижение, такие фильмы нужны, а сам Клим нас всех еще удивит.
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.