Давайте начнем с одного из главных сериалов этого сезона — «Лихих», в котором вы выступили не только сценаристом, но и продюсером. Как появилась идея? Откуда черпали вдохновение?
Мой сопродюсер Иван Самохвалов прислал мне журналистское расследование «Дети ОПГ». История показалась мне интересной и заслуживающей разработки. Я на несколько дней слетал в Хабаровск, где встречался и разговаривал с разными людьми, в том числе с главными фигурантами истории. Эти интервью не только дали массив фактов и ощущение времени, они точнее очертили для меня образ жизни и особенности мировоззрения людей, которых тогда называли бандитами.
«Лихих» уже сравнивают и со «Славными парнями» Мартина Скорсезе, и с «Бригадой» Алексея Сидорова. Опирались ли вы во время работы над сценарием на какие-то референсы из российского и зарубежного кино?
На мой взгляд, референсы хороши, когда ты продаешь идею, это рабочий инструмент питчинга. На этапе работы над сценарием референсы скорее мешают: есть соблазн использовать чье-то удачное решение или позаимствовать чужую оптику, поэтому история росла из фактов жизни больше, чем из отсылок к другому кино.
Последние несколько лет тема 90-х не оставляет отечественный кинематограф. Как думаете, откуда взялся такой тренд, почему и надолго ли он?
Мы очевидно закончили исторический период длиной в тридцать лет, знание результата облегчает анализ — это первая причина. Вторая — яркость эпохи, ее падения и взлеты, слом одной общественной формации и рождение в муках и надеждах другой. Мне кажется, не бывает исчерпанности темы эпохи и времени, ощущение переизбытка может возникнуть только от историй, рассказывающих об этом времени под одним углом. Поэтому к девяностым мы будем возвращаться так же, как к любым судьбоносным декадам в истории страны, будь то десятые, сороковые или восьмидесятые.
А что насчет сказок? Наряду с «Лихими» на START гремит волшебный сериал «
Последний богатырь: Наследие» — тоже в своем роде семейная сага. Сказочные сюжеты последнее время пользуются не меньшей популярностью. В вашей фильмографии на моей памяти только одна подобная работа — городское фэнтези «Ночные стражи». Не хочется ли оседлать и этот тренд и написать что-нибудь сказочное?
Я работаю над тремя проектами, которые условно могут быть отнесены к этому жанру. Подробности по одному из них я пока раскрывать не могу, два других — экранизация сказок Чуковского и «Тысячи и одной ночи». Это амбициозные проекты для меня как сценариста, но это точно не попытка оседлать тренд, что всегда фактически опоздание. Дело в другом, мы сейчас как индустрия научились производить чуть более сложнопостановочные проекты, чем даже пять лет назад, и это открывает новые возможности в производстве зрительского кино, в том числе и в таких жанрах.
За свою карьеру вы успели поработать с многими важными режиссерами современности:
Федор Бондарчук,
Юрий Быков, Олег Трофим, Александр Котт, Душан Глигоров. Расскажите, как функционирует связка «сценарист — режиссер», в какой момент работы над проектом начинается прямое взаимодействие и что может стать камнем преткновения?
Я бы добавил сюда как минимум Валерия Тодоровского и Александра Велединского, простите, кого забыл. Что касается вопроса, всегда по-разному. Чаще всего к моменту появления режиссера сценарий написан в первом-втором драфте, дальше начинается доработка. Камней преткновения множество: разное понимание истории, персонажей, да даже отсутствие химии между сценаристом и режиссером. Задача продюсера эти камни преткновения убрать.
Кауфман, Соркин, Миндадзе, Мульменко — все эти сценаристы решили попробовать себя в режиссуре и не прогадали. А вы когда-нибудь хотели бы лично руководить съемками истории, которую написали?
Возможно, никогда не говори «никогда». Но в последние несколько лет я выступаю еще и продюсером большей части моих сценарных работ, это отнимает почти все время, и приходится выбирать. Пока этого нет в планах, скажем так, но все может измениться.
С Душаном Глигоровым у вас образовался настоящий творческий тандем: «Трасса» — третий проект, над которым вы работаете вместе, и снова успешный. Насколько важно сценаристу найти в режиссере родственную душу?
В вопросе содержится ответ: да, важно, результат налицо, как говорится. Хотя дело здесь, наверное, не в родственных душах, а в отношении режиссера к работе: Душан копает вглубь, он проживает каждую историю, а не заполняет съемками окно в графике.
Поговорим о персонажах. Собирая сценарий, вы идете от героя или от события?
Не бывает четких схем. Сяду-ка я изобрету героя или разработаю некое событие, которое все запустит. Сценарий собирается, скорее, из изначального импульса, когда некая мелочь, условный триггер, вдруг подсвечивает какую-то ситуацию, прореху в реальности, которую хочется размять, которая не дает покоя. А уж потом появляются герои и события. Но это моя практика, у других авторов может быть по-другому.
В «Хрустальном», «
Нулевом пациенте» и «Трассе» поднимаются важные социальные и моральные вопросы. Что, на ваш взгляд, самое важное при работе над такими сложными историями?
Нет никакой разницы между социальными историями и упомянутыми вами городскими фэнтэзи с точки зрения драматургии. И там и там важна драма героев, моральные дилеммы, их выбор. Иначе кино просто не срабатывает. Другой вопрос, что узнаваемый сеттинг дает зрителю ощущение дискомфорта, ему проще примерить ситуацию и выборы героев на свой ежедневный опыт. Поэтому ничего нового я не скажу, азбучные истины: работа с героем, обстоятельствами, мотивацией — это важно при создании и сложных историй, и простых.
Благодаря развитию онлайн-кинотеатрами собственных производств количество контента за последние годы выросло в разы. Как вы думаете, темпы все еще можно наращивать или же стоит давать зрителям по паре крупных сериалов в год максимум?
Не мое дело решать, стоит ли наращивать темпы, или, напротив, снижать их. Это должен решать рынок. Ситуация с несколькими сотнями сериальных премьер в году, безусловно, не совсем здоровая, контентный голод — неправильное определение, скорее, мы можем говорить уже о контентном пресыщении. Но все, повторюсь, регулирует рынок, это идеальный и естественный балансир индустрии.
Что вы с высоты собственного опыта можете посоветовать начинающим сценаристам?
Большинство из тех проектов, которые я сам отношу в «зеленую» часть моей фильмографии, были отвергнуты продюсерами или контентными комитетами. И это не упрек им. Никто не знает, что выстрелит, никто не знает, какая история найдет путь к сердцу зрителя, в этой индустрии мы на поле прогнозов, загадок и предчувствий. Поэтому верьте в себя и продолжайте работать. Жизнь долгая, и, если к вашему таланту добавится терпение, рано или поздно ваша история найдет зрителя.