1930-е
Эксцентрические комедии
Эксцентрические комедии
Фильмом, послужившим отправной точкой для ромкомов, принято считать ленту Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью», ставшую легендарной обладательницей пяти «Оскаров». Милая, пусть и малореалистичная история о сбежавшей дочери миллионера и пронырливом репортере, которые влюбились друг в друга, положила начало эксцентрической комедии (она же screwball comedy) — поджанру романтической.
Премьера картины состоялась в 1934 году, когда в США была в разгаре Великая депрессия и спасение от мыслей о беспросветном будущем люди искали в кино. Эксцентрическая комедия оказалась как никогда кстати. В ней все беды отходили на второй план, социальные различия легко уступали место большому чувству, а предваряющее этот момент ожесточенное, но забавное противостояние между героями лишь усиливало эффект хеппи-энда.
Характерными особенностями эксцентрических комедий стали фарсовые ситуации, которые органично переплетались с реалистичными сценами и дополнялись «пулеметными» диалогами. Другая отличительная черта — крепко прописанные женские персонажи.
В пример можно привести еще одну значимую картину — «Филадельфийскую историю» Джорджа Кьюкора, своевольная и остроумная героиня которой в лице Кэтрин Хепберн выступает главным двигателем сюжета. Лента к тому же стала отличным образцом так называемой комедии повторного брака. Во времена кодекса Хейса, запрещавшего «оправдание супружеской измены», история о разведенных людях, начавших вновь испытывать влечение друг к другу, казалась революционной.
1950–1960-е
Секс-комедии и кино о домохозяйках
Секс-комедии и кино о домохозяйках
В 1940-х популярность ромкомов упала, но уже в следующем десятилетии жанр получил некоторое переосмысление. Именно в романтических фильмах 50-х и 60-х рождается троп «от врагов к любовникам», когда между конкурирующими или недолюбливающими друг друга героями появляется сексуальное напряжение («Битва полов», «Вернись, моя любовь»). Вызвано это было несколькими причинами. Во-первых, в 1953 году вышла книга Альфреда Кинси, исследовавшая женскую сексуальность. Во-вторых, тогда же поступил в продажу легендарный первый номер Playboy с фотографией Мэрилин Монро на обложке и начала ослабевать цензура в кино.
Конец 40-х и начало 50-х, то есть послевоенное время, стали периодом, когда в медиа всячески пропагандировали образ домохозяйки. Вспомним «Эту замечательную жизнь» Фрэнка Капры или популярный тогда ситком «Предоставьте это Биверу», которые утверждали на экранах амплуа примерной жены и как бы доказывали, что высшее счастье женщина может обрести лишь в семье.
Ситуацию удалось переломить вышедшему в 1959 году фильму с пикантным названием «Некоторые любят погорячее» (локальный перевод — «В джазе только девушки»). Картина Билли Уайлдера вызвала большой общественный резонанс, поскольку подрывала укрепившиеся стереотипы о ролях мужчин и женщин.
1970-е
Радикальные ромкомы
Радикальные ромкомы
В 70-х бал правили так называемые радикальные ромкомы, в которых герои изучают себя, свои взаимоотношения и приходят к выводу, что любовь не спасает от всех проблем.
Ключевой лентой периода становится «Энни Холл» Вуди Аллена, в которой нью-йоркский невротик Элви хочет понять, что пошло не так в его романе с главной героиней. Сексуальные заигрывания здесь уступают место долгим беседам о смысле жизни, саморазвитии, разочарованиях, а фарс и буффонаду сменяет трагикомедия.
К тому же Аллен трансформирует привычную формулу ромкома: вместо традиционного пути героев от знакомства к свадьбе постановщик делает упор на нелинейное повествование и, пожалуй, впервые за всю историю жанра не завершает романтическую линию хеппи-эндом. Таким образом режиссер будто бы говорит: да, реальность кусается, ведь в жизни далеко не всегда бывает «долго и счастливо».
1980–1990-е
Небанальные ромкомы
Небанальные ромкомы
80–90-е принято считать расцветом жанра ромкома. Именно в этот период выходят «Неспящие в Сиэтле», «За бортом», «Вам письмо», «Пока ты спал», «Сбежавшая невеста» и многие другие картины, которые исправно включают в списки фильмов о любви. На сцене появляются «американская милашка» Мэг Райан и актриса с самой обворожительной улыбкой Джулия Робертс, героини которых были одновременно остроумны, в меру наивны, обаятельны, немного неуклюжи — одним словом, естественны.
В этот период режиссеры вновь берут на вооружение хеппи-энды, но сами сюжеты трансформируют. Например, в фильме «Когда Гарри встретил Салли» романтическая привязанность развивается из крепкой дружбы героев, которая, в свою очередь, тоже возникает не по щелчку пальцев. В культовой «Красотке» в центре внимания оказываются взаимоотношения между бизнесменом и секс-работницей, а в «10 причинах моей ненависти» героиня больше заинтересована в построении успешного будущего, нежели в походе на школьный бал с парнем ее мечты.
2000-е
Кризис жанра и ренессанс
Кризис жанра и ренессанс
С приходом XXI века популярность ромкомов упала. Зрители устали от клишированных сюжетов, в которых парень встречает девушку и в конце они обязательно идут под венец. К тому же в обществе изменилось отношение к гендерным ролям и институту семьи, а из-за новых взглядов на взаимодействие с партнером многие ленты стали как минимум неактуальными.
Вышедшие в 2009 году «500 дней лета» Марка Уэбба забавляются с жанровыми штампами. История отношений здесь показана через призму взгляда Тома (Джозеф Гордон-Левитт), для которого Саммер (Зои Дешанель) по канону должна стать спасительницей, девушкой мечты, но этого в итоге не происходит.
Клише разрушают и в «Ла-Ла Ленде». Влюбленные Миа (Эмма Стоун) и Себастьян (Райан Гослинг) приходят к своим мечтам порознь, а фильм еще раз дает понять, что гарантированный счастливый конец бывает только в кино.
Нельзя не отметить, что в современных любовных историях женские персонажи выглядят более сложными и многослойными. Героини перестали ждать, когда их кто-нибудь собьет с ног и увезет в беспечное будущее, и решили быть хозяйками собственной судьбы. В «Я богиня» неуверенная Лена (Саша Бортич) понимает, что ее отношения с собой и другими зависят не от стороннего мнения, а от того, как она сама воспринимает себя. В «Нежности» Анны Меликян Елена (Виктория Исакова) не столько жаждет найти Своего Мужчину, сколько пытается понять, кто она и чего хочет от жизни.
В «Аноре», прозванной критиками современной «Красоткой», режиссер Шон Бэйкер и вовсе отказывается от сказочного хеппи-энда и сталкивает танцовщицу из стрип-клуба Эни (Майки Мэдисон), вышедшую замуж за сына российского олигарха (Марк Эйдельштейн), с печальной реальностью. В жизни счастливый конец бывает далеко не у всех историй любви, а радость и вовсе не зависит от того, есть у вас партнер или нет. В первую очередь важно обрести гармонию с собой — и все станет куда ярче и привлекательнее. Ну разве это не романтично?