ЛОНГРИД

Все фильмы только о любви: как появились и развивались ромкомы

Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

В ромкомах герои часто мечтают нырнуть в омут чувств с головой, сомневаются в выборе или возобновляют уже изжившие себя отношения. Почему историй о любви так много? И все ли они создаются по одному шаблону? Разбираемся в популярнейшем жанре.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
1930-е
Эксцентрические комедии
Фильмом, послужившим отправной точкой для ромкомов, принято считать ленту Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью», ставшую легендарной обладательницей пяти «Оскаров». Милая, пусть и малореалистичная история о сбежавшей дочери миллионера и пронырливом репортере, которые влюбились друг в друга, положила начало эксцентрической комедии (она же screwball comedy) — поджанру романтической.
Премьера картины состоялась в 1934 году, когда в США была в разгаре Великая депрессия и спасение от мыслей о беспросветном будущем люди искали в кино. Эксцентрическая комедия оказалась как никогда кстати. В ней все беды отходили на второй план, социальные различия легко уступали место большому чувству, а предваряющее этот момент ожесточенное, но забавное противостояние между героями лишь усиливало эффект хеппи-энда.
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
Характерными особенностями эксцентрических комедий стали фарсовые ситуации, которые органично переплетались с реалистичными сценами и дополнялись «пулеметными» диалогами. Другая отличительная черта — крепко прописанные женские персонажи.
В пример можно привести еще одну значимую картину — «Филадельфийскую историю» Джорджа Кьюкора, своевольная и остроумная героиня которой в лице Кэтрин Хепберн выступает главным двигателем сюжета. Лента к тому же стала отличным образцом так называемой комедии повторного брака. Во времена кодекса Хейса, запрещавшего «оправдание супружеской измены», история о разведенных людях, начавших вновь испытывать влечение друг к другу, казалась революционной.
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
1950–1960-е
Секс-комедии и кино о домохозяйках
В 1940-х популярность ромкомов упала, но уже в следующем десятилетии жанр получил некоторое переосмысление. Именно в романтических фильмах 50-х и 60-х рождается троп «от врагов к любовникам», когда между конкурирующими или недолюбливающими друг друга героями появляется сексуальное напряжение («Битва полов», «Вернись, моя любовь»). Вызвано это было несколькими причинами. Во-первых, в 1953 году вышла книга Альфреда Кинси, исследовавшая женскую сексуальность. Во-вторых, тогда же поступил в продажу легендарный первый номер Playboy с фотографией Мэрилин Монро на обложке и начала ослабевать цензура в кино.
Конец 40-х и начало 50-х, то есть послевоенное время, стали периодом, когда в медиа всячески пропагандировали образ домохозяйки. Вспомним «Эту замечательную жизнь» Фрэнка Капры или популярный тогда ситком «Предоставьте это Биверу», которые утверждали на экранах амплуа примерной жены и как бы доказывали, что высшее счастье женщина может обрести лишь в семье.
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
Ситуацию удалось переломить вышедшему в 1959 году фильму с пикантным названием «Некоторые любят погорячее» (локальный перевод — «В джазе только девушки»). Картина Билли Уайлдера вызвала большой общественный резонанс, поскольку подрывала укрепившиеся стереотипы о ролях мужчин и женщин.
1970-е
Радикальные ромкомы
В 70-х бал правили так называемые радикальные ромкомы, в которых герои изучают себя, свои взаимоотношения и приходят к выводу, что любовь не спасает от всех проблем.
Ключевой лентой периода становится «Энни Холл» Вуди Аллена, в которой нью-йоркский невротик Элви хочет понять, что пошло не так в его романе с главной героиней. Сексуальные заигрывания здесь уступают место долгим беседам о смысле жизни, саморазвитии, разочарованиях, а фарс и буффонаду сменяет трагикомедия.
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
К тому же Аллен трансформирует привычную формулу ромкома: вместо традиционного пути героев от знакомства к свадьбе постановщик делает упор на нелинейное повествование и, пожалуй, впервые за всю историю жанра не завершает романтическую линию хеппи-эндом. Таким образом режиссер будто бы говорит: да, реальность кусается, ведь в жизни далеко не всегда бывает «долго и счастливо».
1980–1990-е
Небанальные ромкомы
80–90-е принято считать расцветом жанра ромкома. Именно в этот период выходят «Неспящие в Сиэтле», «За бортом», «Вам письмо», «Пока ты спал», «Сбежавшая невеста» и многие другие картины, которые исправно включают в списки фильмов о любви. На сцене появляются «американская милашка» Мэг Райан и актриса с самой обворожительной улыбкой Джулия Робертс, героини которых были одновременно остроумны, в меру наивны, обаятельны, немного неуклюжи — одним словом, естественны.
В этот период режиссеры вновь берут на вооружение хеппи-энды, но сами сюжеты трансформируют. Например, в фильме «Когда Гарри встретил Салли» романтическая привязанность развивается из крепкой дружбы героев, которая, в свою очередь, тоже возникает не по щелчку пальцев. В культовой «Красотке» в центре внимания оказываются взаимоотношения между бизнесменом и секс-работницей, а в «10 причинах моей ненависти» героиня больше заинтересована в построении успешного будущего, нежели в походе на школьный бал с парнем ее мечты.
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
2000-е
Кризис жанра и ренессанс
С приходом XXI века популярность ромкомов упала. Зрители устали от клишированных сюжетов, в которых парень встречает девушку и в конце они обязательно идут под венец. К тому же в обществе изменилось отношение к гендерным ролям и институту семьи, а из-за новых взглядов на взаимодействие с партнером многие ленты стали как минимум неактуальными.
Вышедшие в 2009 году «500 дней лета» Марка Уэбба забавляются с жанровыми штампами. История отношений здесь показана через призму взгляда Тома (Джозеф Гордон-Левитт), для которого Саммер (Зои Дешанель) по канону должна стать спасительницей, девушкой мечты, но этого в итоге не происходит.
Клише разрушают и в «Ла-Ла Ленде». Влюбленные Миа (Эмма Стоун) и Себастьян (Райан Гослинг) приходят к своим мечтам порознь, а фильм еще раз дает понять, что гарантированный счастливый конец бывает только в кино.
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
Нельзя не отметить, что в современных любовных историях женские персонажи выглядят более сложными и многослойными. Героини перестали ждать, когда их кто-нибудь собьет с ног и увезет в беспечное будущее, и решили быть хозяйками собственной судьбы. В «Я богиня» неуверенная Лена (Саша Бортич) понимает, что ее отношения с собой и другими зависят не от стороннего мнения, а от того, как она сама воспринимает себя. В «Нежности» Анны Меликян Елена (Виктория Исакова) не столько жаждет найти Своего Мужчину, сколько пытается понять, кто она и чего хочет от жизни.
«Я богиня» (2023)
«Я богиня» (2023)
«Я богиня» (2023)
«Я богиня» (2023)
«Я богиня» (2023)
«Я богиня» (2023)
В «Аноре», прозванной критиками современной «Красоткой», режиссер Шон Бэйкер и вовсе отказывается от сказочного хеппи-энда и сталкивает танцовщицу из стрип-клуба Эни (Майки Мэдисон), вышедшую замуж за сына российского олигарха (Марк Эйдельштейн), с печальной реальностью. В жизни счастливый конец бывает далеко не у всех историй любви, а радость и вовсе не зависит от того, есть у вас партнер или нет. В первую очередь важно обрести гармонию с собой — и все станет куда ярче и привлекательнее. Ну разве это не романтично?
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.