ЛОНГРИД

Все фильмы только о любви: как появились и развивались ромкомы

Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

«Страсти по Матвею», «Куплю актрису», «Молочная девочка», «Любовь со второго взгляда» — поток ромкомов не иссякал в 2023 году и не планирует останавливаться в грядущем. Жанр, ощутивший небольшой кризис, возвращается в полной мере: герои мечтают нырнуть в омут чувств с головой, сомневаются в выборе или возобновляют уже изжившие себя отношения. Почему сюжетов о любви так много? И все ли они создаются по одному шаблону? Разбираемся в истории ромкома.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
1930-е
Эксцентрические комедии
Фильмом, послужившим отправной точкой для ромкомов, принято считать ленту Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью», ставшую легендарной обладательницей пяти «Оскаров». Милая, пусть и малореалистичная история о сбежавшей дочери миллионера и пронырливом репортере, которые влюбились друг в друга, положила начало эксцентрической комедии (она же screwball comedy) — поджанру романтической.
Премьера картины состоялась в 1934 году, когда в США была в разгаре Великая депрессия и спасение от мыслей о беспросветном будущем люди искали в кино. Эксцентрическая комедия оказалась как никогда кстати. В ней все беды отходили на второй план, социальные различия легко уступали место большому чувству, а предваряющие этот момент ожесточенные, но забавные противостояния между героями лишь усиливали эффект хеппи-энда.
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
Характерными особенностями эксцентрических комедий стали фарсовые ситуации, которые органично переплетались с реалистичными сценами и дополнялись «пулеметными» диалогами. Другая отличительная черта — крепко прописанные женские персонажи. В пример можно привести еще одну значимую картину — «Филадельфийскую историю» Джорджа Кьюкора, своевольная и остроумная героиня которой в исполнении Кэтрин Хепберн выступает главным двигателем сюжета. Кстати, лента стала отличным образцом так называемой комедии повторного брака. Во времена кодекса Хейса, запрещавшего «оправдание супружеской измены», сюжет о разведенных людях, начавших вновь испытывать влечение друг к другу, казался революционным.
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
«Филадельфийская история» (1940)
1950–1960-е
Секс-комедии и кино о домохозяйках
В 1940-х популярность ромкомов упала, но уже в следующем десятилетии жанр получил некоторое переосмысление. Именно в романтических фильмах 50-х и 60-х рождается троп «от врагов к любовникам», когда между конкурирующими или недолюбливающими друг друга героями появляется сексуальное напряжение («Битва полов», «Вернись, моя любовь»). Вызвано это было несколькими причинами. Во-первых, в 1953 году вышла книга Альфреда Кинси, исследовавшая женскую сексуальность. Во-вторых, тогда же поступил в продажу легендарный первый номер Playboy с фотографией Мэрилин Монро на обложке и начала ослабевать цензура в кино.
Конец 40-х и начало 50-х, то есть послевоенное время, стали периодом, когда в медиа всячески популяризировали образ домохозяйки. Вспомним «Эту замечательную жизнь» Фрэнка Капры или популярный тогда ситком «Предоставьте это Биверу», которые утверждали на экранах образ примерной жены и как бы доказывали, что высшее счастье женщина может обрести лишь в семье.
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
«В джазе только девушки» (1959)
Ситуацию удалось переломить вышедшему в 1959 году фильму с пикантным названием «Некоторые любят погорячее» (локальный перевод — «В джазе только девушки»). Картина Билли Уайлдера вызвала большой общественный резонанс, поскольку она подрывала укрепившиеся в обществе стереотипы о ролях мужчин и женщин.
1970-е
Радикальные ромкомы
В 70-х бал правили так называемые радикальные ромкомы, в которых герои изучают себя, свои взаимоотношения и приходят к выводу, что любовь не спасает от всех проблем.
Ключевой лентой периода становится «Энни Холл» Вуди Аллена, в которой нью-йоркский невротик Элви хочет понять, что пошло не так в его романе с главной героиней. Сексуальные заигрывания здесь уступают место долгим беседам о смысле жизни, саморазвитии, сексуальных разочарованиях, а фарс и буффонаду сменяет трагикомедия. К тому же Аллен трансформирует привычную формулу ромкома: вместо традиционного пути персонажей от знакомства к свадьбе постановщик делает упор на нелинейном повествовании и, пожалуй, впервые за все время существования жанра не завершает романтическую линию хеппи-эндом. Таким образом постановщик будто бы говорит: да, реальность кусается, ведь в жизни далеко не всегда все бывает «долго и счастливо».
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
1980–1990-е
Небанальные ромкомы
80‒90-е принято считать расцветом жанра ромкома. Именно в этот период выходят «Неспящие в Сиэтле», «За бортом», «Вам письмо», «Пока ты спал», «Сбежавшая невеста» и многие другие картины, которые исправно включают в списки фильмов о любви. На сцене появляются «американская милашка» Мэг Райан и актриса с самой обворожительной улыбкой Джулия Робертс, героини которых были одновременно остроумны, в меру наивны, обаятельны, немного неуклюжи — одним словом, естественны.
В этот период режиссеры вновь берут на вооружение хеппи-энды, но сами сюжеты трансформируют. Например, в фильме «Когда Гарри встретил Салли» романтическая привязанность развивается из крепкой дружбы героев, которая, в свою очередь, тоже возникает не по щелчку пальцев. В культовой «Красотке» в центре внимания оказываются взаимоотношения между бизнесменом и секс-работницей, а в «10 причинах моей ненависти» героиня больше заинтересована в построении успешного будущего, нежели в походе на школьный бал с парнем ее мечты.
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
«Красотка» (1990)
2000-е
Кризис жанра и ренессанс
С приходом XXI века популярность ромкомов упала. Зрители устали от клишированных сюжетов, в которых парень встречает девушку и в конце они обязательно идут под венец. К тому же в обществе изменилось отношение к гендерным ролям, ценность института семьи и взгляды на взаимодействие с партнером, из-за чего многие ленты сегодня выглядят как минимум неактуальными.
Вышедшие в 2009 году «500 дней лета» Марка Уэбба забавляются над жанровыми штампами. История отношений здесь показана через призму взгляда Тома (Джозеф Гордон-Левитт), для которого Саммер (Зои Дешанель) по канону должна стать спасительницей, девушкой мечты, чего в итоге не происходит.
Клише разрушает и сравнительно новое кино, где счастливый конец совершенно не гарантирован. В «Ла-Ла Ленде» влюбленные Миа (Эмма Стоун) и Себастьян (Райан Гослинг) приходят к своим мечтам порознь.
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
«Ла-Ла Ленд» (2016)
Отечественные «Страсти по Матвею», которые критики неоднократно сравнивали с этим фильмом, тоже не идут традиционным путем. Хотя болеть за совместное будущее необычной и красивой пары — Агаты и Матвея — очень хочется, история гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
«Страсти по Матвею» (2023)
«Страсти по Матвею» (2023)
«Страсти по Матвею» (2023)
«Страсти по Матвею» (2023)
«Страсти по Матвею» (2023)
Нельзя не отметить, что в современных ромкомах женские персонажи выглядят более сложными и многослойными. Героини перестали ждать, когда их кто-нибудь собьет с ног и увезет в беспечное будущее, и стали хозяйками собственной судьбы. В «Зависнуть в Палм-Спрингс» Сара (Кристин Милиоти) самостоятельно ищет способы выбраться из дня сурка, чтобы быть с возлюбленным вне петли времени.
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020)
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020)
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020)
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020)
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020)
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020)
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020)
В «Нежности» Анны Меликян Елена (Виктория Исакова) не столько жаждет найти Своего Мужчину, сколько пытается понять, кто она и чего хочет от жизни. Героиня «Молочной девочки» Жамиля (Асем Мейрамова) скрывает от потенциальных ухажеров печальный секрет и надеется, что кто-то примет ее особенность, но жизнь девушки совсем не ограничена ожиданием любви. Жамиля знает свое призвание и делает мир вокруг себя лучше — самым вкусным из возможных способов.
«Молочная девочка» (2023)
«Молочная девочка» (2023)
«Молочная девочка» (2023)
«Молочная девочка» (2023)
«Молочная девочка» (2023)
В конце концов современные ромкомы показывают, что счастье не зависит от того, есть у вас партнер или нет. Главное — обрести гармонию с собой: благодаря ей жизнь станет куда ярче и привлекательнее. Ну разве это не романтично?