«Крепкая семья долго строится, но и разрушить ее не так-то просто», — говорит папа главной героини, которая переживает предательство мужа. Ни отцу, ни неверному супругу пока не известно, что ответная измена уже случилась.
Персонаж Елизаветы Боярской — властная и успешная женщина. Она не понимает собственных чувств, потому что привыкла рационализировать, — именно поэтому вместо диалога с мужем выбирает месть. Такой ход позволяет зрителю почувствовать эмпатию не к пострадавшему, а к изменившему.
Дело в том, что отношение к мужчине в этой семье было скорее функциональным, а его интересы и внутренний мир мало занимали супругу. Пока он успешно работал в клинике, которой она заведовала, все казалось нормальным. Но как только мужчина проявил уязвимость, отношение стало резко негативным. «Ты считаешь маму сильной или слабой? Учитывая то, что она годами терпит твои измены?», — спрашивает дочь отца, но не получает ответа.
«Решиться на разговор об измене — признать, что эти отношения для тебя что-то значат. В нашем представлении о расставаниях часто побеждает тот, кто демонстрирует равнодушие, кому все равно. Но настоящая смелость не в показном безразличии, а в готовности встретиться с болью лицом к лицу. Такой разговор дает шанс пережить тягостные чувства и оставить их в прошлом.
Еще один вариант — простить формально, не разобравшись. Продолжить отношения, придумав удобное объяснение, ничего не меняя. В этом случае предательство становится фоном: дистанция растет, конфликты либо обостряются, либо уходят в подполье. Боль никуда не исчезает — она просто не имеет выхода. Такие мучительные отношения могут длиться годами и даже десятилетиями».
Еще один вариант — простить формально, не разобравшись. Продолжить отношения, придумав удобное объяснение, ничего не меняя. В этом случае предательство становится фоном: дистанция растет, конфликты либо обостряются, либо уходят в подполье. Боль никуда не исчезает — она просто не имеет выхода. Такие мучительные отношения могут длиться годами и даже десятилетиями».
Мария Никифорова
Психолог, АСТ-терапевт, студентка школы кино СЕАНС
Героиня Юлии Снигирь — холодная, контролирующая — в начале сериала находит мужа мертвым в тайной квартире, которая оказывается местом его встреч с любовницей. Приезжает скорая. Женщина просит медперсонал указать в бланке вызова ее домашний адрес. Измена — стыд и боль, которые острее переживаются из-за социальных и этических норм общества. Именно поэтому эпизод со скорой показателен в контексте порицания супружеской неверности.
Предательство заставляет чувствовать злость из-за того, что у нас отнимают привычную картину мира, как будто совершают подмену. Неожиданная трансформация вынуждает человека выбирать один из трех защитных механизмов: «бей», «беги» или «замри». Герои сериалов чаще всего делают ставку на первый вариант.
Так, начальный шаг, который совершает героиня, — находит любовницу мужа, молодую привлекательную танцовщицу. Призрак супруга советует жене тоже заняться танго. Метафора дискоммуникации в паре прекрасно показана диалогами супругов после трагедии: мужчине приходится умереть, чтобы его спутница начала новую жизнь.
После 20 лет брака муж по-прежнему не слышит и не слушает жену. В этой истории супруги изменяют друг другу (причем одновременно), но выбирают не разводиться или мстить, а попробовать открытые отношения. Концепция подразумевает, что партнеры максимально честны друг с другом, они обсуждают эмоции и делятся чувствами. Но у героев сериала, хотя они и составляют «Билль о правах супругов на измену» и «Конституцию открытого брака», все идет не по плану.
Персонажи «Открытого брака» прячутся за изменой, потому что недовольны своей жизнью. Жена считает себя непривлекательной и в сорок лет замечает признаки климакса. Муж закопался в долгах. Старшая дочь переживает практически те же эмоции, что и мать: она в отношениях с женатым мужчиной и пытается прятаться от родителей. Тайны в семье и отсутствие возможности выговориться создают паутину проблем, но герои находят выход. Начинается диалог.
«Да, мне причинили боль, но я двигаюсь дальше, и это событие не определяет мою жизнь. Независимо от того, состоялся разговор с партнером или нет, предстоит разобраться с собой: что я чувствую? Что для меня значили эти отношения? Чего я хочу на самом деле? И только потом решать, возможно ли продолжение брака».
Мария Никифорова
Психолог, АСТ-терапевт, студентка школы кино СЕАНС
«Большая маленькая ложь»
Персонажи всех описанных выше сериалов — обеспеченные и успешные люди, но в «Большой маленькой лжи» этот образ утрируется до такой степени, что становится жутко. Иллюзия идеальной жизни рассыпается как карточный домик, стоит лишь копнуть глубже. Все персонажи притворяются, страдают и врут своим близким.
Главная героиня, которую играет Риз Уизерспун, изменяет мужу с учителем театра. Она любит супруга, но чувствует внутреннюю пустоту. Неверность показывает, как даже в благополучной семье может таиться кризис. Потому что мало быть идеальным, нужно еще и не лгать себе.
В отношениях другой героини — в исполнении Николь Кидман — измена выступает не просто как супружеское предательство, а как часть запутанной абьюзивной игры. Но в обоих примерах факт неверности разрушает представление женщин о своей семье и запускает процесс освобождения.
«Когда отношения строятся на поддержании ролей, а не на искренности, говорить о настоящих чувствах и желаниях становится почти невозможно. Страх разрушить идеальный образ, столкнуться со стыдом, отвержением или непониманием заставляет молчать — и тогда велик риск начать искать обходные пути.
Отсутствие диалога приводит не только к измене. Оно создает иллюзию отношений, где партнеры постепенно становятся чужими друг другу. Но разрушительнее всего — утратить себя. Если нельзя быть настоящим даже с самым близким человеком, то можно ли вообще?»
Отсутствие диалога приводит не только к измене. Оно создает иллюзию отношений, где партнеры постепенно становятся чужими друг другу. Но разрушительнее всего — утратить себя. Если нельзя быть настоящим даже с самым близким человеком, то можно ли вообще?»
Мария Никифорова
Психолог, АСТ-терапевт, студентка школы кино СЕАНС
Культовый сериал, в котором водоворот измен затягивает героев так глубоко, что зрителю сложно понять, кто виноват. В мире, где деньги, статус и материальные блага играют большую роль, отношения на стороне становятся не столько личными трагедиями, сколько образом жизни прослойки богатых и успешных людей.
Создатели проекта раскрывают тему патриархального давления на женщин, которых на измену толкает не страсть, а жизненные трудности. Открытость отношений имеет свои последствия: шантаж, угрозы, убийства любовниц, снятие с должностей и так далее.
Самая сильная героиня, которую играет Дарья Мороз, все же находит свое место в мужском мире. Она представляет эмансипационный слой сериала, умеет сохранять достоинство и не впадать в зависимость даже в ситуации иллюзорного выбора.
«Почему женщины убивают»
Домохозяйка из 60-х, светская львица из 80-х и адвокат из наших дней сталкиваются с предательством в браке. Одна эпоха, одна измена, одно решение.
История, происходящая в 60-х, показывает традиционные подходы к браку и отношению к женщине в обществе. Изменивший будет сильно жалеть о своем поступке.
Время 80-х отражает более материалистический подход к браку, где власть и деньги играют важную роль. Поэтому женщина делает ставку на манипуляции, шантаж и собственную выгоду от предательства.
В наше время новые концепции отношений и свободы могут быть как причиной, так и следствием измен. Тема неверности в сериале служит катализатором общественных движений и становится метафорой для более глубоких социальных конфликтов