Психолог, психоаналитик, куратор кинопрограмм
Интерес к сериалу, в котором есть тема ментальных проблем, логичен. Образ психолога всё чаще находит отражение в кино. Только в 2020 году вышло сразу два проекта, так или иначе касающихся вопросов «науки о душе». В драме Анны Меликян «Фея» герой Константина Хабенского, переживая непростой жизненный этап, ищет помощи в терапии. А в сериале «Псих» Федора Бондарчука показана обратная ситуация, когда психоаналитик сам нуждается в поддержке: Олег (Константин Богомолов) проходит через кризис среднего возраста и выгорание на работе. Но и это лишь часть проблем, которые вынужден решать беспомощный профессионал.
Симптоматично, что новое явление в кино уже получает теоретическое осмысление. Например, в журнале «Сеанс» в 2021 году был опубликован материал о психотерапевте на экране, а в Москве есть фестиваль неигрового кино о ментальных состояниях — «Доку-MENTAL». Смотр является частью международного конгресса о психическом здоровье.
Книги о психологии, тренинги, честные разговоры о травмах в публичном пространстве становятся всё более заметными, как в России, так и в мире вообще. Кажется, сейчас нет более популярного запроса, чем «Как разобраться в себе?». Возросший уровень осознанности в этом вопросе свидетельствует о желании вести осмысленную жизнь, а не перелистывать дни на автопилоте.
Нам знаком лихой совет лечить все проблемы и болезни, включая COVID-19, алкоголем. «Отдохнуть» в баре или клубе проще и доступнее, чем устроить полноценный отпуск. Но регулярное употребление спиртных напитков рискует превратиться в привычку, способную разрушить жизнь.
Трудность исцеления кроется в самой особенности пристрастий. Зависимые редко самостоятельно обращаются к специалистам и не мотивированы к переменам. Это становится серьезным препятствием в работе. Можно выделить две основные причины этого нежелания.
Во-первых, людям тяжело признаться в зависимости от кого-то или чего-то. Ведь это значит расписаться в собственном бессилии, несостоятельности, слабости. Стыд разрушает любое стремление прибегнуть к терапии.
Во-вторых, в нашей культуре есть предвзятое убеждение, что победить пристрастия можно самому, достаточно захотеть. Всё остальное — лень и отговорки. Это неверное убеждение и мешает обратиться к психологу.
Хотя давно известно, что на одной решительности разобраться с проблемой невозможно, психологи старой закалки злятся на клиентов с зависимостью за отсутствие быстрых результатов. Таким образом, последнее, что хочет делать человек с алко- и наркозависимостью, — это регулярно ходить к специалисту.
В «Бывших» подробно показана работа терапевта с зависимыми. Хотя эта тема имеет прямое отношение к психологии, в кино она встречается редко. Больший интерес вызывает сама фигура специалиста и его почти магическая работа с пациентом. Равное консультирование, представленное в фильме (когда психолог сам в прошлом был алкоголиком), демонстрируется еще реже. В итоге созависимые отношения — одновременно и актуальная, и сложная тема для разговора.
Поэтому внимание зрителей к истории, рассказанной в «Бывших», понятно. В проекте есть все больные темы, о которых хочется говорить: борьба с зависимостью от алкоголя и запрещенных веществ, изнанка нездоровых отношений, затягивающих, словно темные воды.
Но интересоваться психологией и ходить к терапевту — разумеется, не одно и то же. Решиться попробовать сложно и страшно. «Бывшие» же превращаются в безопасный суррогат (кино)терапии. В сериале можно наблюдать стратегии внутренней работы героев и примерять их на себя. Смотреть на чужую беспомощность с безопасного расстояния.
Яна анестезирует себя от бессмысленности яркой, ненужной жизни. У нее нет дела. Ее субъектность не родилась. Девушку не спрашивали: «Чего ты хочешь?», но всегда решали за нее. Поэтому у героини не сформировалось никаких целей. И в детстве, и во взрослой жизни отец (Виталий Хаев) относился к ней как к аксессуару и объекту для удовлетворения амбиций. Поведение Яны строится на соблазнении и манипуляции, ведь только такие формы коммуникации она наблюдала сама. Девушка научилась получать свое путем хитрости и обмана. Любая роль, усвоенная нами с детства, в дальнейшем реплицируется в отношениях с другими. Идея Яны в том, что, играя слабость и зависимость, можно сорвать сиюминутный куш. Изображая «хромую птичку», она становится неуязвимой для критики. Ее даже не попросишь об ответной заботе. Задача героини — получать выгоду, потому что отношения в родной семье основаны исключительно на обогащении.
Наблюдая за развитием персонажа, можно увидеть, как динамика детско-родительских отношений приводит к зависимому и созависимому поведению в зрелости. Легко представить себе урон, который родитель наносит таким отношением ребенку. Когда такие дети приходят в терапию, беседа так или иначе строится вокруг жизни по сценарию значимых взрослых. Самый частый запрос: «Кто я? Чего хочу? Как быть счастливым?».
У Ильи есть дело, знакомые, коллеги, брат. Он учит пациентов замечать чувства, выстраивать границы, заботиться о себе. Но сам до сих пор не научился это делать. Мужчина погружен в заботу обо всех, кроме себя и своей девушки.
Несмотря на внешнюю занятость, персонаж тоже пуст: его заполняют интересы других. Жертвенность социально одобряема, поэтому многие «созы» (как Илья называет зависимых) не подозревают, что в этом может быть что-то нездоровое.
Зависимость и созависимость суть одно — состояние субъекта регулируется внешним объектом выбора. Зависимому для того чтобы унять свою тревогу, может потребоваться алкоголь.
Созависимый стремится победить беспокойство полезными для других поступками: заботой, самопожертвованием. Так другой человек превращается созависимым в объект удовлетворения, он или она нужны не для любви, а для контроля при помощи гиперопеки.
Теория созависимости часто критикуется, поскольку не учитывает социальный контекст. Есть мнение, что она является упрощенным взглядом на человеческие отношения, где трактовка ролей зависит от фантазии наблюдателя. Ведь на деле с людьми одной формулы может быть недостаточно. Сложно разобраться, что делается из искреннего сочувствия, а что объясняется паттерном поведения, игрой. Нащупать или опровергнуть истинное чувство довольно сложно.
Яна человек с нарциссической травмой, она ведет себя как самодовольная непробиваемая бестия и по своим повадкам напоминает пациентку с нарциссическим расстройством личности. Характер Ильи в психоаналитической литературе обозначается как дефицитарный нарцисс, то есть человек, которому необходимо найти себе персону для служения и заботы. Потому что иначе он как будто всегда в дефиците. Всегда чувствует себя ненужным. Ему нужно подтверждать свою полезность для другого.
В этой истории каждый зритель найдет себе персонажа для изучения. В проекте слишком много знакомого. Мы действительно двигаемся в сторону истинного понимания себя и других, а «Бывшие» сделают свой вклад в популяризацию психотерапии.