Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko
На экране угловатые персонажи в цветастых костюмах рваными движениями перемещаются по обставленной в стиле ситкома 90-х квартире.
«Кстати, я записал нас в программу моющего средства», — говорит мужчина, одетый как Санни Крокетт, проходит сквозь стул и садится на диван, скрестив ноги в позе, от которой живой человек как минимум получит множественные переломы.
«Эйфория, маршмеллоу, пицца. Не замечаешь здесь сходства?» — спрашивает его стоящая в открытой кухне девушка.
«Я не понимаю, к чему ты клонишь… Эллейн. Но нам пора ехать, моющее средство само себя не продаст», — двойник Санни Крокетта начинает неестественно дергаться и на мгновение переворачивается на голову. Звучит закадровый смех. Сценка прерывается пиксельной картинкой многоэтажного здания цвета апельсина. Фоном играет музыка, которую обычно можно услышать в лифте торгового центра.
Так выглядит ситком Nothing, Forever, идущий нон-стоп на платформе Twitch с 8 марта 2023 года. Сериал выглядит как старенькие видеоигры геймдизайнера Тима Шейфера и звучит как бред сумасшедшего. Всё потому, что проект целиком и полностью в реальном времени генерируется нейросетями ChatGPT и DALL-E. Первая пишет текст, вторая создает изображение, а объединяется всё это с помощью Azure Cognitive Services — набора инструментов для создания приложений с использованием машинного обучения.
Корявые анимации и странные реплики, конечно, выглядят забавно, но уже сейчас доказывают невероятный потенциал программ с искусственным интеллектом. Полноценный фильм с помощью этого инструментария пока создать нельзя, получится что-то вроде короткометражек The Frost или The Mass, представляющих собой скорее наборы анимированных картинок, чем полноценное кино. Но возможности нейросетей расширяются с каждым днем.
Так, например, британский кинематографист Оскар Шарп с 2016 года экспериментирует с самообучающимся ботом «Бенджамин», генерирующим текст. Первой ласточкой стала лента Sunspring, главную роль в которой сыграл один из ведущих актеров IT-сериала «Силиконовая долина» Томас Миддлдитч. Причудливая история о любовном треугольнике в недалеком будущем местами звучала странно, но понравилась критикам. Однако все сошлись во мнении, что разгонять сценаристов и отдавать работу роботам пока рано.
Позже Шарп попытался повторить успех с It’s No Game, где Дэвид Хассельхофф зачитывал реплики, сгенерированные «Бенджамином», которому предварительно «скормили» для вдохновения десятки фильмов актера.
На забастовке сценаристов была замечена женщина с плакатом «У ChatGPT нет моих детских травм», и она совершенно права. Произведения, созданные нейросетью, соответствуют формальной структуре, но зачастую лишены глубины человеческого творчества. Однако такие тексты могут становиться отправной точкой при разработке идеи.
Проверить экспериментальный подход взялись создатели сериала СТС «Сидоровы». Сценарий ситкома про семью, внезапно осознавшую себя внутри телешоу и пытающуюся оттуда выбраться, написала нейросеть A.I. TV Script Generator на основе загруженных в нее лент «Воронины», «Дылды», «Родком» и других: всего семь наименований. Далее режиссер Сергей Знаменский вместе с командой уже на площадке дорабатывал диалоги, убирая механические реплики. По словам актеров, искусственному интеллекту пока не хватает зрелости, чтобы писать комедии, но в перспективе бот будет совершенствоваться в построении драматических конструкций. Что получилось в итоге, узнаем уже осенью.
The Safe Zone — еще один пример применения чат-бота для создания сценария. Короткометражный фильм повествует о группе людей, решающих, кто из них отправится в «безопасную зону». Это специальное место в захваченном искусственным интеллектом мире, которое было выделено правительством для не желающих мириться с диктатурой технологий. Выглядит эта поделка сыроватой студенческой работой, но попытка всё равно засчитывается.
Пока в сценарном цеху только идут эксперименты, во время препродакшена искусственный интеллект приносит пользу уже сейчас. С помощью нейросетей продюсеры собирают и систематизируют данные о предпочтениях и поведении аудитории. В некоторых кинотеатрах США применяется технология распознавания лиц, разработанная Disney Research и Калифорнийским технологическим институтом, — она позволяет фиксировать зрительские реакции на фильмы и использовать эту информацию, чтобы вывести формулу успеха следующего блокбастера.
Искусственный интеллект также помогает в составлении бюджета и точном прогнозировании затрат, будь то кастинг, приобретение сложного оборудования или продвижение проекта. Платформа film.io на основе технологии блокчейн, например, предлагает контент-мейкерам широкий спектр услуг по разработке, финансированию и маркетингу вне неповоротливой студийной системы. Функционирует ли это так, как заявлено создателями сервиса, — вопрос открытый.
Кроме того, нейросети помогают визуализировать сценарий: быстро создать раскадровку или сделать превиз. Уже существуют такие программы, как ShotPro, в которых можно выставить персонажей, реквизит и кадр как душе угодно. Это сильно сокращает время подготовки проекта, но, в отличие от тех же чат-ботов, не снижает качество конечного продукта.
На настоящий момент существует два основных направления применения искусственного интеллекта непосредственно во время съемок. Первое напрямую связано с технологией StageCraft, впервые использованной в сериале «Мандалорец». Вместо традиционного хромакея актеров снимают на фоне огромной LED-стены, на которую проецируется нужный в сцене фон. Изображение на экранах объемное и генерируется в реальном времени на движке Unreal Engine, автоматически подстраиваясь под движение камер, освещение и положение персонажей. Поистине революционная методика StageCraft позволила значительно ускорить производство, тем самым снизив его стоимость.
Второе направление — постоянно совершенствующиеся технологии захвата движения и распознавания лиц. В этом случае искусственный интеллект выполняет сложные задачи по отслеживанию актеров и облегчению взаимодействия между реальными и виртуальными героями. Например, для одной из сцен недавно вышедшего фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы» 80-летнего Харрисона Форда омолодили с помощью цифровых программ. Disney проделывал такое и раньше, но в этот раз были использованы алгоритмы машинного обучения, которые смоделировали внешность юного Индианы Джонса на основе не использованных ранее архивных кадров. Результат поражает: искусственный интеллект не просто наложил маску на лицо актера, но учел мимику, текстуру кожи и другие визуальные элементы.
Искусственный интеллект широко используется при монтаже, цветокоррекции и создании визуальных эффектов. В такие инструменты, как InVideo, Filmora или Adobe Premiere Pro, активно внедряют алгоритмы ИИ, позволяющие автоматизировать монотонные задачи. Мгновенно проанализировать и собрать черновой монтаж эпизода для дальнейшей работы — запросто. Выявить шаблоны и быстро раскрасить целые сцены с помощью программного обеспечения для цветокорра — пожалуйста. Добавьте к этому упрощение генерации спецэффектов и 3D-анимации — и проект мечты готов.
Не стоит забывать о возможности искусственного интеллекта производить бесконечное количество бесплатных музыкальных тем. Теперь, если бюджет не позволяет нанять композитора, можно просто оформить подписку, например, на Amper Music. Естественно, качество таких саундтреков не сравнится с работой человека, но что-то в духе треков Джона Карпентера получить можно.
Системы искусственного интеллекта потенциально могут внести весомый вклад в дело киноархивистики. Распознавание лиц и речи поможет быстрее идентифицировать запечатленных в кинохронике людей, алгоритмы компьютерного зрения — удалять дефекты изображения и оптимизировать качество картинки, а машинное обучение — даже восстанавливать недостающие фрагменты фильмов.
Конечно, без надлежащего контроля экспертов в области киноведения и архивного дела использование технологий искусственного интеллекта может обернуться катастрофой сродни истории с неудачной реставрацией Сесилией Хименес фрески Ecce Homo. Поэтому сейчас в экспертном сообществе вопрос необходимости привлечения нейросетей обсуждается достаточно живо.
Как и любая технология, искусственный интеллект способен превратиться из работящего помощника в опасное оружие, попав к нечистым на руку дельцам. Миру еще только предстоит пережить бум дипфейков и синтезированных голосов. Чтобы предотвратить недобросовестное использование нейросетей, многие страны уже сейчас разрабатывают регулятивные законы, что, в свою очередь, может привести к недальновидным ограничениям.
Между тем при ответственном использовании искусственный интеллект несет киноиндустрии только благо. Благодаря нейросетям, генерирующим звуки, мы можем услышать голоса безвременно почившего Энтони Бурдена в картине «Бегун: Фильм об Энтони Бурдене» или знаменитого художника в «Дневниках Энди Уорхола». Можем снова увидеть Индиану Джонса таким, каким помним его с детства, улыбнуться Полу Уокеру или посмотреть, как Одри Хепберн пьет кофе на Пятой авеню, пролистывая новостную ленту в айфоне.
Конечно, как и в случае с индустриальной революцией, взлет искусственного интеллекта не обойдется без жертв. Сокращение рабочих мест из-за повсеместной автоматизации уже началось. Под угрозой целые направления индустрии развлечений. Например, если актеров-людей заменят цифровые образы, о ком будет писать желтая пресса, кого станут звать на вечерние шоу и в выпуски Hot Ones? Изменится и институт кинонаград: кого награждать, если и сценарист, и режиссер, и артисты — это одна всемогущая нейросеть с необозримым набором функций?
Впрочем, вероятность полной замены людей в киноиндустрии искусственным интеллектом стремится к нулю. Все-таки, даже несмотря на технические навороты, кино — очень тонкий творческий процесс, требующий не только холодного цифрового мозга, но и горячего живого сердца. А к автоматизации люди смогут привыкнуть, ведь одна из главных и неискоренимых черт человечества — адаптация к стремительно меняющимся условиям.