ЛОНГРИД

Всё везде и сразу: как студия A24 изменила кинематограф

Картина «Всё везде и сразу» получила семь «Оскаров», в том числе за лучший фильм. А полгода назад студия A24, которая его создала, отметила свой маленький юбилей — 10 лет. За короткий срок неизвестный стартап стал серьезным конкурентом голливудским студиям и оказался в поле зрения как профессионалов индустрии, так и зрителей. Рассказываем, как небольшая кинокомпания изменила современное кино.

Как всё начиналось?

Хотя имена создателей студии A24 Дэниела Катца, Дэвида Фенкела и Джона Ходжеса недостаточно известны, без их энтузиазма современное экранное искусство было бы иным. Троица проявляла острый интерес к независимому кино 90-х и ощущала, что новым фильмам не хватает дерзости и свободы. Было решено исправить положение, создав прокатную компанию A24. К 2012 году каждый из основателей обладал внушительным опытом работы в индустрии и знал о рисках, с которыми столкнется стартап. Первоначальный капитал компания получила благодаря инвестициям Guggenheim Partners, где Катц прежде возглавлял группу по финансированию фильмов.

«Лобстер» (2015), реж. Йоргос Лантимос

В тот же год Катц, Фенкел и Ходжес посетили Международный кинофестиваль в Торонто, где увидели «Милую Фрэнсис» Ноа Баумбака и «Место под соснами» Дерека Сиенфрэнса. Там они предложили сотрудничество продюсерам и режиссерам фильмов. Молодая компания, в штате которой было восемь человек, естественно, не вызвала доверия, и им предпочли других дистрибьюторов. Но неудача не сбила друзей с намеченного пути, и уже в первые месяцы 2013 года были заметны результаты их активной деятельности. Именно тогда вышли знаковые ленты, определившие дальнейший путь компании. В A24 решили делиться со зрителями уникальным, но неизвестным кино: фильмами «Отвязные каникулы» Хармони Корина о школьницах-тусовщицах, «Элитное общество» Софии Копполы с Эммой Уотсон и «Захватывающее время» о первой любви Джеймса Понсольдта.

«Экстаз» (2018), реж. Гаспар Ноэ

За провокационными «Отвязными каникулами» последовала мрачная фантастика со Скарлетт Йоханссон «Побудь в моей шкуре», герметичное роуд-муви «Лок» с Томом Харди, ироничный боди-хоррор Кевина Смита «Бивень» и пессимистичный «Из машины» Александра Гарленда. Этот список также можно дополнить тревожной «Комнатой», переворачивающей представления о фильмах про похищения, «Врагом» Дени Вильнёва, «Ведьмой» Роберта Эггерса, «Пленницей» Атома Эгояна и «Ровером» Дэвида Мишо.

Почему это нельзя пропустить?

Первое, что определяет успех Катца, Фенкела и Ходжеса, — их могут заинтересовать малобюджетные проекты. Именно с них начиналась прокатная деятельность компании. Часто новичкам и авторам экспериментальных лент не удается заявить о себе, ведь кинобизнесу интересны дорогостоящие фильмы, потенциально способные привлечь зрителей в кинотеатры. Но с A24 независимые авторы находят путь к зрителям.

«Детка» (2014), реж. Линн Шелтон

Благодаря фильмам A24 становится понятно, что для захватывающей истории не обязательно создавать виртуозные фантастические миры и взрывать громоздкие декорации. Достаточно пригласить талантливого исполнителя, написать грамотный сценарий и тогда в рамках замкнутого пространства одной машины, едущей по ночной дороге, можно снять напряженный «Лок». В пределах одного склада поставить кровавый боевик с брутальными мужчинами, сексуальными шутками и яркими диалогами, как «Перестрелка». Олицетворением целой страны — Франции — в «Экстазе» Гаспара Ноэ становится заброшенная школа, в которой собираются лучшие танцоры для прощальной вечеринки.

«Перестрелка» (2016), реж. Бен Уитли

Второе — героями фильмов становятся, как правило, «незаметные» люди. Среди персонажей A24 сложно найти успешных бизнесменов, ярких поп-звезд или влиятельных политиков. Студии интересны неуклюжие взрослые, вечные дети, которые запутались в жизни и не знают, как действовать дальше. Например, героиня Киры Найтли в комедийной мелодраме «Детка». Таковыми оказались и истории подростков-бунтарей («Леди Бёрд»), непутевых мамаш и брошенных детей («Проект Флорида»), растерянных гиков, ищущих тайные послания в поп-композициях («Под Сильвер-Лэйк»), и семей, пытающихся обустроить быт («Минари»). Эти фильмы оказываются ближе к жизни: они показывают, как живется в небольших домах, неизвестных городках.

«Минари» (2020), реж. Ли Айзек Чун

Третий фактор успеха A24 заключается в том, что команда готова на эксперименты с известными кинематографистами и не хочет стеснять себя строгими рамками. Авторы получают возможность отойти от своего стиля и, не обманывая ожидания зрителей, поработать с дерзкими форматами, открыть новые грани. Ярким подтверждением этого стала экранизация Шекспира — «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна. Вместо черной криминальной комедии, которые так любят снимать братья Коэны, зрители увидели классическую экранизацию текста, лишенную вольных интерпретаций. Эта приверженность традициям вызвала большее удивление, чем самая смелая трактовка сюжета. Кто бы еще, кроме A24, решился выпустить фильм «Человек — швейцарский нож», где Дэниел Рэдклифф играет разлагающийся труп? В 2019 году благодаря компании вышла драма братьев Бенни и Джоша Сэфди («Хорошее время»), в которой Адам Сэндлер сыграл Говарда Ратнера, владельца ювелирного магазина и страстного любителя азартных игр. По мнению большинства критиков, это одна из лучших ролей актера, реабилитировавшая его после нескольких проходных комедий.

«Человек — швейцарский нож» (2016), реж. Дэн Кван, Дэниел Шайнерт

Четвертая причина популярности кроется в том, что А24 сильно повлияла на популярный зрительский жанр — хоррор, показывая изнанку знакомых сюжетов. Фильмы рассказывают не об одержимых жаждой мести призраках, а о страдающих духах в «Истории призрака» Дэвида Лоури или выживании в страшной пандемии («Оно приходит ночью»). Семьи становятся не только жертвами демона, но и разрушаются из-за внутренних проблем в «Реинкарнации» Ари Астера.

«Другой» (2019), реж. Ли Кронин

Спустя несколько лет Ари Астер вновь сотрудничает с А24. В этот раз предмет его исследования — крах романтических отношений. Мрачная картина «Другой» о женщине, сбежавшей от мужа-тирана, не столько обращается к ирландской культуре и мифологии, сколько отражает состояние героини, вынужденной самостоятельно воспитывать сына и с ужасом находить в нем черты его «непутевого» папаши. Совсем недавно A24 представила новый фильм Тая Уэста «X», который прямо апеллирует к классическим слэшерам, но позволяет увидеть их с новой, ироничной стороны. Компания дает возможность испытать то, чего обычно зрители и ждут от ужасов, — страх, но вместе с этим поразмышлять о проблемах героев.

«Эми» (2015), реж. Азиф Кападиа

Наконец, популярность строится на том, что команда пробует новые форматы и работает с неигровыми фильмами — «Эми» о жизни и творчестве Эми Уайнхаус («Оскар» за лучший документальный фильм) и сериалами — культовая «Эйфория».

A24 — часть индустрии?

Поворотным событием для A24 стала грандиозная победа на церемонии вручения премии «Оскар» в 2017 году. Очевидным лидером была классическая мелодрама о любви и славе «Ла-Ла Ленд», по ошибке ее и назвали лауреатом. Однако через мгновение была сделана поправка и объявлен настоящий обладатель статуэтки — драма «Лунный свет» с Махершалой Али (как вы уже догадались, нашей любимой студии). Картины от A24 и раньше оказывались номинированными на престижную премию и выигрывали ее: «Из машины» наградили за лучшие визуальные эффекты. Но победа в номинации «Лучший фильм» стала подтверждением того, что компания окончательно утвердила свои позиции и оказала влияние на искусство. Неслучайно последующие победители «Оскара» рассказывают истории, которые могли быть интересны независимой компании: «Паразиты», «Земля кочевников», «CODA: Ребенок глухих родителей». Происходят серьезные перемены и появляются новые персонажи и авторы.

«Под Сильвер-Лэйк» (2018), реж. Дэвид Роберт Митчелл

Картины от A24 оказываются и в программе престижных кинофестивалей. Исландская притча «Агнец» попала в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получила приз за оригинальность. В этом году произошло еще одно важное событие: задорный фантастический триллер «Всё везде и сразу» собрал в мировом прокате более 100 млн долларов. Примерно такие же сборы были у драмы Ридли Скотта «Дом Gucci» и у «Омерзительной восьмерки» Квентина Тарантино. Это первый подобный финансовый успех для компании и, хочется надеяться, не последний.