КОЛОНКА

Как Юра Борисов стал одним из главных актеров поколения

Элиза Данте

Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Актеру Юре Борисову исполнилось 30. Всего за последние десять лет он сыграл более чем в полусотне фильмов — как в массовых крупнобюджетных блокбастерах, так и в экспериментальных картинах, представленных на фестивалях в Каннах и Венеции. Рассказываем, почему его так полюбили и зрители, и режиссеры.

Небольшие роли

Как и многие актеры, Юра Борисов начинал с небольших ролей второго плана, но даже к таким эпизодам подходил со всей ответственностью и тщательно готовился к ролям. Например, для съемок в ностальгическом «Хрустале» Дарьи Жук, где он сыграл парня главной героини, наркомана Алика, он изучал, как ведут себя люди под запрещенными веществами, чтобы достоверно передать мимику и жесты героя. То, как он двигается в кадре, как трясется и как смотрит, передает весь характер персонажа. Это не может не впечатлять.

Вероятно, его способность легко «сбрасывать кожу» и полностью погружаться в мир персонажа подкупила такого именитого автора, как Андрей Звягинцев. Именно эпизодическая роль в «Елене» стала одной из самых заметных в карьере Борисова.

Актеру чаще всего предлагали играть персонажей со сломанной судьбой — зависимых от алкоголя, наркотиков или криминального мира. Возможно, к этому располагали его внешность и типаж: он не похож на обычного красавчика-сердцееда, хотя и такие роли у него были. Его холодно-голубые глаза смотрят с экрана, будто он знакомый человек — сосед или бывший одноклассник. Юра Борисов говорит и держится так естественно в декорациях старых советских квартир, привычных дворов, вагонов поездов — в родной атмосфере, где мы росли.

«Двойник» Бодрова?

Первой главной ролью Борисова стал криминальный авторитет Бык в одноименной дебютной картине Бориса Акопова. Его герой недавно вышел из тюрьмы, где оказал услугу серьезному человеку из преступного мира. Это спасает парня от очередного уголовного дела, но теперь ему предстоит найти для того, кто ему помог, должника. Бык хотел бы отказаться, да выбора у него нет. Он не спешит покончить с преступным миром, хотя говорит матери с сестрой, что «завязал». Зачем-то угоняет дорогую машину, а потом и вовсе идет на рейдерский захват рынка. Действие, как в балабановском «Брате», на который опирались авторы, происходит в девяностые. Но если у Данилы Багрова была высшая цель — справедливость, которую он достигал своими способами, у Быка есть только стремление к лучшему миру. А каким он должен быть, герой так и не решил.

Борисову удалось показать внутренние метания человека, у которого нет и не было никогда почвы под ногами. Он и сам признавался, что ориентировался на актерскую игру Сергея Бодрова — оттого старался сделать голос более низким и глухим, а фразы проговаривать медленно, вбивая гвоздь или шальную пулю в каждое слово.

Парень из соседнего подъезда

Про Данилу Козловского благодаря его популярности ходили шутки, что он играет в каждом фильме. То же после «Быка» произошло и с Юрой Борисовым — стали всё чаще предлагать роли в российских кассовых блокбастерах: «Красный призрак», «Аванпост», «Калашников», «Т-34», «Союз спасения», «Вторжение». Только его режиссеры видят не как красавчика-супергероя, а по-другому. Если в американском кино существует понятие boy next door, означающее образ соседского мальчика — доброго, симпатичного и желающего всем помочь, то для Борисова и его персонажей в таких картинах подойдет термин «парень из соседнего подъезда» — до боли знакомый, хулиганистый и порой резкий, но искренний и душевный, словно с ним прямо сейчас можно петь песни у костра и кататься на карусели возле дома.

Он и изобретатель автомата, и революционер, и солдат, и партизан. Все роли объединяет простота, которой Борисов наделяет своих героев. Но это не минимализм, как, например, у Марлона Брандо, а нечто другое. Борисов пытается подарить «парням из соседнего подъезда» личную внутреннюю историю, благодаря которой их глаза сияют ярче, а улыбка согревает искреннее.

Экспериментальные роли

За прошлый год мы несколько раз видели Юру Борисова в свете софитов Каннского и Венецианского фестивалей. «Купе №6» с ним даже номинировали на «Золотой глобус», а «Герду» похвалил лично Гаспар Ноэ. В «Петровых в гриппе» и в «Купе №6» Борисов снова играет «соседских парней», но уже иначе. В картине Серебренникова он рефлексирующий актер, поющий голышом на кухне посреди девичьих воспоминаний, а у Юхо Куосманена — обычный работяга, пьющий, но готовый совершить чудо для незнакомки. Это совсем разные герои по предыстории и показывает их Борисов совершенно непохоже. В первом случае держится строго и опасливо, будто героиня Юлии Пересильд вот-вот раскусит его и узнает, что он фальшивка. Во втором же изображает глуповатого парня без прошлого и будущего, который живет моментом и не способен на подлость. Его сердце открыто всему миру, правда, показать он этого не умеет. Все тонкие грани таких разных образов Борисов способен отыграть одним лишь взглядом.

С интересной ролью он сталкивается в драме «Мама, я дома» Владимира Битокова, ученика Сокурова. Это кино о женщине, потерявшей сына на войне в Сирии (Ксения Раппопорт). Отказываясь поверить в его гибель, она ищет помощи, требует расследования, а вместо любимого ребенка на пороге появляется незнакомый человек (Юра Борисов). Он называет ее мамой и угрожает расправой, если она не подтвердит его версию произошедшего на войне. Между ними возникает странная связь — от ненависти и насилия до родственной любви. Здесь герой Юры Борисова — жестокий боец, скрывающий за добрососедской улыбкой тайны, которые никому не стоит знать. Правдивы ли его истории о войне? Непонятно. Судя по его подготовке и манере держаться, он явно не сидел «писарем в штабе», как и другой известный герой. Его глаза становятся ледяными, когда он пытает «мать» и «сестру», потому что, кроме ненависти и дедовщины, ничему еще научиться не успел. Это очень сильная работа: актеру удалось нащупать пульс мертвого внутри человека — вот такой оксюморон.

В Венеции и на «Кинотавре» отгремел еще один заметный фильм, где Борисов играет главную роль. Правда, до кинотеатров картине Наташи Меркуловой и Алексея Чупова было пока не суждено добраться. В картине «Капитан Волконогов бежал» Юра Борисов играет убийцу — сотрудника НКВД, пытавшего людей и отправлявшего их на верную смерть. Но, испугавшись расплаты, он пытается договориться со своей собственной судьбой и вымолить у нее прощение. Еще одна глубокая и вдумчивая работа в фильмографии Борисова, которую будут долго вспоминать. Здесь ему удалось сыграть человека без совести, договаривающегося со смертью и роком.

«Мама, я дома»

Всем персонажам, даже отрицательным, Юра Борисов передает частицу искренности — так его образы становятся многогранными и неоднозначными.