ИНТЕРВЬЮ

«Это как хвост от кометы, который все еще тянется»: Лев Зулькарнаев о рубеже эпох в кино, отношениях с Богом, актерстве и поэзии

Анастасия Волосатова
Журналист, исследователь кино

В новом многосерийном фильме Романа Михайлова о магическом реализме 90-х «Путешествие на солнце и обратно» Лев Зулькарнаев исполнил одну из ролей. Эпоха перемен успела занять особое место в фильмографии* актера. Мы поговорили со Львом об ощущениях от этого времени, личных и профессиональных устремлениях — от поэзии до журналистики и любви.

— Ты уже успел поработать в трех проектах, погруженных в атмосферу недавнего прошлого России: «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Дети перемен» и «Путешествие на солнце и обратно» — все эти истории охватывают время, когда страна стремительно менялась. Можно сказать, что ты стал своего рода экспертом по эпохе. Чем для тебя отличаются сериалы и герои, которых ты в них сыграл?
Они различаются так же, как различаются режиссеры. Михайлов, Крыжовников, Тарамаев и Львова — очень хорошие постановщики, каждый со своим индивидуальным языком. Поэтому это три разных ракурса, и персонажи у них совершенно разные.
В «Слове пацана» я играл одного из банды. В «Детях перемен» — одинокого поэта-алкаша, которого не любила мать. В «Путешествии» — Алика, реального человека, друга Ромы, который примыкает к группировке. Там и разборки, и перестрелки — но и внутренняя уязвимость.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
— Складывается ощущение, что 90-е — некий образ, герой, вплетающийся в сюжетные линии. Как ты сам чувствуешь эту эпоху — через свои роли и вне их?
Я живу в ее шлейфе. Это как хвост от кометы, который все еще тянется. Несмотря на боль и разруху, в 90-х была невероятная энергия. Все крутилось в едином вихре, на одном перекрестке — академики, бандиты, инфляция, философия, пустота. Энергия была живая, настоящая. И я по ней ностальгирую — по времени, в котором сам не жил.
— Возвращение этого времени в кино — просто удобный исторический фон или что-то большее?
Это нормальная человеческая практика — рефлексировать по поводу того времени, которое прошло, разбираться в нем. Мы просто прикрыли ядерные отходы листвой, но их надо вскапывать — оттуда видите, сколько всего сочится.
— Ты упоминал, что собирался начать вести заметки о своих персонажах в тетрадь. Записывал ли ты что-то о своем герое из «Путешествия на солнце и обратно» Романа Михайлова?
Нет, в этот раз — ничего. Это был единственный случай, когда я старался не мешать персонажу. Я его не придумывал, а пытался сделать все, чтобы он произошел. У Ромы всегда есть элемент какого-то колдовства на площадке. Ты можешь не знать сценария, что будешь делать, — просто отдаешься происходящему и приходящему, не мешаешь ему случиться. Мы говорили о квантовой физике, о том, как работали на сознании запрещенные вещества, которые в то время употребляли, о художниках — это были точки входа в образ.
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
— Ты говорил, что взгляды на профессию у тебя меняются буквально каждый месяц. Как ты сейчас для себя формулируешь, кто ты как актер и где находишься на этом пути?
Сейчас я понимаю, что в этом нет какого-то мессианства, как мы привыкли рассуждать. Это исключительно игра. Я на том этапе, когда пытаюсь максимально высвободить ее из себя. Игра — как продолжающийся поток, такой ребячий. Само бытие как будто возникло из игры.
Как делаешь в детстве, когда строишь себе из подушек корабль и представляешь, что высадился на диван, словно на неизведанный остров. Стараюсь удалять все, что игре мешает. Это очень личное, но я чувствую ее как поток, как танец. Танец атомов — из которого, может быть, и возникла Вселенная. Звучит абстрактно, но тем не менее так я для себя это внутренне понимаю.
— Насколько ты присутствуешь в своих персонажах? И наоборот — они в тебе?
Раньше бы ответил. Сейчас — не знаю. Иногда персонаж — это полностью ты. Иногда — совсем не ты. Иногда ты что-то достаешь из себя. Иногда — получаешь взамен то, чего раньше в тебе не было. Это сложная материя, которую за полтора часа не объяснить. Всегда какие-то новые отношения.
«Дети перемен» (сериал, 2024–2025)
«Дети перемен» (сериал, 2024–2025)
«Дети перемен» (сериал, 2024–2025)
«Дети перемен» (сериал, 2024–2025)
«Дети перемен» (сериал, 2024–2025)
«Дети перемен» (сериал, 2024–2025)
— А как сейчас с известностью? В одном из интервью ты откровенно говорил о том, как она повлияла на твою дисциплину, отношения с людьми, с девушками — и как это, в числе прочего, привело тебя к религии и крещению. Как сейчас обстоят дела?
Я ее принял. Как и свою недисциплинированность. Свыкся. Перестал рефлексировать. Просто развожу руками и говорю: вот я такой, извините. И пока хоть кто-то принимает меня таким — я остаюсь собой. А когда не останется никого — может, подумаю, что делаю не так.
— А с религией?
Сложнее. Это всегда синусоиды. Диалог с Богом — длинный, иногда его перестаешь вести. Сейчас снова пытаюсь. Читаю востоковеда Алана Уотса, который сопоставлял открытия квантовой физики и философию. Пытаюсь это как-то вскрыть для себя, понять. И раз я этого не знаю, то не знаю и как жить. Что такое бытие? Что такое жизнь? Бог? Я совершенно не понимаю. Думаю, что зашел в какой-то смысловой тупик.
— А работа с Михайловым дала тебе в этом смысле что-то?
Да. У него заряженное пространство. Там происходят вещи — совпадения, волшебство. Поэтому, конечно, ты понимаешь, что мир не равен сам себе, тому, что мы видим. Что-то еще через него просвечивает, другое, прекрасное.
— В одном интервью ты рассказывал, что на вступительных в ГИТИС читал Бродского, несмотря на то что это был заведомо проигрышный выбор. Почему именно его?
Потому что ничего другого не выучил. Просто я ленивый человек. Знал Бродского наизусть, потому что он мне нравился.
«Дети перемен» (сериал, 2024–2025)
— Что еще из поэзии тебе близко? Кто твой поэтический ориентир?
Левитанский, конечно, Аронзон и Дмитрий Воденников — он, к счастью, жив. Это вообще мой учитель. Он научил меня писать стихи и до сих пор учит. Я всегда отправляю ему все новое, и он дает мне обратную связь. Так что это мой настоящий поэтический наставник. Я счастлив, что встретил такого человека. И он мой любимый поэт без оговорок.
— Что ты сейчас читаешь? Раньше говорил, что художественная литература меньше увлекает.
— Да, мне сейчас ближе документальное. Вот читаю Демидова — про творческий процесс на сцене. Он был современником Станиславского и, по мне, интереснее его. Это серьезный труд. А из художки… У меня закладка лежит в «Машеньке» Набокова. Простите, но это вынос души.
— А в сериалах, как тебе кажется, есть некая документальность? По форме они часто ближе к реальности.
Конечно. Особенно если речь идет о сильных авторах. Художники, которые действительно рефлексируют, считывают реальность и передают ее, — даже снимая про 90-е, все равно говорят о настоящем. Это разговор об ощущении времени, об устройстве мира.
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (многосерийный фильм, 2025)
— А если про документальное кино — что тебе сейчас интересно?
Все, что касается актерской профессии. Например, советую посмотреть и прочитать «Апокалипсис кинематографиста» — книгу и фильм, которые сделала жена Фрэнсиса Форда Копполы, про то, как он снимал «Апокалипсис сегодня». Потрясающий материал. Или, например, документалка про Марлона Брандо — она, кажется, получала приз на «Сандэнсе». Очень сильная работа.
— А в художественном кино что тебе близко?
«Бёрдмэн» (фильм режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту о внутренней борьбе актера, застрявшего между славой из прошлого и попыткой обрести творческое и личное освобождение. — Прим. ред.), без вопросов. Потому что я, честно говоря, ни в чем не чувствую себя таким цельным и по-настоящему живым, как в игре. В кадре, на сцене — это мое. Все остальное — вокруг.
«Бёрдмэн» (2014)
«Бёрдмэн» (2014)
«Бёрдмэн» (2014)
«Бёрдмэн» (2014)
«Бёрдмэн» (2014)
«Бёрдмэн» (2014)
— Получается, и документальное, и художественное ты смотришь сквозь призму актерства?
Именно. Это мои координаты. Поэтому все, что связано с актерами, с профессией, с тем, как она устроена изнутри, — все попадает. Хотя есть один фильм, который не про актеров, но он во мне живет, — «Однажды в Америке» Серджо Леоне. На мой вкус — даже мощнее, чем «Крестный отец». Хотя «Крестный отец» — великое кино, тут спору нет. Но «Однажды в Америке»… короче, глубже.
— Ты поступал на режиссуру, но закончил как актер. Почему не сложилось с режиссурой? Не хочешь вернуться?
Хочу. Много идей — написать сценарий, снять короткий, потом полный метр. У меня есть для этого прекрасные друзья, один из них Иван Семенов — актер, мы хотим попробовать вместе. Но времени пока мало.
Думаю, не получилось, потому что я пока не готов, но чувствую внутри эту потенцию. Мне кажется, я себя не обманываю. Просто вот тут говорю, что время еще не пришло. Даже спектакль для диплома не могу поставить — так что по документам я до сих пор режиссер.
— В каком театре ты бы поставил свой спектакль?
В каком-нибудь ангаре. В далеком ангаре, ближайшем от последнего репертуарного государственного театра.
— Ты недавно запустил собственный медиапроект. Почему журналистика? Что тебя привлекает в ней?
Мама была журналистом. И вообще, я люблю говорить. Мне интересны люди. Я просто решил записывать те разговоры, которые и так веду в жизни. А когда появились знакомые, которые интересны не только мне, — стало понятно, что это может быть проектом. Сейчас флагманское направление — видеоформат. Первый сезон мы уже отсняли, так что ждите новостей.
— Ты человек широких интересов: геология, актерство, поэзия, журналистика. Есть ли сейчас еще сфера, в которой тебе особенно хочется попробовать себя?
Да.
— Какая?
Семья. Хороший ответ, да?
— Да, расскажи подробнее.
Я просто устал быть одиноким. Хочу жить с любимым человеком. Думаю, что живу в большой любви — к миру, к самой жизни, но хочется и любви к человеку. Всепоглощающей, всепрощающей. Нужно в этом направлении себя попробовать.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.