Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»
«Паразиты» — первый фильм на иностранном языке, взявший главную награду Киноакадемии «Оскар». Его режиссер Пон Чжун-хо — первый южнокорейский режиссер в истории Каннского кинофестиваля, награжденный «Золотой пальмовой ветвью». Кажется, уже эти два факта говорят о том, что фильм стоит увидеть — хотя бы из любопытства.
В основе сюжета лежит, казалось бы, ничем не примечательная история. Есть две семьи: одна богатая, другая бедная. Бедные работают в доме богатых и мечтают когда-нибудь стать такими же. Однажды у них это получается, но дальше все идет наперекосяк.
Считается, что во многом именно слава «Паразитов» поспособствовала выходу южнокорейской продукции на международный рынок. Страна и до этого пыталась обратить на себя внимание зарубежной аудитории — вспомнить хотя бы обласканного Западом «Олдбоя», которого Квентин Тарантино назвал настоящим шедевром, или работы Ким Ки-дука — любимца международных смотров. Но настоящий южнокорейский бум (или «халлю» — именно этот термин появился в Оксфордском словаре) произошел в 2019 году, когда имя Пона Чжун-хо звучало чуть ли не из каждого утюга. Близкая многим тема классового расслоения общества, мастерская работа с композицией кадра и умелое жонглирование жанрами делают из «Паразитов» настоящий южнокорейский аттракцион.
До того, как сериал «Игра в кальмара» прославил Хван Дон-хека на весь мир, он снял «Суровое испытание». Лента сделала имя режиссеру на родине и была на первом месте в отечественном прокате три недели подряд.
История основана на одноименном романе о реальных случаях физического и сексуализированного насилия. Происходили они в школе для слабослышащих детей в городе Кванджу в начале 2000-х.
В центре повествования Кан Ин-хо — новый учитель по рисованию. В попытке установить контакт с учениками герой понимает, что дети ведут себя неестественно замкнуто и отстраненно. Ин-хо не догадывается, что причина такого поведения скрывается в ужасах, творящихся в стенах школы, пока случайно не становится свидетелем избиения ребенка одним из учителей. Тогда герой обращается за помощью к сотруднице Центра по правам человека Ю-чжин и они вместе решают привлечь виновных к ответственности.
В Корее история получила огласку впервые в 2005 году, но за расследование взялись только после выхода ленты. Тогда же в Корее был пересмотрен «Закон Тогани», который отменяет срок давности для преступлений, связанных с сексуализированным насилием над детьми, а также был увеличен срок наказания по этой статье до пожизненного заключения.
Как мы уже упомянули, «Олдбой» стал первым южнокорейским фильмом, получившим широкое международное признание. В центре сюжета — мужчина средних лет О Дэ-су. Однажды, по непонятным для героя причинам, он оказывается в неволе. Дэ-су просыпается в маленькой комнате, где проводит 15 лет, а когда его неожиданно освобождают, пытается выяснить, почему с ним так поступили.
«Олдбой» — второй фильм в «трилогии о мести» Пака Чхан-ука. Лента смешивает в себе жанры триллера, фильма ужасов, философской драмы, греческой трагедии и детектива в стиле нео-нуар. В ней полно графического насилия: герой использует абсолютно шокирующие способы поквитаться со своими обидчиками и наказать самого себя, от выдирания зубов молотком до отрезания языка. Всеобъемлющая жестокость в фильме, разумеется, присутствует неспроста. С ее помощью постановщик исследует темные стороны человеческой натуры и пытается ответить на вопрос, действительно ли месть способна принести облегчение.
Ночь. Улица. Машина со спущенным колесом, а в ней — Чжи-юн, мило воркующая со своим женихом Су-хеном в ожидании эвакуатора. Когда к девушке подходит водитель школьного автобуса с предложением помочь, та отказывается, но незнакомца это не останавливает. Он разбивает стекло молотком, избивает Чжи-юн до потери сознания и увозит тело к себе домой. На следующий день полиция находит голову девушки в реке, и ее супруг решает отомстить убийце.
Фильм Ким Чжи-уна — торжество насилия на экране. Он не разменивается на сантименты и сосредотачивается исключительно на игре в кошки мышки. В ход идут отрубленные конечности, сломанные запястья и другие увечья. Герой Чхве Мин-сика («Олдбой») предстает здесь, вероятно, одним из самых жестоких и наводящих ужас кинематографических убийц-садистов. Но неотступно преследующий его Су-хен пугает не меньше — ослепленный жаждой мести, герой рискует превратиться в такого же монстра, на которого охотится.
Еще один прославленный фильм Южной Кореи, доказывающий, что у режиссеров этой страны получается создавать как авторский, так и массовый продукт. Отчасти автор «Поезда в Пусан» Ен Сан-хо ориентируется на знакомые нам «28 дней спустя» Дэнни Бойла и «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера, но привносит и свое видение в жанр зомби-хоррора.
Главные герои фильма — Сок-у и его дочь Су-ан. Сок-у постоянно торчит на работе и совершенно не уделяет время ребенку. Причем настолько, что пропускает утренник в ее школе, а на день рождения девочки дарит подарок, который у нее уже есть. Чувствуя себя виноватым, герой соглашается отправиться с дочерью в Пусан, чтобы навестить ее мать. Они садятся на скоростной поезд, еще не зная, что из-за разлитого биолабораторией химвещества жители полуострова начали превращаться в зомби.
С помощью фильма Сан-хо делает громкое социальное высказывание: испорченный капиталистическими ценностями человек стал человеку волком. Это особенно актуально для Южной Кореи, где конкуренция начинается еще с детского сада. В своей картине постановщик ясно дает понять, что опасность в поезде исходит не столько от зомби, сколько от самих людей, но при этом не теряет надежды, что последние все же еще способны на самоотверженность.
66-летняя Ми-джа воспитывает внука-школьника и еле сводит концы с концами. К тому же она все чаще забывает слова и вскоре узнает диагноз — болезнь Альцгеймера. Чтобы предотвратить ее развитие, Ми-джа начинает посещать занятия поэзией. К окончанию курса ей нужно написать стихотворение, но сделать это оказывается гораздо сложнее, когда Ми-джа узнает, что ее 16-летний внук замешан в истории с изнасилованием и убийством своей одноклассницы. Отцы других мальчиков, виновных в трагедии, предлагают откупиться от матери жертвы и надеются, что Ми-джа внесет свой вклад.
Несмотря на романтический флер, присутствующий в названии, лента избегает любой сентиментальности. Искусство здесь балансирует на грани между жизнью и смертью, светом и тьмой, воспоминанием и забвением. Для Ми-джи оно становится способом переосмыслить мир, погрязший в жестокости и коррупции, и понять, как ей жить дальше.