О чем?
Хриплый голос и лицом не вышел — в сценический успех сына армянских эмигрантов Шарля Азнавура никто не верил. Он с детства мечтал о подмостках, свете софитов и аплодисментах, но его природная органика не подходила статусу кумира. В оккупированном Париже его семья укрывает евреев, а сам Шарль помогает Сопротивлению и делает первые шаги в карьере. Он исполняет чужой репертуар в переполненных кабаках, где никто даже не старается вслушиваться в музыку.
Все меняется после знакомства с пианистом Пьером Рошем. Их дуэт помогает раскрыть поэтический потенциал Азнавура. Позже в его жизни появляется Эдит Пиаф — великая женщина, которая разглядела в Шарле главное. Певица улиц вдохновила его на поиск собственного пути, голоса и стиля.
Кто снял?
Гран Кор Маляд — поэт, рэпер, хореограф родом из пригородов. Мехди Идир — би-бой, клипмейкер, документалист, автор короткометражек. Вместе они дебютировали с фильмом «Пациенты», а позже сняли «Жизнь школьника» — оба проекта о подростках, о боли, о воспитании чувств. Их мир — это не сцена «Олимпии», а уличная поэзия, ритмы подземки, честные эмоции пригородов. В «Месье Азнавуре» соавторы делают качественный скачок, не предавая свои ценности. Они не изображают биографию на пути к славе, а исследуют человека, который когда-то научил их быть хрупкими и сильными одновременно. Это кино — их благодарность наставнику.
Когда Гран Кор Маляд и Мехди Идир приступали к работе над байопиком Шарля Азнавура, маэстро еще был жив. Более того — именно он выбрал их. Песня объединила их задолго до кино: в 2010-м Азнавур и Гран Кор Маляд записали совместную композицию Tu es donc j'apprends, а через пять лет — Écrire. Старик верил в молодых и, возможно, уже тогда чувствовал, кто расскажет его историю честно и с уважением.
Азнавур ушел в тот самый день, когда должна была состояться их первая рабочая встреча. Тогда байопик встал на паузу и соавторы занялись съемками «Жизни школьника», чтобы с новой энергией вернуться к «Месье Азнавуру». Режиссеры перечитали две автобиографии певца, пересмотрели все интервью и документальные фильмы, отслушали все песни, выстраивая драматургический каркас истории. Первая версия сценария растянулась на 200 страниц — получался четырехчасовой эпос, который пришлось безжалостно сократить.
Кто снялся?
Выбор этнического алжирца на роль этнического армянина может показаться мискастом, но только до первой сцены. По признанию Тахара Рахима, образ Шарля Азнавура стал самым трудным в его карьере и «самым прекрасным человеческим приключением». Сразу после того, как актер из «Мавританца» и «Пророка» был утвержден, он с полной самоотдачей приступил к подготовке к роли. В течение нескольких месяцев Рахим искал все доступные видео с Азнавуром, пересматривал фильмы, слушал сотни записей, вникал в тембр, ритм, дыхание, интонации.
«Месье Азнавур» (2024)
Артист уделил особое внимание личному общению с близкими своего героя. Он взял интервью у вдовы Азнавура, его детей и сестры. Ради встречи со старшей дочерью, Седой, он даже специально слетал в Лос-Анджелес. Разговоры помогли ему узнать человечную сторону персонажа, его внутреннюю боль, страхи и привязанности.
Это была лишь часть подготовительного этапа. Рахим преобразился внешне: сбросил вес, изменил осанку и походку. Он научился играть на фортепиано, чтобы в кадре обойтись без дублеров. Пел Тахар тоже сам. В фильме звучит его голос и, конечно, голос самого маэстро. Репетиции вокала занимали по восемь часов в неделю на протяжении полугода. Важно, что Рахим не стремился к точному копированию, он создавал живой, дышащий образ — уязвимый, гордый, гениальный. И именно здесь, по его словам, был настоящий вызов: сыграть не легенду, а человека, который этой легендой стал.