ЛОНГРИД

Мужья, сестры и вампиры: что показали на 47-м Московском Международном кинофестивале

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

С 17 по 24 апреля 2025 года в Москве прошел 47-й Московский Международный кинофестиваль — один из старейших форумов мира, ведущий свою историю с 1935-го. В этом году в программу вошло более 200 фильмов из 50 стран. Картины* были представлены в четырех конкурсных секциях — основной, документальной, короткометражной и конкурсе «Российские премьеры». Также в нескольких внеконкурсных программах собрали ленты разной степени жанровости и новизны — от пленочной копии «Бульвара Сансет» до нового фильма Антона Маслова «Мужу привет». Разбираемся, чем смогли удивить отборщики фестиваля в 2025 году.

Основа основ
Открылся ММКФ новой экранизацией бессмертной повести Бориса Васильева «В списках не значился». У режиссера Сергея Коротаева вышла эпических масштабов военная драма с удивительно продуманным экшеном и понятной драматической составляющей: глубину текста Васильева получилось сохранить, а ужас первых дней Великой Отечественной войны и героизм участников обороны Брестской крепости — передать органично и точно. Главную роль исполнил юный актер Владислав Миллер, уже успевший получить «Аванс» — премию, которую журнал «Кинорепортер» ежегодно вручает самым перспективным молодым кинодарованиям. В широкий прокат «В списках не значился» попадет уже 1 мая 2025 года.
«В списках не значился» (2025)
«В списках не значился» (2025)
«В списках не значился» (2025)
«В списках не значился» (2025)
Закрыл фестиваль «Кем бы мы хотели быть» — фантазия автора «Дома у озера» Алехандро Агрести о мужчине и женщине, чья любовь много лет живет только в мире гипотетических размышлений, результаты которых герои представляют друг другу во время еженедельных встреч в кофейне. Между двумя на первый взгляд непохожими картинам прослеживается тонкая связь — ретроспективность, помноженная на мысли о настоящем, которое случилось благодаря определенным событиям, или будущем, ускользнувшем от нас вопреки мечтам.
«Кем бы мы хотели быть» (2024)
В основном конкурсе ММКФ в этом году случился настоящий интернационал: свои работы представили кинематографисты из Турции, США, Аргентины, Испании, Индии, Южной Кореи и, конечно, России. В программе тоже прослеживается явный упор на социальную проблематику и истории «маленьких людей». «День цветения хлопка» корейского режиссера Щин Гён Су, например, рассказывает о трагедии, произошедшей десять лет назад у берегов города Инчхона, когда затонул пассажирский паром «Севоль». Катастрофа унесла жизни более 300 человек, в том числе дочери главного героя картины, который от горя теряет память.
«День цветения хлопка» (2024)
«День цветения хлопка» (2024)
«День цветения хлопка» (2024)
«День цветения хлопка» (2024)
Тему смерти близких затрагивает и драма Стаси Толстой «Семейное счастье», снятая по одноименному роману Льва Толстого. Потерявшая родителей Маша (Евгения Леонова) влюбляется в своего опекуна Сергея Михайловича (Евгений Цыганов) и впоследствии погружается в полный иллюзий океан брачных отношений.
«Семейное счастье» (2025)
«Семейное счастье» (2025)
«Семейное счастье» (2025)
«Семейное счастье» (2025)
А мотиву памяти посвящен режиссерский дебют киноведа Михаила Архипова «Планета» — поэтичная история о кинематографисте Николае Беренцеве (Сергей Гилёв), сражающемся с машиной госкино и собственными демонами в попытке снять главный фантастический фильм Советского Союза. В основе сценария Архипова вполне реальные события, а герой Гилёва не кто иной, как Павел Клушанцев, создавший знаменитую «Планету бурь» и в известной степени вдохновивший Джорджа Лукаса на съемки «Звездных войн».
«Планета» (2025)
«Планета» (2025)
«Планета» (2025)
«Планета» (2025)
Россия в многообразии
Одной из самых примечательных программ на 47-м ММКФ оказались «Русские премьеры», отличающиеся многообразием как тем, так и локаций. «Волки» Михаила Кулунакова — натуральный алтайский эпос о разрушительной силе мести, действие которого разворачивается в XIX веке в горах Алтая. «Бесконечный апрель» Антона Бутакова по одноименной пьесе Ярославы Пулинович запускает под крышей одной квартиры калейдоскоп ключевых событий в истории страны — от революции до распада СССР. «Легенды наших предков» режиссера с самой доброй душой Ивана Соснина забрасывают героев Александра Яценко и Александры Бабаскиной в удмуртские леса знакомиться с реальными (правда, только для персонажа Яценко) легендарными существами из народных преданий.
«Легенды наших предков» (2025)
«Легенды наших предков» (2025)
«Легенды наших предков» (2025)
«Легенды наших предков» (2025)
А Ирина Старшенбаум вновь отправляется в дорожное путешествие в комедии Ивана Петухова «Туда». Правда, в отличие от недавнего «Втроем», в попутчики Вере (Старшенбаум) попадаются не незнакомец и фикус, а простой таксист Вадим (Петр Федоров), живущий по навигатору и не замечающий красоты окружающего мира. Не меньше позитива подарит светлая мелодрама режиссера «Последний богатырь. Наследие» и «Вампиров средней полосы» Антона Маслова «Мужу привет». Но погрустить тоже придется: героиня картины Катерина (Юлия Пересильд) пять лет ждет, когда муж выйдет из комы. Неожиданная встреча заставляет женщину взглянуть на обстоятельства под другим углом и изменить свою жизнь.
«Мужу привет» (2025)
«Мужу привет» (2025)
«Мужу привет» (2025)
«Мужу привет» (2025)
Дикие, но симпатичные
Но, пожалуй, самое невероятное творится на 47-м ММКФ вне конкурса. Зрители с нетерпением ждали следующий проект визионера Романа Михайлова и неожиданно получили гораздо больше, чем могли представить. Монументальный сериал «Путешествие на солнце и обратно», объединяющий форму и содержание всех предыдущих картин режиссера в суммирующую события 90-х эпическую драму, показали на фестивале полностью целых два раза. Критикам еще предстоит осмыслить эту работу Михайлова, но уже можно сказать, что первый опыт автора в многосерийных проектах удался.
«Путешествие на солнце и обратно» (сериал, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (сериал, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (сериал, 2025)
«Путешествие на солнце и обратно» (сериал, 2025)
Подлинное безумие творилось и в секции «Дикие ночи», куда фестивальные отборщики обычно привозят лучшие новинки в жанре хоррор. Зрители смогли увидеть, как Сергей Безруков в роли ветерана Русско-турецкой войны 1877‒1878 годов, вернувшись в родную деревню, борется не только с ПТСР, но и с настоящим дьяволом, пытающимся завладеть невинными душами и Никитой Кологривым. «Искупление» Константина Еронина одновременно напоминает работы Роберта Эггерса, Тима Бёртона и Уильяма Фридкина и использует внеэкранный образ Безрукова на полную.
«Искупление» (2025)
«Искупление» (2025)
«Искупление» (2025)
«Искупление» (2025)
Для любителей боди-хоррора фестиваль приготовил «Гадкую сестру» — норвежскую историю Золушки, рассказанную с точки зрения ее сводной сестры, пытающейся влезть в ту самую туфельку. Колорит злой европейской сказки, юмор висельника и отвратительные элементы сколецифобии превращают фильм Эмили Блихфельдт в кошмарную комедию о цене красоты.
«Гадкая сестра» (2025)
«Гадкая сестра» (2025)
«Гадкая сестра» (2025)
«Гадкая сестра» (2025)
Своеобразной теме отношений отцов и детей посвящен канадский истерический хоррор с поэтичным названием «Нечто из унитаза», где папа-сантехник (Стивен Огг) учит сына-гермофоба (Дэниэл Доэни) быть мужчиной, попутно противостоя червеподобному мутанту из канализации. И напоследок, отдушиной для синефилов станет фантастическая комедия «Вампиры-зомби… из космоса!» Майкла Стасько, суммирующая опыт фильмов категории B так, будто знаменитый Эд Вуд восстал из могилы.
«Вампиры-зомби… из космоса!» (2024)
«Вампиры-зомби… из космоса!» (2024)
«Вампиры-зомби… из космоса!» (2024)
«Вампиры-зомби… из космоса!» (2024)
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.