ЛОНГРИД

Мрачное расследование: ищем демонов, которые спрятались в сериалах

Ольга Чередниченко

Редактор (экс-главред журнала «Вояж», автор 25 путеводителей «Эксмо» и курса НИУ ВШЭ)

Демоны — древние и очень коварные существа. Они принимают разные обличья, маскируются под людей и часто прячутся там, куда в последнюю очередь пойдешь их искать — в наших любимых фильмах и сериалах. Мы решили провести расследование — отыскать демонов и сорвать с них маски, чтобы сделать просмотр безопасным для зрителей. Приглашаем вас принять участие в этих поисках — вместе выловить сюжетные подсказки и разгадать корейские, пермяцкие, библейские, древнеримские и другие демонические символы.

Витька Людоед из «Подельников»

Образ главного злодея из снежного нуара Евгения Григорьева крепко связан с коми-пермяцким мифом о медведе-человеке. В фильме нет явно показанных мистических событий. Зато есть много намеков на то, что шаман из глухой таежной деревни — на самом деле, оборотень. Например, когда биатлонист Петя дерется с Витькой Людоедом во время масленичных гуляний, на лице у него остаются глубокие рваные раны от когтистой лапы. В другой сцене шаман танцует на сельской дискотеке — безумно, по-звериному, раскрывая драматический талант Павла Деревянко во всю глубину.

Еще одна важная подсказка — эпизод, в котором Петя спрашивает у соседа, зачем шаман положил на глаза убитому им Саше пятаки. Тот объясняет: тем самым Витька Людоед показывает, что виноват в смерти не он, а сам покойный. Интерпретировать этот ответ можно так: шаман напал на Сашу в облике медведя-шатуна, а значит тот сам хотел умереть. Согласно верованиям коми, медведь переносит души в загробный мир. Монеты же есть не только в пермяцких традициях, но и во многих других — древнегреческих, египетских. Они служат платой для переправы через реку мертвых.

Мэрка из «Двух холмов»

Комедийный сериал «Два холма», на самом деле — весьма многослойная и глубокая история. Неслучайно Мэрка так плотно ассоциируется именно с яблоками — она их сладострастно кусает, лживо на них клянется, подпольно выращивает целый яблоневый сад. Как после этого не связать ее образ со Змием Искусителем, то есть самим дьяволом?

Действуя через женщину, тот соблазняет весь род людской на грехопадение. Ведь изначально все жительницы Двух Холмов невинны и даже выбраться из своего Райского сада могут лишь нагишом. Только Мэрка в полной мере дает волю темным сторонам своей личности. Она действует тайно, но ее преступления не могут не отравлять все благочестивое общество подруг.

Фатум из «Швабры»

Антагониста главной героини во втором сезоне сериала «Швабра» зовут Фатум. Он достойный противник — хитрый, коварный, начитанный злодей демонического вида. В древнеримской мифологии фаты, они же парки,  — это божества-прорицатели, которые знают всё о судьбе человека с самого его рождения. Герой «Швабры» обладает огромным самомнением и мыслит себя почти высшей силой, которая вправе влиять на жизни людей, например, отнимать их. Судьба ни с кем и ни с чем не считается. Таков и Фатум. Кроме того, его забавляет игра в предсказателя — всё, что он говорит, даже самое невероятное, обязательно сбывается. Его образ — символ, который доказывает, что все предопределено, что свободы воли не существует и человек не в силах изменить свою судьбу.

Но математика, как и любая наука в классическом ее понимании, ценится именно за то, что она способна точно предсказывать будущее. А значит предоставлять человеку могущественную силу менять свою судьбу, а не слепо подчиняться ее воле. В сериале «Швабра» ученая Анна Николаевна олицетворяет как раз ту самую математику, которая противостоит Фатуму.

Кирилл из «Пассажиров»

Кирилл из второго сезона «Пассажиры» — перевозчик душ, а это прямая отсылка к древнегреческому Харону. Тот переправлял умерших через реку Стикс в подземное царство мертвых. Он же первый, кого встречает лирический герой Данте в «Божественной комедии», отправляясь в ад. Персонаж Сергея Гилёва из сериала вспыльчив, как и его мифологический прототип.

Например, он поступает подло и некрасиво, когда героиня Анны Чиповской Мэри, тоже, кстати, вполне демоническая, находит свою точку перехода — трансформаторную будку. Кирилл вбегает туда первым и пытается украсть ее переход, а когда ничего не выходит, сам же на Мэри и злится. При жизни Кирилл сгубил 21 душу, подсадив на запрещенные вещества, и не испытывал чувства вины. Теперь, после смерти, он должен понести наказание и стать лучше.

Кан Йохан из «Дьявольского судьи»

Корейский сериал «Дьявольский судья» создан для внимательного и образованного зрителя — он полон символов, пасхалок и загадок, которые создатели запрятали в самых неожиданных местах сюжета. Например, юный судья Ким находит в поместье дьявольского судьи Кана книгу. Внутри нее фото старшего брата хозяина, который погиб в огне — и не где-нибудь, а в церкви. Книга мелькает на секунду, но сценаристы сериала выбрали ее не просто так — она очень много говорит о самом судье Кане. Это скандально известная «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме» — о суде над оберштурмбанфюрером СС, который отвечал за отдел гестапо и заведовал «окончательным решением еврейского вопроса». Автор практически оправдывает Эйхмана: «Он выполнял свой долг… Он повиновался закону». Тем временем судья Кан олицетворяет противоположную идею — над законом он смеется, считает его фарсом. Самое важное для него — справедливость, и в стремлении к ней он беспощаден.

Эй, хозяева, есть работа?

Да, судья Кан вершит свою справедливость. Но при этом он настоящее исчадие ада, которое вышло невредимым из горящей церкви, где погибли его родственники. В детстве он стравил богатых и бедных одноклассников, скормил гербицид любимой борзой отца, заставил спрыгнуть с мансарды влюбленную в него служанку. Но Кан Йохан не родился злодеем, он становился им постепенно из-за того, что отец его ненавидел, порол плетью и заставлял жить в чулане. Его племянницу неоднократно похищали из-за богатства семьи, а сам он будучи взрослым решил выиграть в извращенной, навязанной ему игре, где система выше закона. Мораль проста, и в ней нет ничего мистического: демонов из людей делает круговорот насилия. Демоны реальны, и такими их делают другие люди.

Дракон Имуги из «Истории девятихвостого лиса»

Если в «Дьявольском судье» все аллюзии понятны, в первую очередь, именно западному зрителю, то «История девятихвостого лиса» на сто процентов основана на корейской мифологии. Согласно этим сказаниям, Имуги — дракон, но не совсем: у него нет ног, поэтому он больше похож на змея. Но, конечно, стремится стать настоящим драконом и ради этого ни перед чем не остановится. Если верить легендам, Имуги бывают и добрыми, и злыми. Но в сериале его роль однозначна. Он враг главного героя Ли Ёна, и не случайно его называют духом разврата и королем порока.

Ли Ён уже встречался с Имуги, и с уверенностью может утверждать — парень страшнее, чем его изображают на картинках. Короля драконов почитают рыбаки на таинственном острове, потому что он усмиряет штормы и посылает рыбу в сети. Юных девушек приносят в жертву королю драконов на день духов каждое 15 июля по Лунному календарю. Так что в этой дораме Имуги — настоящий корейский демон.