ЛОНГРИД

От идеологии до законов: как кино влияет на реальность и запускает перемены

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

Кино — это не только развлечение в удобном кресле с попкорном, но и инструмент социальной инженерии. Оно умеет менять нормы, трогать за живое, а иногда даже вносить правки в реальность. Мы привыкли считать кино отражением эпохи, но часто оно действует как катализатор: ускоряет, подрывает, переворачивает. Поговорим о трех главных способах, с помощью которых фильмы и сериалы* влияли на то, что происходило и происходит за их пределами.

Меняем оптику: кино как инструмент культурной трансформации
С 1664 года в тогда еще отнюдь не Соединенных Штатах Америки, в британской провинции Мэриленд, был принят первый антиметисационный закон, запрещавший подданным короны вступать в межэтнические браки. Целые века матримониальные отношения с представителем другой расы считались не только общественно порицаемыми, но и противозаконными, пока, наконец, в 1967 году Верховный суд США не признал это противоречащим Конституции.
В этом же году вышла комедия Стэнли Крамера «Угадай, кто придет к обеду?» — один из первых фильмов, открыто обсуждающих межрасовые браки в позитивном ключе. История о молодой белой женщине (Кэтрин Хотон), которая приводит своего чернокожего жениха (оскароносный Сидни Пуатье) знакомиться с родителями, вызвала бурные дискуссии в обществе. Хотя картина и не стала прямым катализатором перемен, ведь вышла всего через несколько месяцев после судьбоносного вердикта Верховного суда, она являлась ярким отражением веяний времени и моральным камертоном, направившим общественное движение в нужное русло.
«Угадай, кто придет к обеду?» (1967)
«Угадай, кто придет к обеду?» (1967)
«Угадай, кто придет к обеду?» (1967)
«Угадай, кто придет к обеду?» (1967)
«Угадай, кто придет к обеду?» (1967)
«Угадай, кто придет к обеду?» (1967)
Все помнят невыносимо трагичную сцену из анимационного фильма «Бемби», где главный герой, одноименный олененок, теряет маму, гибнущую от пули охотников. Этот фрагмент не только заставил миллионы человек пустить слезу, но и породил так называемый эффект Бемби: люди во всем мире возненавидели любителей пострелять в лесных парнокопытных, а движение за права животных получило небывалый толчок.
«Бемби» (1942)
«Бемби» (1942)
«Бемби» (1942)
«Бемби» (1942)
«Бемби» (1942)
«Бемби» (1942)
Редактор издания об охоте Outdoor Life Реймонд Дж. Браун называл мультфильм «худшим оскорблением, когда-либо нанесенным любому американскому спортсмену» и обращался к Уолту Диснею с просьбой хотя бы снабдить ленту дисклеймером с указанием на то, что законопослушные охотники никогда не стреляют оленей весной. Дошло даже до протестов: защитники животных выступали против охоты, а адепты ружья и засидок — против использования оскорбительного выражения «убийца Бемби» в свой адрес. Некоторые исследователи считают, что «Бемби» сделал для защиты окружающей среды столько же, сколько «Хижина дяди Тома» — для борьбы с рабством.
«Хижина дяди Тома» (1927)
«Хижина дяди Тома» (1927)
«Хижина дяди Тома» (1927)
«Хижина дяди Тома» (1927)
«Хижина дяди Тома» (1927)
«Хижина дяди Тома» (1927)
Запускаем действия: кино как политический триггер
«Кино — это лучший способ мечтать с открытыми глазами», — говорил Федерико Феллини. Но что, если грезы претворяются в реальность и влияют на действительность настолько, что становятся не просто поводом для обсуждений, а причиной политических последствий? Кино не раз служило инструментом давления — на корпорации, институты и даже правительства. Особенно когда режиссер брал в руки не только рацию, но и метафорический мегафон.
Яркий пример — документальный фильм «Черный плавник», рассказывающий о жизни косатки Тиликум, которую десятилетиями держали в неволе в океанариуме известной американской компании SeaWorld. Казалось бы, стандартная ода экозащите с музыкой в миноре, но на выходе — настоящий пиар-апокалипсис для крупнейшего морского парка США.
«Черный плавник» (2013)
«Черный плавник» (2013)
«Черный плавник» (2013)
«Черный плавник» (2013)
«Черный плавник» (2013)
«Черный плавник» (2013)
После того как картина увидела свет, посещаемость SeaWorld упала на 5 %, акции за год просели на 44 %, а сами косатки, которых держали в неволе, стали символами угнетения. В 2016 году компания официально отказалась от программы разведения животных в стенах парков и начала сокращать их участие в представлениях. Популярность SeaWorld резко снизилась и никогда больше не достигала уровней, сохранявшихся до выхода «Черного плавника» на экраны.
Другая громкая акция — фильм «Двойная порция», в котором режиссер-документалист и автор идеи Морган Сперлок в течение месяца питался исключительно в McDonald’s, проверяя на себе, насколько вредна подобная диета. Результаты оказались одновременно предсказуемыми и шокирующими: Сперлок набрал 11 килограммов, заработал проблемы с печенью, сексуальную дисфункцию, депрессивное расстройство и критику со стороны буквально всех врачей. Чтобы оправиться от последствий 30-дневного эксперимента, Моргану потребовалось 14 месяцев терапии, спорта и диет.
«Двойная порция» (2004)
«Двойная порция» (2004)
«Двойная порция» (2004)
«Двойная порция» (2004)
«Двойная порция» (2004)
«Двойная порция» (2004)
«Двойная порция» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Спустя шесть недель после премьеры фильма McDonald’s убрал из меню популярную опцию supersize, то есть порцию невероятно большого размера, а тема вреда фастфуда прочно вошла в общественную дискуссию на долгие годы. Жертва Моргана Сперлока заставила индустрию проглотить собственные бургеры и заняться популяризацией здорового питания.
Открываем рот: кино как повод заговорить о табу
Если раньше сериалы ассоциировались с чем-то вроде шума на фоне мытья посуды, то теперь это полноценный инструмент влияния тоньше любой социальной сети и убедительнее открытых парламентских слушаний. Современные многосерийные проекты не просто рассказывают истории, а программируют общественные обсуждения, выносят на повестку дня темы, которые иначе тихо пылились бы где-нибудь в углу новостной ленты.
Например, британский мини-сериал «Переходный возраст» внезапно оказался не только драмой о трудностях взросления, но и прямым попаданием в болевую точку общества, обнажившим темы кибербуллинга и токсичной маскулинности, вроде бы ушедшей в подполье. История Джека Торна, Фила Барантини и Стивена Грэма, крайне деликатно намекающая на то, что мальчикам следует учиться не «быть мужиками», а быть людьми, настолько встряхнула британских зрителей, что добралась до парламента: в 2025 году начались обсуждения введения в школах обязательных уроков, посвященных борьбе с мизогинией и эмоциональной грамотности. Кто бы мог подумать, что путь к образовательной реформе лежит через вечерние кинопросмотры.
«Переходный возраст» (сериал, 2025)
«Переходный возраст» (сериал, 2025)
«Переходный возраст» (сериал, 2025)
«Переходный возраст» (сериал, 2025)
«Переходный возраст» (сериал, 2025)
«Переходный возраст» (сериал, 2025)
На другой стороне континента российский сериал Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие» неожиданно, аккуратно, но уверенно заговорил о сексуальном и домашнем насилии. В стране, где обсуждение этих тем долгое время считалось чем-то на уровне семейного табу, детективная антология стала своего рода ледоколом. После выхода сериала в медиапространстве начали появляться образовательные и социальные проекты вроде чат-бота «Рука помощи» для столкнувшихся с домашним насилием или арт-проекта «Так получилось», а сервис психотерапии Alter создал курсы по работе с травмами. Все это — при активной поддержке самого сериала и его авторов, ведь проект такого уровня и тематики должен не просто развлекать, а создавать вокруг себя доверительную инфраструктуру помощи.
«Обоюдное согласие» (сериал, 2022)
«Обоюдное согласие» (сериал, 2022)
«Обоюдное согласие» (сериал, 2022)
«Обоюдное согласие» (сериал, 2022)
«Обоюдное согласие» (сериал, 2022)
«Обоюдное согласие» (сериал, 2022)
Другой пример — «Новенький» Оксаны Барковской — еще один российский проект, на этот раз посвященный школьному буллингу. История подростка (Глеб Калюжный), столкнувшегося с агрессией и равнодушием, попала в нерв: после выхода сериала начались обсуждения необходимости горячих линий, поддержки для жертв травли и пересмотра протоколов безопасности. Некоторые образовательные учреждения ввели отдельные модули в рамках классных часов, а в медиа и соцсетях вновь вспыхнули дискуссии о роли учителей, родителей и институций в школьной культуре. Кино не просто подсветило проблему — оно выступило ее пресс-секретарем.
«Новенький» (сериал, 2020–2023)
«Новенький» (сериал, 2020–2023)
«Новенький» (сериал, 2020–2023)
«Новенький» (сериал, 2020–2023)
«Новенький» (сериал, 2020–2023)
«Новенький» (сериал, 2020–2023)
Современные сериалы действуют с хирургической точностью: создают безопасное пространство для опасных тем. Они не столько обучают или доносят до зрителей ту или иную проблему, сколько провоцируют — на разговор, на эмпатию, а в идеале — на качественные перемены. Получается, что сегодня некоторые многосерийные проекты — не просто способ убить время, а новая форма гражданской журналистики.
Кинематограф не только искусство, но и активный соучастник. Он бывает плакатным, кричащим, стебным или исповедальным, но результат всегда один: зритель выходит из зала немного другим. И если этот зритель — министр, учитель, родитель или просто человек неравнодушный, то мир может начать меняться не с законопроекта, а с просмотра.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.