ЛОНГРИД

Разбираемся, почему «Голиаф» Адильхана Ержанова — важное событие в современном кино

«Голиаф» — новый проект многократного призера фестивалей режиссера Адильхана ЕржановаЧерный, черный человек», «Улболсын»). Сюжет разворачивается в поселке Каратас, в котором жители подчинены воле брутального бандита Пошаева (Данияр Алшинов). Однажды криминальный авторитет убивает женщину, написавшую на него заявление, после чего берет ее мужа Арзу (Берик Айтжанов) под покровительство. К чему это может привести?

Фильм вошел в программу первого фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон». В нашем материале объясняем, почему драма Ержанова — яркое явление в кино.

Во-первых, это новый казахский фильм

История казахского кино насыщена и динамична. Как и в большинстве государств, она начинается еще в первое десятилетие XX века, когда прошли первые киносеансы на территории республики. Затем последовали первые самостоятельные документальные и игровые картины. В 30-е годы казахское кино становилось инструментом идеологического просвещения, а в годы Великой Отечественной войны в Алма-Ату эвакуировали киностудии «Ленфильм» и «Мосфильм» и ВГИК вместе с преподавательским и студенческим составом.

Этот страшный период, по воспоминаниям современников, также получился насыщенным для творчества: учились и работали не только эвакуированные, но и жители Алма-Аты. Полученный опыт в это время заложил основы для казахского кино в следующие годы. Начиная с 60-х годов происходит наращивание кинопроизводства в республике.

В 80-х в Казахстане начинается период «перестройки». Тогда выходит «Игла» Рашида Нугманова с Виктором Цоем — культовый фильм течения, получившего название «казахская новая волна». Это был один из первых успехов национального кино за пределами самого Казахстана.

Здесь и далее кадры из фильма «Голиаф»

Период 90-х обозначен поисками и проблемами, знакомыми для постсоветского кино в России. Поднимались острые темы, авторы искали собственную идентичность. Но пока еще о кинематографе Казахстана в России говорили не так много. Нулевые вновь обозначились ростом производства фильмов.

Поворотным для казахского кино стал 2014 год. Тогда Адильхан Ержанов и группа из шести кинематографистов подписала манифест «Партизанское кино». Он провозглашал принципы и правила, которым необходимо следовать, чтобы создавать актуальные произведения о современности, разрушающие старое, «буржуазное» искусство, уходящее от реальных проблем.

Начиная с фильма «Чума в ауле Каратас» 2016 года, молодой режиссер Ержанов снимает по несколько фильмов в год, и каждый из них привлекает внимание зрителей и профессионалов индустрии.

В этот же период в кино пришли и другие авторы, чьи фильмы уже известны за пределами Казахстана. Полнометражный фильм Ольги Коротько «Так себе зима» попал в программу Каннского кинофестиваля, «Река» Эмира Байгазина, награждена на Венецианском кинофестивале, «Дорога к матери» Акана Сатаева, получила Гран-при международного кинофестиваля «Евразийский мост» и др.

Все победы свидетельствуют о том, что о кино Казахстана уже невозможно молчать.

Во-вторых, «Голиаф» попал в программу Венецианского кинофестиваля «Новые горизонты» (Orizzonti Extra)

По итогам смотра картина получила премию независимых кинокритиков Bisato d’oro за лучшего актера. Награду присудили дуэту Берика Айтжанова и Данияра Алшинова. Победа на международном фестивале — еще одно свидетельство того, что успехи казахского кино не единичны, и оно действительно в ближайшее время может занять лидирующие позиции. Это второй показ фильма Ержанова на Венецианском кинофестивале, прежде он представлял на смотре драму «Желтая кошка».

В-третьих, «Голиаф» стал фильмом открытия первого фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон»

С 18 по 23 сентября в Сочи гостям смотра будут представлены проекты главных российских онлайн-кинотеатров сезона 2022-2023. В программу вошли: продолжение «Мажора», черная комедия Романа Волобуева «Аврора», сериал Валерия Тодоровского «Надвое» с Данилой Козловским и Александром Петровым в главных ролях, и новые проекты START, включая «Голиафа», созданного в копродукции Казахстана и России. Важно, что мероприятие откроется картиной Адильхана Ержанова, это еще одно подтверждение возрастающего влияния кинематографа Казахстана. Первые впечатления зрителей от фильма уже появляются в сети.

Наконец, «Голиаф» — многогранный проект

Это тонкий синтез реалистического и иносказательного кино, жанрового и авторского. В сюжете переплетаются мотивы античных трагедий, библейских сюжетов, основ ислама и трактата Никколо Макиавелли «Государь», позволяющего увидеть в фильме размышления о природе власти и подчинения. Неслучайно место действия фильма — аул Каратас, который является кочующим топосом в творчестве Ержанова, именно здесь происходили события предыдущего проекта автора «Штурм» о террористическом захвате школы.

Смысловая насыщенность дает возможность по-разному интерпретировать сюжет: «Голиаф» — притча и суровая драма, частная история и аллегория на современный мир, порой так похожий на Каратас Ержанова.

В российский прокат фильм выходит 29 сентября, и это шанс начать знакомство с кинематографом Казахстана для тех, кто пока не видел фильмы республики.