ЛОНГРИД

От объекта жалости к двигателю сюжета: как менялась роль детей на экране

Александр Акулиничев
Журналист, литературный и кинокритик, главный редактор сайта Psychologies.ru, автор телеграм-канала «Вижу, слышу, пишу»

Искусство в XXI веке переживает психологический поворот. И проявляется это не только в том, что с экранов и страниц книг зазвучали слова «абьюз», «токсичность», «нарциссизм». Куда важнее, что значимую, активную роль стали играть персонажи, которые прежде выступали скорее фоном. Например — дети. Новый сериал START «Опасная близость» с Елизаветой Боярской выстроен так, что детско-подростковая линия в нем не менее интересна, чем основная. Разбираемся, как кинематограф* пришел к тому, что дети-герои стали столь же важными, как и взрослые.

Дети-объекты и дети-инструменты
В основе драматургии всегда лежал и лежит конфликт. Семейный кризис с самого начала существования кинематографа представлял собой благодатную почву для развертывания разноплановых перипетий. Однако в первые десятилетия истории дети-герои редко играли значимую роль: скорее, их миссией было вызывать жалость и сочувствие зрителя, как в знаменитом «Малыше» Чарли Чаплина (1921).
«Малыш» (1921)
«Малыш» (1921)
«Малыш» (1921)
«Малыш» (1921)
«Малыш» (1921)
«Малыш» (1921)
Сирота, беспризорник, бесправный ученик закрытого учреждения — типичный герой-ребенок вплоть до второй половины 1930-х годов. «Оливер Твист» (1922), «Ноль за поведение» (1933), «Ангелы с грязными лицами» (1938) — у культовых персонажей той эпохи что в советском, что в европейском, что в американском кино зачастую попросту не было семей. Героям приходилось выживать в жестких условиях и стремительно становиться взрослыми, а «нормальные дети в нормальных семьях», как правило, служили фоном, чтобы показать благополучие или, напротив, подсветить мрачность и безысходность.
«Ангелы с грязными лицами» (1938)
«Ангелы с грязными лицами» (1938)
«Ангелы с грязными лицами» (1938)
«Ангелы с грязными лицами» (1938)
«Ангелы с грязными лицами» (1938)
«Ангелы с грязными лицами» (1938)
Пересматривая сегодня довоенное кино любой страны, изумляешься, насколько объективизированы дети. Трудно найти хотя бы один пример, который показывал бы нам, что на самом деле чувствуют мальчики и девочки в период семейного кризиса. Однако когда вспоминаешь, что первый учебник по воспитанию, который стал настольной книгой миллионов родителей, вышел только в 1946-м, все становится на свои места. Но даже эта книга — «Ребенок и уход за ним» Бенджамина Спока — по современным психологическим меркам скорее расчеловечивает детей, нежели подчеркивает их ценность. Лишь после войны многое начинает меняться.
Дети с правом голоса
Детская позиция громко зазвучала в фильмах Италии, Франции, СССР: сначала дети получили хотя бы право высказать свое видение кризисных ситуаций. Однако эпоха 1930–1950-х годов требовала от ребенка скорее как можно раньше занять место взрослого: перед юными героями стояли слишком масштабные вызовы, чтобы оставаться детьми очень долго.
Так, герой «Иванова детства» (1962) примеряет на себя взрослую роль в условиях войны и гибели семьи, а мальчишка Бруно из «Похитителей велосипедов» (1948) вынужденно становится моральной опорой для отца, который готов на преступление ради куска хлеба. В психологии ситуации вроде истории Бруно обычно связывают с парентификацией — нарушением ролей, когда сын оказывается будто бы старше своего отца. Подобное, пусть даже в период кризиса, крайне негативно влияет на психику — не говоря уже о том, что лишает ребенка права на беззаботное детство.
«Иваново детство» (1962)
«Иваново детство» (1962)
«Иваново детство» (1962)
«Иваново детство» (1962)
«Иваново детство» (1962)
«Иваново детство» (1962)
Противоположность такой гиперответственности и парентификации — бунт, порой безрассудный и опасный. Важнейший герой-бунтарь своей киноэпохи — это Антуан Дуанель из «Четырехсот ударов» Франсуа Трюффо (1959). Мать и отчим ругаются по пустякам, и мальчишка, у которого не идет учеба в школе, считает себя виноватым в их несчастье — а потому, получив двойку за сочинение, сбегает из дома и опускается до воровства. Кажется, в этой семье ребенка воспитывали как раз по Споку, а эпоха книги «Французские дети не плюются едой» Памелы Друкерман с ее мягким подходом к воспитанию наступит чуть позже.
«Четыреста ударов» (1959)
«Четыреста ударов» (1959)
«Четыреста ударов» (1959)
«Четыреста ударов» (1959)
«Четыреста ударов» (1959)
«Четыреста ударов» (1959)
Бунтари и «досрочные взрослые» породили один важный кинотренд — фильмы про детей и для детей. Классические советские «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964) и «Сто дней после детства» (1975) выросли как раз из Бруно и Антуана, и сегодня уже нельзя представить себе мир, в котором не существует доброго детского кино. «Манюня» — тоже их наследница.
Дети-субъекты
К 1980-м годам дети на экране не просто получили право голоса, но и стали субъектами: режиссеры и сценаристы увидели в таких героях цель, а не средство. В Голливуде прорыв случился с оскароносным фильмом «Крамер против Крамера» (1979). Он оказался революционным не только потому, что инициатором развода по сюжету была жена (Мерил Стрип) и что мы видим старания и страдания отца-одиночки (Дастин Хоффман), но и потому, что картина великолепно подсвечивает влияние ребенка на течение кризиса. Малыш Билли (Джастин Генри, самый молодой номинант на «Оскар» в истории) долгое время не принимает отца, ссорится с ним, требует вернуть маму. Мальчик не просто фон, а человек, чьи эмоции и переживания столь же важны, как и чувства взрослых.
«Крамер против Крамера» (1979)
«Крамер против Крамера» (1979)
«Крамер против Крамера» (1979)
«Крамер против Крамера» (1979)
«Крамер против Крамера» (1979)
«Крамер против Крамера» (1979)
Из этой прогрессивной гуманистической позиции вырос и большой голливудский феномен, повлиявший на несколько поколений зрителей, в том числе в России. Имя Джона Хьюза — синоним качественного детского кино. Сценарии фильмов «Один дома», «Бетховен», «Кудряшка Сью», «101 далматинец» — то, за что Хьюза ценят российские зрители-миллениалы, чье детство пришлось на 90-е.
На родине же славу он снискал в качестве режиссера тех картин, которые обнажили многочисленные подростковые проблемы: буллинг и чувство оторванности от коллектива, давление матери или отца, отсутствие друзей, проживание родительского развода и ощущение собственной непривлекательности. Вершиной творчества Джона Хьюза стал «Клуб “Завтрак”» (1985), в котором герои-подростки с их метаниями и трудностями абсолютно самоценны. Когда в семье не ладится, кто-то замыкается в себе, кто-то бежит от проблем в учебу или спорт, кто-то бунтует и огрызается — кажется, режиссеру в одном только этом фильме удалось показать все возможные реакции на семейные проблемы.
«Клуб “Завтрак”» (1985)
«Клуб “Завтрак”» (1985)
«Клуб “Завтрак”» (1985)
«Клуб “Завтрак”» (1985)
«Клуб “Завтрак”» (1985)
«Клуб “Завтрак”» (1985)
В СССР в то же время шли похожие кинопроцессы: Ролан Быков снял «Чучело» (1983), Карен Шахназаров — «Курьера» (1986), а Эльдар Рязанов — «Дорогую Елену Сергеевну» (1988). Лена Бессольцева из «Чучела» даже не сразу понимает, что подвергается насмешкам в том числе из-за своей семьи, пытается влиться в новый коллектив и лишь усугубляет ситуацию, поскольку она уже заклеймена как «не такая». Иван Мирошников из «Курьера» скрывает травму от родительского развода за показным пофигизмом и дауншифтерством, которые приведут его к трагедии. Старшеклассники из «Дорогой Елены Сергеевны» — типичные представители поколения с ключом на шее, которые привыкли быть самостоятельными в условиях застоя, но не смогли адаптироваться к эпохе перестройки и, обделенные родительским вниманием, утратили моральные ориентиры.
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
Бунт, пофигизм, выбор в пользу насилия, самонаказание — какой бы стратегии ни придерживались травмированные дети-герои 1980-х годов, они были услышаны и замечены.
Дети — акторы во взрослом кино
Следующая эпоха психологизации в кино пришла на рубеже веков и длится по сей день. Современные сценаристы и режиссеры смотрят не на отдельных «отцов и детей», а — в полном соответствии с актуальным развитием психологии — на семейную систему. Внутри нее важен каждый элемент, и даже самые младшие члены семьи могут активно участвовать в процессах, двигать сюжет и быть инициаторами изменений — как к худшему, так и к лучшему.
Семилетняя Олив, она же «Маленькая мисс Счастье» (2006), запускает внутри большой семьи сложные процессы перераспределения ролей, переосмысления себя и близких. «Я думаю, мы переживем это», — заявляет персонаж Стива Карелла в финале, и в этом присвоении даже неудачного опыта оказывается очень много силы.
«Маленькая мисс Счастье» (2006)
«Маленькая мисс Счастье» (2006)
«Маленькая мисс Счастье» (2006)
«Маленькая мисс Счастье» (2006)
«Маленькая мисс Счастье» (2006)
«Маленькая мисс Счастье» (2006)
Развод родителей, конкурирующих между собой, создает море проблем 16-летнему Уолту (Джесси Айзенберг) в фильме «Кальмар и кит», но именно история парня оказывается терапевтичной для всей расколовшейся семьи — и именно его душевная работа помогает родителям наконец-то окончательно расстаться. А недавний фильм «Солнце мое» (2022) показывает, как момент родительского раскола проживает 11-летняя дочь и как ее видение событий влияет на будущее всей семьи.
«Солнце мое» (2022)
«Солнце мое» (2022)
«Солнце мое» (2022)
«Солнце мое» (2022)
«Солнце мое» (2022)
«Солнце мое» (2022)
Дети становятся акторами, даже авторами семейной истории и в современном российском кино. Фестивальный хит «Лапин» (2024) показывает, как 15-летний мальчишка, вынужденный переехать с матерью в провинцию, постепенно меняет и свое отношение к разводу родителей, и материнское мировосприятие. В сериале «Танго на осколках» (2025) мы наблюдаем за тем, как на переживающую горе мать (Юлия Снигирь) пытаются воздействовать ее дочь и сын, которые тщетно просят ее увидеть и их проблемы.
А в новом сериале START «Опасная близость» роль детей еще больше: 16-летняя Соня (Маргарита Силаева) ищет способы отомстить папе, предавшему ее и мать, а 10-летний Илья (Максим Матузный) с его очевидными нейроотличиями провоцирует отца раскрываться и меняться — но, увы, не к лучшему. Герои-дети в этой картине переживают шок от того, как рушатся их миры, и пытаются хотя бы в какой-то степени взять дело в свои руки — чем очень сильно воздействуют на решения и поступки взрослых.
«Опасная близость» (сериал, 2025)
«Опасная близость» (сериал, 2025)
«Опасная близость» (сериал, 2025)
«Опасная близость» (сериал, 2025)
«Опасная близость» (сериал, 2025)
«Опасная близость» (сериал, 2025)
Дети не объекты умиления или жалости, не инструменты для запуска сюжетных механизмов и не обязательный фон, они полноправные части большой семейной системы — даже, и особенно, в моменты, когда она дает сбой. Наблюдать за такими историями интересно — потому что они очень похожи на правду.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.