Журналист (экс-редактор GQ Russia, Playboy Russia)
Сегодня на волне успеха «Жизы» они гуляют по летней Москве, размышляют о будущем и осязают настоящее. Я встретился с ними в «Ровеснике», где показывали первую серию «Новеньких», а диджейка Лиза Михалева встала за вертушки и конкретно прокачала пространство.
Вместе с Максом и Сашей мы поговорили, каково быть молодыми актерами, почему российские режиссеры не привыкли работать с детьми и с какими страхами сталкиваются люди в профессии. Ну, и да, не обошлось без концептуальной съемки на айфон (в лучших традициях журнальных интервью).
Вы оба говорите, что хотите полностью связать жизнь с актерской профессией. Что это значит? Получается, с этого момента вы перечеркиваете все другие возможные пути?
Макс: Понимаешь, это то дело, ради которого ты готов тратить дни, недели, бессонные ночи. Еще за это деньги получаешь. Я на своем опыте заметил, что ты сначала месяца два подряд снимаешься, а потом говоришь: «Я устал». Наступает перерыв, и тебя уже через две недели ломает из-за того, что ты не находишься на съемочной площадке. У тебя ломка начинается, что нет этих всех людей!
Саша: Короткий метр! Дайте что-нибудь!
Интересно, какая еще профессия делает тебя таким одержимым.
Саша: Как-то раз я снимался с одним крутым артистом, и он сказал, что выбрав профессию актера, ты попробуешь все другие профессии. Ты можешь сыграть и летчика, и сантехника, и всех остальных.
Макс: Я еще хочу пожаловаться, что большинство режиссеров просто не работает с детьми. Тебе дают какие-то базовые задачи – тут надо посмеяться, там улыбнуться. Как оказывается, когда приходишь уже в более старшем возрасте, режиссеры думают: «Вот этот повзрослее, он наверно что-то понимает». И тогда тебе начинают рассказывать не только о внешних процессах, но и внутренних.
Саша: Режиссер говорит тебе, что здесь ты радостный, а ты спрашиваешь: «Почему я испытываю радость?». Ты сам начинаешь думать над этим, работаешь над ролью, все для себя оправдываешь. В детском возрасте тебе просто говорят: «Улыбнись».
Макс: Поэтому ты не можешь относиться к этому, как к работе. К тебе не приходят мысли: «Я работаю, я на работе».
Это больше похоже на второстепенные роли. Есть же дети на главных ролях, которые отыгрывают серьезные вещи.
Макс: Это какое кино, например?
Ну а как же Пуговка из «Папиных дочек»?
Макс: Во-первых, это жанровая история, ситком. Не хочу никого обижать, но, мне кажется, там достаточно мало внутренней работы. Это, наоборот, играется легко, без внутреннего напряжения, чтобы зритель смотрел и улыбался. Там другие цели.
Саша: Там особо нет ситуаций. У нас в сериале «Жиза» есть ситуации, над которыми стоит подумать, принять.
Макс: Прям загнаться даже.
Саша: А в «Папиных дочках» ты просто смотришь и такой: «Египетская сила».
Насколько реальной вам казалась перспектива стать актерами? Были ли вообще сомнения в том, что это получится?
Макс: Мне кажется актерская профессия – это максимальная случайность.
Саша: Совпадение, стечение обстоятельств и, конечно же, скилл. Трудолюбивость – это очень важно.
Макс: Если актер не хочет работать, ему нечего здесь делать. Его просто выплюнет индустрия.
Саша: Я не задавался вопросом, насколько это реально. Я понимал, что реально все. Тем более, когда ты маленький, у тебя поле непаханное, много, чего можно попробовать. Так почему бы и нет? Как-то же люди попадают в кино, и я попаду.
Макс: Еще театральный институт дает тебе прыжок в профессию. Куча знакомств – это самое главное.
В связи с тем, что все это во многом случайность, не было ли такого, что вы ощущали себя самозванцами?
Макс: Санек, ты самозванец? Как говорил Мастер Угвей из «Кунг-фу Панды» – случайности не случайны.
Саша: У меня было немножко другое. Меня «Жиза» сильно сподвигла пойти учиться на актерское именно в институт. Потому что я очутился среди ребят, которые очень хорошо знают, что делать. Я снимался с Максом, Гришей Верником и видел, насколько хорошо на них повлиял институт. У них есть школа, они ничего не стесняются. Я понял, что мне этого не хватает и поэтому пошел учиться. Это лишь чуть-чуть синдром самозванца.
Макс: Я просто в этом направлении никогда не думал. Одно дело, если бы мне выпал шанс, и я им не воспользовался. Я уверен, что что-то заслужил точно.
Саша: Конечно, опыт, который приходит с практикой, я назову самым удачным. Но без основ двигаться далеко и надолго невозможно.
Какие это основы?
Макс: Во-первых, обязательно нужно верить во все, что делаешь. На сцене, в кадре. Ты обязательно должен каждое действие твоего персонажа оправдать для себя. Вообще есть разные школы. Одна – когда ты все пропускаешь через свою призму и играешь разные краски себя, а есть, когда ты отдельного человека создаешь внутри. Это уже сложнее чисто психологически.
С какими страхами вы сталкиваетесь в процессе?
Саша: Артист, который стоит за кулисами перед своим выступлением и не волнуется – не артист. Многие так говорят.
Макс: Страхи всегда присутствуют. Наверное ты ни одного актера не встретишь, который выйдет после какой-нибудь премьеры, и на вопрос: «Все ли тебе понравилось?», скажет: «Да!». Всегда есть самокопание. Есть страх, что не получится.
Саша: Мы с Максом уже раз пять смотрели первую серию «Жизы», потому что постоянно где-то ее показываем. В какой-то момент ты сидишь и думаешь: «Блин, почему же я так плохо сыграл?». Можно было лучше! Из таких моментов складываются небольшие страхи, но это часть работы над собой.
Макс: У меня полный институт ребят со страхами, потому что у них опыта до этого не было. Они в институт попали и только начинают свой путь. Это еще максимально нестабильное ремесло. Завтра тебя снимают, а послезавтра ты никому не нужен.
Саша: Поэтому актеры уходят в блогеры. Или блогеры в актеры.
Это кто такие?
Саша: Я.
Ладно, подпишусь. А как на вас смотрят одногруппники?
Саша: Меня сегодня добавили в чат мастерской моего курса и девчонка-староста пишет: «Мне только что скинули твой номер, у меня фотография отобразилась в телеграме, а я сижу и смотрю сериал с тобой».
Макс: Я сейчас перешел на третий курс, и мне ребята по секрету сказали, что когда я только поступил, все думали, что у меня звездная болезнь. Но к третьему курсу мы уже разобщались.
Получается, когда именно вы зазвездились?
Макс: Не было такого. Знать себе цену и зазвездиться – это разные вещи.
Саша: Согласен, разные, но иногда бывает, что пипец какая работа вышла, и ты сам себе нравишься. К тебе подходят фоткаться подписчики, девчонки. В эти моменты бывает такое, но у меня есть команда, родители, которые это вовремя замечают и говорят: «Новиков, ты что вообще? Приземлись!». Не скажу, что я часто звезжусь, но раза два-три мне говорили: «Притормози, ты все еще чувак из “Ералаша”».
Макс: Я себя в основном недооцениваю. Недавно мы отдыхали с Сашей, ко мне подошли сфоткаться, на что я ответил: «Со мной? Вы уверены?».
Саша: Я просто за пять минут до этого кричал: «Смотрите, это Макс Сапрыкин! Он снимался в “Жизе”».
В итоге оправдываются ожидания от процесса и результата?
Саша: Конечно, Макс потратил очень много эмоций на съемках сериала «Жиза», и я видел, как старался он, режиссер и другие ребята. Когда занимаешься делом не просто, чтобы выпустить «сериальчик», а дорожишь материалом, прорабатываешь героя, режиссеры прорабатывают кадр, и сюжетная линия держится, ты получаешь результат. Это как отдать свои эмоции в кредит под проценты – они потом возвращаются тебе.
Хорошо сказано! А в чем ожидания заключаются?
Макс: Чтобы людей трогало. Мы немножко неприятные люди, наверное, энергетические вампиры. Если человек получает любые эмоции — позитивные или негативные — мы этим подпитываемся.
Есть ли во всем этом амбиция стать народными героями?
Макс: У нас профессия такая. У нас без общественного признания тяжело понять, куда ты двигаешься.
Ну вы жаждете этого?
Саша: Я не скажу, что прям жажду этого. Нужно медленно и верно идти своей дорогой. Ставить себе цели. Но в перспективе хотелось бы, чтобы в кино ты был очень знаменит, но не попсов.
А кто знаменит и не попсов?
Саша: Гриша Верник.
Макс: Я не знаю, Борисов опопсел? Или нет? А нет, я вспомнил! Валя Ляпина! Это легенда.
А Саша Петров?
Макс: Его все обвиняют в том, что он виноватый, везде одинаковый. Но, мне кажется, ему просто предлагали работы, где он одинаковый. Это не его проблема. Просто видят, что Петров с этой ролью справляется отлично. Давайте его возьмем.
Не кажется ли вам, что наша индустрия постоянно эксплуатирует один и тот же образ актера и не дает ему пространство для разворота?
Саша: Страшный сон, когда за актером закрепился один образ.
Макс: У нас просто продюсерское кино. У нас делают фильмы, чтобы они окупились. Зачем искать нового актера, если ты знаешь, что на популярного пойдут люди? Зачем рисковать?
Саша: Можно же взять Макса Сапрыкина.
Макс: Можно же взять меня, конечно.
А есть ли у вас ролевые модели в кино? На кого-то вы ориентируетесь?
Саша: Я не люблю на кого-то ориентироваться, я люблю создавать себя.
Макс: Крутых актеров куча, но повторять за кем-то — нет. Суть актерской профессии — постоянно смотреть и у кого-то что-то воровать. Потом у тебя создается что-то целиком твое.
Как вы думаете, актерами рождаются или становятся?
Макс: Я отвечу, что рождаются. Я согласен, что мне просто повезло таким родиться.
Саша: Таким скромным.
Макс: Я до сих пор не понимаю, как актерскому мастерству можно научить. Либо есть это у человека, либо нет. Возьмешь ли ты любого человека с улицы и сделаешь из него актера? При этом нужно еще безумную работу проделать. Как и везде.
Как думаете, что будет дальше?
Саша: Сейчас хорошая тенденция — на молодых актеров начали обращать внимание.
Макс: Также появляются молодые режиссеры, операторы. Очень много молодежи поперло. Это круто.
Саша: Я очень радуюсь, когда приходят любые пробы. Последнее время все, что приходит, мне очень нравится. Три года назад были другие обстоятельства. Сейчас наше кино на подъеме и в моменте, когда оно либо шагнет намного вверх, либо останется на том же уровне.
Макс: У нас люди научились создавать, а не брать что-то готовое.
Ну а ваше место во всем этом?
Саша: Надеемся, что сможем устояться.
Макс: Нет, почему устояться? Надо выше, Санек, ты что?
Саша: Нет, я имею в виду устояться на пике!
Макс: На какой пике?