ЛОНГРИД

Разводы, преграды и дети без родителей: семья глазами современных кинематографистов

Тимур Алиев
Автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости», кинокритик, психолог, выпускник Школы кино и телевидения «Индустрия»

В Великом Новгороде завершился фестиваль молодого кино «Новое движение», где показывали свежие ленты российских кинематографистов. Как ни странно, в центре большей части программы была семья. Разбираем, из каких трендов складываются современные фильмы на эту тему, — на примере конкурса «Нового движения» и других отечественных картин.*

Герои-бунтари
Один из сюжетообразующих бустов семейного кино — социально неодобряемое поведение главных персонажей. Их сопротивление нормам или благоприятному образу жизни проявляется в разных формах. Герой фильма «Мох», показанного на фестивале «Новое движение», Никита (Никита Лохматов), к примеру, стремится скрыться вдали от суеты мегаполиса. Парень бегает по лесу, собирает мох, хоронит насекомых — словом, пытается настроиться на единение с природой. Этому крайне не рад его отец: он намеревается продать дачу, где обитает сын. Примирению с родственниками Никита выбирает побег в лесную чащу, уход в неизвестность.
«Мох» (2024)
«Мох» (2024)
«Мох» (2024)
«Мох» (2024)
Варя (Евгения Бурмака) в фильме «Лиссабон», также представленного на фестивале, хочет улететь на стажировку в другую страну — лишь бы оказаться подальше от семейных проблем. Ее брат Ваня (Степан Харченко), напротив, замыкается в себе: ранимый и эмоциональный парень пускается во все тяжкие юношеского максимализма. Что угодно, лишь бы — в отличие от сестры — привлечь внимание родителей.
«Лиссабон» (2023)
«Лиссабон» (2023)
«Лиссабон» (2023)
На бунтарстве и хаосе во многом строится сюжет картин. Если бы такой формы поведения не было задумано в сценарии, ритм повествования был бы куда менее динамичен. Действие бы просто не развивалось или как минимум протекало бы с большим трудом, не позволяя характерам героев раскрыться и не показывая их в разных обстоятельствах.
Развод и распад
Еще один маркер российского семейного кино — распад ячейки общества. Это, к слову, не новое веяние и даже не национальное. На фундаменте разводов построен не один десяток сюжетов и в Голливуде («Крамер против Крамера»), и в Европе («Сцены из супружеской жизни»), и в Азии («Развод Надера и Симин»). По совокупности историй в отечественных картинах можно допустить, что развод остается в тренде у российских кинематографистов и сегодня.
«Сцены из супружеской жизни» (сериал, 2021)
«Сцены из супружеской жизни» (сериал, 2021)
«Сцены из супружеской жизни» (сериал, 2021)
«Сцены из супружеской жизни» (сериал, 2021)
«Сцены из супружеской жизни» (сериал, 2021)
«Сцены из супружеской жизни» (сериал, 2021)
Главные герои комедийной драмы «7 дней, 7 ночей» — Ольга (Зоя Бербер) и Сергей (Сергей Марин). Между молодыми родителями возникают разногласия, которые, кажется, невозможно преодолеть. Но все решаемо, когда есть любовь и смекалистые детишки. Дочь Настя (София Петрова) собирает деньги, чтобы отправиться с семьей в Армению: туда же летит ее отец, но по работе. Впереди много приключений. Проходя их бок о бок, Ольга и Сергей поймут, что способны преодолеть любые невзгоды и остаться нерушимой ячейкой общества.
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
В мелодраме «Вы меня видели?», показанной на фестивале «Новое движение», на первый взгляд целостная семья — мама Вера (Светлана Иванова), папа Андрей (Никита Ефремов) и их дочь-подросток Настя (Виктория Луканова). Довольно быстро выясняется, что в доме у них нет ни доверия, ни взаимопонимания. Вера одержима поисками младшей дочери Лены (Елизавета Писаренко), которая пропала несколько лет назад. Женщину терзает боль и травматичная для всех родных вера, что ребенок до сих пор жив. Непонимание, как жить дальше, повсеместный обман родственников и неумение проработать горе утраты подталкивают эту семью к распаду.
«Вы меня видели?» (2024)
«Вы меня видели?» (2024)
«Вы меня видели?» (2024)
«Вы меня видели?» (2024)
«Вы меня видели?» (2024)
Без мамы и папы
Все чаще в российском кино появляются форматы семей, где мама и папа вообще отсутствуют. Опять-таки — по самым разным причинам. В остросоциальной драме «Мы жили счастливо», показанной на фестивале, 16-летний Алеша (Владислав Улитин) растет под присмотром 83-летней бабушки (Валентина Грачева). Будучи арестованным по подозрению в экстремизме, парень оказывается в СИЗО, а бабуле приходится разбираться, в чем обвиняют внука. Здесь-то мы и обнаруживаем, что воспитанием она занимается вынужденно: отец пропал, мать лежит в психиатрической лечебнице.
«Мы жили счастливо» (2023)
«Мы жили счастливо» (2023)
«Мы жили счастливо» (2023)
В семейной комедии «Манюня: Приключения в Москве», расширяющей одноименную франшизу по мотивам произведения Наринэ Абгарян, для главных героинь основным взрослым в повествовании является Ба (Джульетта Степанян), она же Роза Иосифовна Шац, которая сопровождает Манюню, Наринэ и Карину во время поездки в Москву.
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
Сюжетным драйвером в картинах, выстроенных подобным образом, становится либо диалог поколений, либо поиск внимания со стороны взрослых. Например, в «Мы жили счастливо» бабушка погружается в мир интернет-терминологии и судебно-правовой системы РФ. Помогают ей в этом одноклассники внука и молодой преподаватель на курсах компьютерной грамотности.
В «Манюня: Приключения в Москве» героини придумывают целый мир, сотканный из допущений, интриг и опасностей, которые подстерегают на каждом шагу. Все ради того, чтобы в конце появились взрослые и сгладили острые углы, трансформировав серьезную неурядицу в обыкновенное бытовое происшествие.
50 % семьи
В иных случаях сюжет предполагает вполне осознанное исчезновение одного из родителей. В драме Вениамина Ильясова «Эра», показанном на фестивале, мать, имя которой отсылает к названию радиоприемника (Марианна Шульц), в одиночку воспитывает сына-инвалида Андрея (Геннадий Блинов). Судьба возможного отца (Жан Даниэль) неоднозначна: он, судя по всему, представитель творческой богемы, витающий в облаках. Появляясь в одной-единственной сцене, мужчина обещает дать деньги на содержание ребенка, но так этого и не делает. Оставшаяся часть фильма посвящена попыткам Эры встретить «принца», который, помимо прочего, будет надежной опорой и для нее, и для сына.
«Эра» (2023)
«Эра» (2023)
«Эра» (2023)
«Эра» (2023)
В приключенческой истории Татьяны Колгановой «Мухадракон», также представленной на фестивале «Новое движение», неполная семья представлена в двух вариациях. С одной стороны, главного героя Лешу (Всеволод Клименок) в одиночку воспитывает мать (Ирина Пегова). Уход отца (Михаил Трухин) объясняется лаконично: он завел любовницу, которая родила двух детей. Мужчина продолжает общаться с мальчиком, но уже холодно и ограниченно по времени.
«Мухадракон» (2024)
«Мухадракон» (2024)
«Мухадракон» (2024)
С другой стороны, персонаж Лизы (Адель Гудаускас) воспитывается в «полной» семье образца 2000-х: бабушка и ее подруга, круглыми сутками пребывающая в гостях. Мама девочки уехала в Америку: у нее новый мужчина, она собирается рожать в Штатах. Лиза очень скучает по маме, делится этим с одноклассниками, и те решают заработать денег, чтобы купить ей билет в Америку.
В обоих фильмах отсутствие одного из родителей поначалу становится предметом буллинга подростков, а впоследствии — главной драматической коллизией картины. Персонаж Геннадия Блинова, наблюдая за терзаниями матери, жаждущей научиться жить по-настоящему, приходит к довольно радикальному методу разрешения проблемы. Подростки из «Мухадракона», напротив, перестают искать, чем заполнить пустоту на месте отсутствующих родителей, — они находят опору и поддержку друг в друге.
Не менее интересный пример кино с 50 % семьи на экране — «Батя» Дмитрия Ефимовича о процессе воспитания «настоящего мужчины» отцом (Владимир Вдовиченков), закаленным перестройкой и лихими девяностыми. В кадре суровая юность из политических газет и надгробий на кладбище, полное отсутствие нежности и исчезновение из семьи матери: страна изменилась, муж топил в алкоголе непонимание того, как жить в новой реальности, и жена в итоге не выдержала. Редкий случай для отечественного кино — репрезентация отца-одиночки, на которого целиком и полностью опирается сын. Более распространенный вариант в современных российских фильмах — когда ребенок растет только с матерью.
«Батя» (2021)
«Батя» (2021)
«Батя» (2021)
«Батя» (2021)
«Батя» (2021)
«Батя» (2021)
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.