Герои-бунтари
Один из сюжетообразующих бустов семейного кино — социально неодобряемое поведение главных персонажей. Их сопротивление нормам или благоприятному образу жизни проявляется в разных формах. Герой фильма «Мох», показанного на фестивале «Новое движение», Никита (Никита Лохматов), к примеру, стремится скрыться вдали от суеты мегаполиса. Парень бегает по лесу, собирает мох, хоронит насекомых — словом, пытается настроиться на единение с природой. Этому крайне не рад его отец: он намеревается продать дачу, где обитает сын. Примирению с родственниками Никита выбирает побег в лесную чащу, уход в неизвестность.
Варя (Евгения Бурмака) в фильме «Лиссабон», также представленного на фестивале, хочет улететь на стажировку в другую страну — лишь бы оказаться подальше от семейных проблем. Ее брат Ваня (Степан Харченко), напротив, замыкается в себе: ранимый и эмоциональный парень пускается во все тяжкие юношеского максимализма. Что угодно, лишь бы — в отличие от сестры — привлечь внимание родителей.
На бунтарстве и хаосе во многом строится сюжет картин. Если бы такой формы поведения не было задумано в сценарии, ритм повествования был бы куда менее динамичен. Действие бы просто не развивалось или как минимум протекало бы с большим трудом, не позволяя характерам героев раскрыться и не показывая их в разных обстоятельствах.
Развод и распад
Еще один маркер российского семейного кино — распад ячейки общества. Это, к слову, не новое веяние и даже не национальное. На фундаменте разводов построен не один десяток сюжетов и в Голливуде («Крамер против Крамера»), и в Европе («Сцены из супружеской жизни»), и в Азии («Развод Надера и Симин»). По совокупности историй в отечественных картинах можно допустить, что развод остается в тренде у российских кинематографистов и сегодня.
Главные герои комедийной драмы «7 дней, 7 ночей» — Ольга (Зоя Бербер) и Сергей (Сергей Марин). Между молодыми родителями возникают разногласия, которые, кажется, невозможно преодолеть. Но все решаемо, когда есть любовь и смекалистые детишки. Дочь Настя (София Петрова) собирает деньги, чтобы отправиться с семьей в Армению: туда же летит ее отец, но по работе. Впереди много приключений. Проходя их бок о бок, Ольга и Сергей поймут, что способны преодолеть любые невзгоды и остаться нерушимой ячейкой общества.
В мелодраме «Вы меня видели?», показанной на фестивале «Новое движение», на первый взгляд целостная семья — мама Вера (Светлана Иванова), папа Андрей (Никита Ефремов) и их дочь-подросток Настя (Виктория Луканова). Довольно быстро выясняется, что в доме у них нет ни доверия, ни взаимопонимания. Вера одержима поисками младшей дочери Лены (Елизавета Писаренко), которая пропала несколько лет назад. Женщину терзает боль и травматичная для всех родных вера, что ребенок до сих пор жив. Непонимание, как жить дальше, повсеместный обман родственников и неумение проработать горе утраты подталкивают эту семью к распаду.
Без мамы и папы
Все чаще в российском кино появляются форматы семей, где мама и папа вообще отсутствуют. Опять-таки — по самым разным причинам. В остросоциальной драме «Мы жили счастливо», показанной на фестивале, 16-летний Алеша (Владислав Улитин) растет под присмотром 83-летней бабушки (Валентина Грачева). Будучи арестованным по подозрению в экстремизме, парень оказывается в СИЗО, а бабуле приходится разбираться, в чем обвиняют внука. Здесь-то мы и обнаруживаем, что воспитанием она занимается вынужденно: отец пропал, мать лежит в психиатрической лечебнице.
В семейной комедии «Манюня: Приключения в Москве», расширяющей одноименную франшизу по мотивам произведения Наринэ Абгарян, для главных героинь основным взрослым в повествовании является Ба (Джульетта Степанян), она же Роза Иосифовна Шац, которая сопровождает Манюню, Наринэ и Карину во время поездки в Москву.
Сюжетным драйвером в картинах, выстроенных подобным образом, становится либо диалог поколений, либо поиск внимания со стороны взрослых. Например, в «Мы жили счастливо» бабушка погружается в мир интернет-терминологии и судебно-правовой системы РФ. Помогают ей в этом одноклассники внука и молодой преподаватель на курсах компьютерной грамотности.
В «Манюня: Приключения в Москве» героини придумывают целый мир, сотканный из допущений, интриг и опасностей, которые подстерегают на каждом шагу. Все ради того, чтобы в конце появились взрослые и сгладили острые углы, трансформировав серьезную неурядицу в обыкновенное бытовое происшествие.
50 % семьи
В иных случаях сюжет предполагает вполне осознанное исчезновение одного из родителей. В драме Вениамина Ильясова «Эра», показанном на фестивале, мать, имя которой отсылает к названию радиоприемника (Марианна Шульц), в одиночку воспитывает сына-инвалида Андрея (Геннадий Блинов). Судьба возможного отца (Жан Даниэль) неоднозначна: он, судя по всему, представитель творческой богемы, витающий в облаках. Появляясь в одной-единственной сцене, мужчина обещает дать деньги на содержание ребенка, но так этого и не делает. Оставшаяся часть фильма посвящена попыткам Эры встретить «принца», который, помимо прочего, будет надежной опорой и для нее, и для сына.
В приключенческой истории Татьяны Колгановой «Мухадракон», также представленной на фестивале «Новое движение», неполная семья представлена в двух вариациях. С одной стороны, главного героя Лешу (Всеволод Клименок) в одиночку воспитывает мать (Ирина Пегова). Уход отца (Михаил Трухин) объясняется лаконично: он завел любовницу, которая родила двух детей. Мужчина продолжает общаться с мальчиком, но уже холодно и ограниченно по времени.
С другой стороны, персонаж Лизы (Адель Гудаускас) воспитывается в «полной» семье образца 2000-х: бабушка и ее подруга, круглыми сутками пребывающая в гостях. Мама девочки уехала в Америку: у нее новый мужчина, она собирается рожать в Штатах. Лиза очень скучает по маме, делится этим с одноклассниками, и те решают заработать денег, чтобы купить ей билет в Америку.
В обоих фильмах отсутствие одного из родителей поначалу становится предметом буллинга подростков, а впоследствии — главной драматической коллизией картины. Персонаж Геннадия Блинова, наблюдая за терзаниями матери, жаждущей научиться жить по-настоящему, приходит к довольно радикальному методу разрешения проблемы. Подростки из «Мухадракона», напротив, перестают искать, чем заполнить пустоту на месте отсутствующих родителей, — они находят опору и поддержку друг в друге.
Не менее интересный пример кино с 50 % семьи на экране — «Батя» Дмитрия Ефимовича о процессе воспитания «настоящего мужчины» отцом (Владимир Вдовиченков), закаленным перестройкой и лихими девяностыми. В кадре суровая юность из политических газет и надгробий на кладбище, полное отсутствие нежности и исчезновение из семьи матери: страна изменилась, муж топил в алкоголе непонимание того, как жить в новой реальности, и жена в итоге не выдержала. Редкий случай для отечественного кино — репрезентация отца-одиночки, на которого целиком и полностью опирается сын. Более распространенный вариант в современных российских фильмах — когда ребенок растет только с матерью.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.