ПОДБОРКА

Держаться корней: 6 советских актеров и актрис еврейского происхождения

Еврейская тема была не самой популярной в советском кино. Это неудивительно. Официально антисемитизм осуждался, но для представителей древней национальности часто был закрыт доступ к значимым профессиям и должностям. Сегодня говорим о талантливых артистах, которые сумели пробиться через преграды, обрести славу и любовь зрителей.

Зиновий Гердт

Зиновий Гердт, он же Зяма, он же Залман Афроимович Храпинович, родился за год до Великой Октябрьской революции в уездном городке под Витебском. Сын коммивояжера учился в еврейской школе и даже писал стихи на идише. В 16 переехал в столицу, где осваивал профессию слесаря и играл в театре рабочей молодежи. Вскоре любовь к сцене победила. До войны актер успел поработать в нескольких труппах, а в июне 1941-го ушел добровольцем на фронт. Залман был тяжело ранен под Харьковом и только чудом не потерял ногу. Бывало, он шутил по поводу своего недостатка — можно сказать, хромота стала фирменной чертой артиста. Прежде чем познакомиться с многогранным драматическим талантом ветерана, зрители СССР полюбили Гердта за тембр. Он озвучивал голливудских злодеев и французских авантюристов, даже советский король Лир (Юри Ярвет) говорит его голосом. Зяма начал сниматься в 1958-м. Десять лет и девять ролей спустя на экраны вышел «Золотой теленок».

Сын лейтенанта Шмидта Михаил Самуэлевич Паниковский — противоречивый и обезоруживающий персонаж, который захватил внимание зрителей наравне с образами признанных мастеров кино Сергеем Юрским, Леонидом Куравлевым и Евгением Евстигнеевым. И предложения полились рекой. Исполнитель ярких второстепенных и преимущественно комических ролей обладал невероятной работоспособностью. В лучший год он успевал сняться в десятке проектов. Актер не скрывал национальную принадлежность. Напротив, в кино он использовал врожденную органику на полную мощь. Гердт стал самым выразительным евреем экрана. Наиболее ярко этот образ воплотился в мюзикле «Биндюжник и Король» по «Одесским рассказам» Исаака Бабеля.

Фаина Раневская

Фаина Раневская — легенда советского кино, звезда эпизодов, которой благоволил Сталин. При этом актриса не признавала авторитетов, кроме таланта, «троллила» сотрудников комитета госбезопасности и вошла в историю как автор множества безжалостных афоризмов. Ее 32-летняя карьера в кино началась на излете эпохи великого немого, а закончилась на заре застоя. Поклонники комедийного таланта Раневской сожалеют о том, что экран не дал ей до конца раскрыться. Театр был куда благосклоннее к своей верной служительнице, но и их отношения сложились далеко не сразу. Дочь состоятельного еврея Гирша Фельдмана появилась на свет в 1896 году в Таганроге. Разделяя общую родину с Антоном Чеховым, Фаина довольно рано поняла, что хочет связать свою жизнь со сценой. Чтобы осуществить мечту, будущая артистка, поссорившись с родителями, переехала в Москву. В столице таганроженка не нашла постоянную работу, зато познакомилась с Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским.

Раневская (творческую фамилию артистка позаимствовала у главной героини чеховского «Вишневого сада») отправилась на покорение провинциальных подмостков. Она играла в Крыму и Азербайджане, Архангельске и Смоленске и только в 1930-х вернулась в Москву. Актриса служила в разных театрах и снималась в кино. Роль Лели из «Подкидыша» сделала Раневскую знаменитой. Впрочем, звездная болезнь исполнительнице не грозила. Она была требовательна к себе и миру, не боялась никого и ничего. Сильная женщина не прощала бездарности и всегда вставала на сторону тех, кого травили. Раневскую помнят как великую актрису и отважного человека.

Галина Волчек

Охотница за импортом в «Берегись автомобиля», одногруппница Бузыкина в «Осеннем марафоне», волчица в сказке «Про Красную Шапочку» — самые яркие и незабываемые образы Галины Волчек в кино. Впрочем, личность Волчек куда масштабнее ее ролей. Она стояла у истоков «Современника», который и стал главным делом ее жизни: была актрисой, главным режиссером и художественным руководителем театра. Будущая железная леди советской и российской сцены родилась в кинематографической семье. Ее мать Вера Маймина была сценаристкой, а отец, оператор и режиссер, застал эпоху немого кино. Борис Волчек снял картины «Пышка», «Ленин в Октябре» и «Белый Клык». Он надеялся, что дочь окончит литинститут, но Галя поступила в Школу-студию МХАТ. Студентке необычайно повезло с однокурсниками: во время учебы она познакомилась с Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Игорем Квашой и Евгением Евстигнеевым. Ефремов возглавил «Современник», а Евстигнеев стал ее первым мужем. Семейный союз коллег-соратников продержался девять лет, но и после развода артисты продолжали плодотворно сотрудничать на театральной сцене. Второй брак с ученым Марком Абелевым тоже не выдержал испытания временем. Главным партнером в жизни Волчек всегда был театр.

Валентин Гафт

Валентин Гафт — талантливый советский и российский артист со сложным характером и яркой творческой судьбой. Сыну прокурора и домохозяйки было 10 лет, когда он побывал на спектакле по пьесе Сергея Михалкова «Особое задание». Это событие определило планы мальчика на жизнь. В школьные годы Гафт играл на любительской сцене, а ближе к выпуску задумался о поступлении в театральный вуз. Накануне экзамена будущий актер случайно увидел Сергея Столярова и, набравшись смелости, попросил у кумира несколько профессиональных советов. Исполнитель роли Садко не отказал и помог абитуриенту подготовиться. После окончания Школы-студии МХАТ Гафт долго не мог найти свой театр, пока не пришел в «Современник», на сцене которого блистал до глубокой старости. Несмотря на выразительную внешность, всенародная слава пришла к артисту в 44 года. Гафт начал сниматься в кино еще в институте, но звездой стал после выхода «Гаража» Эльдара Рязанова. Председатель правления гаражного кооператива Сидорин покорил сердца зрителей, и больше Гафту не предлагали незаметных ролей. Кстати, король лирической комедии Рязанов еще пять раз приглашал актера в свои проекты, и каждый раз исполнителю удавалось показать новую грань своего таланта. Гафт не только выдающийся артист, но и автор эпиграмм на коллег по цеху. Эти едкие четверостишия набирают сотни тысяч просмотров на YouTube, делая своих адресатов бессмертными.

Элина Быстрицкая

Дочь эпидемиолога и поварихи Элина Быстрицкая с детства мечтала стать актрисой, хотя отец настаивал, чтобы дочь работала врачом. Вмешалась Великая Отечественная война. Во время эвакуации 13-летняя Элина окончила медицинские курсы, работала санитаркой. После войны поступила в фельдшерско-акушерскую школу. Казалось, мечта ее отца Авраама Пейсаховича сбылась, но Быстрицкая продолжала грезить о сцене. В качестве компромисса родители разрешили получить филологическое образование, но куда больше учебы девушку интересовали в институте балетный класс и занятия вокалом. В итоге Элина всё же поступила в Киевский институт театрального искусства. После его окончания три года работала по специальности в Вильнюсе, затем почти полвека служила в Малом театре в Москве. Кинематографическая карьера Быстрицкой была непродолжительной, но яркой. Вышедший в 1958 «Тихий Дон» сделал исполнительницу роли Аксиньи всенародной любимицей. Образ дерзкой, любящей и своенравной казачки закрепился за Быстрицкой навсегда. Однако после триумфа актриса больше не получала ролей подобного масштаба. Снявшись еще в шести картинах разной степени популярности, Быстрицкая попрощалась с кино. Она еще дважды возвращалась на советские экраны — в перестройку и в начале нулевых, но заметных ролей не сыграла.

Роман Карцев

Папа — футболист, мама — коммунист. Так о своих родителях говорил мастер советской и российской эстрады Роман Карцев, получивший при рождении фамилию Кац. Его отец Аншель Зельманович до войны играл за сборную Тирасполя, а после фронтового ранения переквалифицировался в футбольного тренера и судью. Мать Сура-Лея Рувиновна совмещала должность технического контролера на обувной фабрике с работой секретарем в парторганизации. Дед будущего артиста вел службы в синагоге, а бабушка продавала пирожки на Привозе. Кацы говорили между собой на идише. Роман рос в послевоенной Одессе, которая была веселым, но опасным местом. В городе, где бесчинствуют многочисленные банды, жизнь и здоровье стоили недорого. Лишь талант к лицедейству позволил будущему актеру ходить по родному району без опаски. Представители криминальной изнанки города не трогали Ромку-артиста, выступающего в клубе порта. После окончания школы звезда драмкружка устроился на швейную фабрику и параллельно играл на любительской сцене. В 21 год актер попал в труппу студенческого театра «Парнас», где произошли судьбоносные встречи с Виктором Ильченко и Михаилом Жванецким. Первый стал верным напарником, второй — главным автором в репертуаре артиста. Уже через пару лет одессит переехал в Ленинград и присоединился к труппе Аркадия Райкина. Король эстрады посоветовал артисту сменить фамилию, после чего Карцев и Ильченко начали путь к успеху и всенародной славе. Дуэт и их выдающийся автор познакомили советских зрителей с неподражаемым одесским юмором, а миниатюры про раков и склад по-прежнему актуальны. Творчество Романа Аншелевича не ограничивается комедийными репризами. С конца 1970-х годов актер регулярно появлялся в эпизодах проектов Одесской киностудии, а во время перестройки сыграл Швондера в «Собачьем сердце». Роль всей жизни едва ли не затмила остальные сценические достижения Карцева. Впрочем, его сердце до самого конца безраздельно принадлежало эстраде.

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно