Киножурналист, обозреватель в Geekster, автор в Дзен-канале о кино
Начнем с легендарной троицы — Труса, Балбеса и Бывалого. Каждый участник этого звездного трио был популярен в СССР, но если актеры были задействованы в картине одновременно, то не возникало сомнений, что фильм станет народным. Впервые Трус, Балбес и Бывалый появились в 1961 году в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». Сюжет так понравился зрителям и критикам, что впоследствии фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Позже комедийный ансамбль появился в ставших классикой советского кинематографа лентах «Самогонщики», «Дайте жалобную книгу», «Операция „Ы“…», «Кавказская пленница», «Семь стариков и одна девушка» и даже в мультфильме «Бременские музыканты».
Без очаровательного Шурика этот список был бы неполным. Добрый, наивный и одновременно предприимчивый студент (а в дальнейшем — гениальный ученый) запал в сердца миллионам советских граждан и продолжает покорять публику как минимум каждую зиму, когда оливье и мандарины по традиции разбавляются просмотром комедии «Иван Васильевич меняет профессию», драмеди «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и альманаха «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», в котором комсомолец Саша появился впервые. Мы потеряли этого блистательного актера комедийного жанра в 1999 году, но до сих пор любой желающий может полюбоваться памятниками Шурику и Лиде, установленными напротив Кубанского технологического университета на центральной аллее в Краснодаре, возле Рязанского госуниверситета и рядом с Московским экономическим институтом.
Юрий Яковлев часто менял амплуа, но зрителям запомнились его комедийные персонажи. Можно смело сказать, что образы комика стали мемами еще до изобретения самого слова. Обольстительный поручик Ржевский из «Гусарской баллады» стал героем анекдотов. Иван Грозный из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» — одним из самых цитируемых персонажей советского кинематографа. Ответственный и строгий, но забавный и ранимый Ипполит из лирической драмы «Ирония судьбы, или С легким паром!» на фоне главного героя представлялся женщинам идеальным женихом.
Разбавим текст об обаятельных и предприимчивых актерах рассказом о прекрасной артистке Надежде Румянцевой. В отличие от хрупких и женственных героинь советских комедий, персонажи этой актрисы покоряют бойкостью и невероятным внутренним стержнем. Ее бесстрашная Надя перевоспитывает взрослых мужчин в «Неподдающихся», Людмила из закомплексованной, мечтательной и посредственной спортсменки становится «Королевой бензоколонки», а Тося из «Девчат» очаровывает своим нравом и блюдами самого завидного жениха поселка.
В начале 60-х годов популярный театральный актер появился в нескольких фильмах, включая романтическую комедию «Три плюс два». Несколько лет спустя советский комик сыграл в картине «Берегись автомобиля», но настоящая известность пришла к нему после выхода комедии «Бриллиантовая рука», в которой артист сыграл обольстительного контрабандиста Гешу Козодоева. Кстати, на пробах у Миронова был серьезный конкурент — Георгий Вицин. Что касается еще одного экранного проныры в исполнении актера, Остапа Бендера из «12 стульев», то в киносообществе до сих пор не утихают споры, кто сыграл лучше — Андрей Миронов или Арчил Гомиашвили.
Насколько талантлив Мягков, настолько контрастны его самые известные киногерои. Незадачливый врач Женя Лукашин, который попадает в авантюру в канун Нового года и встречает свою настоящую любовь в комедии «Ирония Судьбы, или С легким паром!», вызывает бурю чувств, причем не всегда приятных. В то же время в «Служебном романе» отец-одиночка Анатолий Новосельцев, который благодаря любви кардинально меняет жизнь дамы сердца, вызывает только положительные эмоции. Примечательно, что у Мягкова немало серьезных драматических ролей, которые, однако, так и остались в тени его комедийных работ.
Обаятельный комедийный актер не боялся браться за любые перевоплощения: и в эпизодических, и в главных ролях он покорял зрителей с первых минут. Сантехник Афанасий Борщов из «Афони», простодушный мошенник Шура Балаганов из «Золотого теленка», авантюрист Жорж Милославский из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и даже незадачливый жених Владимир Завитушкин из «Не может быть!» — образы, в которых раскрываются все грани комедийного таланта Леонида Куравлева.
Выразительная внешность и голос Винни-Пуха располагали к тому, чтобы актер чаще всего появлялся в комедийных, а не в романтических образах. Сам Леонов в шутку говорил, что он любимый артист шоферов и кондитеров. Самая известная его работа — роль уголовника по кличке Доцент и заведующего детским садом Трошкина в комедии «Джентльмены удачи». Мастерство перевоплощения помогло Трошкину вывести на чистую воду бандитов, а самому Леонову — сыграть сразу двух непохожих героев. К слову, комедия стала лидером советского проката: в год выхода картину посмотрели более 62 миллионов зрителей. Стоит вспомнить еще два ярких образа в исполнении артиста: ставшего любимцем публики Сарафанова из «Старшего сына» и обаятельного и хитрого Уэфа из «Кин-дза-дза!».
Карьера Пуговкина была предопределена судьбой. Артист исполнил свою первую роль в 1940-м, а через год ушел на фронт добровольцем. Вскоре после ранения его комиссовали, но в кино он «продолжил» военную карьеру. Характерному артисту часто доставались образы солдат, матросов, летчиков и милиционеров. Тут стоит вспомнить артиллериста Яшку из комедии «Свадьба в Малиновке». Пуговкину понадобилось всего два эпизода, чтобы понравиться публике. Режиссер-ловелас Якин из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и отец Федор из «12 стульев» хоть и были второстепенными персонажами, но запомнились зрителям наравне с главными героями.
По словам самого Папанова, славу ему принесли роли «комического жлоба» — наглых, дерзких, грубых, но харизматичных героев. К ним можно отнести и подполковника в отставке Сокола-Кружкина из комедии «Берегись автомобиля», и глуповатого контрабандиста Лелика из «Бриллиантовой руки», и неугомонного Волка из «Ну, погоди!». Лишь его лиричный Киса Воробьянинов в экранизации «12 стульев» выбивается из списка, однако доказывает, насколько многогранен талант артиста.