Успех картины объясняется совсем не тем, что Александр Сергеевич — «наше все». Тут важнее форма подачи и исполнители главных ролей. Во-первых, «Пророк. История Александра Пушкина» — мюзикл, как бы кощунственно это ни звучало для некоторых адептов классики. Ничего страшного в мюзикле, как оказалось, нет, поэзия Пушкина превосходно ложится на музыку, из нее получается, например, отличный рэп. Стихи наглядно иллюстрируют жизнь поэта, который здесь не памятник самому себе, а живой человек со своими слабостями и недостатками.
Второй безусловный плюс — Пушкина играет обаятельный и харизматичный Юра Борисов. Поэтому, когда первые красавицы (Анна Чиповская, Светлана Ходченкова, Алена Долголенко) отдают ему свое сердце, мы верим безоговорочно, а когда карета несет его к Черной речке, нам хочется остановить лошадей и переиграть финал — вопреки фактам и здравому смыслу.
«Доктор Лиза»
Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе в 2016 году: самолет Минобороны доставлял гуманитарный груз, на борту было 92 человека, в том числе музыканты ансамбля имени Александрова. После трагической смерти говорить о человеке можно только хорошее, и фильм Оксаны Карас совершенно не вызывает желания его критиковать. Да, это своего рода синдром Хатико, но Чулпан Хаматова сыграла ту самую «несвятую святую», которой нам всем сейчас остро не хватает.
«Легенда № 17»
«Веселее, вы в хоккее!» — эта фраза из фильма, произнесенная тренером Тарасовым (Олег Меньшиков), останется с нами навсегда. «Легенда № 17» не просто картина о спортсменах, это первая идеологически выдержанная драма о том, что мы, русские, все преодолеем и будем на любом пьедестале.
Картина вызывает острый приступ ностальгии даже у тех, кто на момент игр суперсерии СССР — Канада не появился на свет. Все чувствуют гордость за страну и уверенность в том, что только в Советском Союзе болезненный мальчик, сын слесаря, мог стать восьмикратным чемпионом мира.
«Ника»
Ранняя смерть Ники Турбиной в 2002-м напомнила о ее еще более раннем взлете. В середине 80-х имя Ники было знакомо всей советской интеллигенции, стихи маленькой девочки были переведены на 12 языков, ее печатали в «Комсомольской правде», ее рекламировал Евтушенко, она встречалась с Иосифом Бродским.
Ника была одной из самых ярких перестроечных девочек (вместе с «голубем мира» Катей Лычевой, пианисткой Полиной Осетинской, художницей Сашей Путрей) и стала символом веры в светлое будущее прекрасной страны. Тем большим откровением выглядит фильм Василисы Кузьминой, в котором Ника — печальная травмированная девочка-подросток, которая узнаёт, что никакого дара у нее нет, а стихи, прославившие ее на весь мир, фактически писала за нее в детстве мама.
«Высоцкий. Спасибо, что живой»
Высоцкий — кумир нескольких советских поколений, которого принимали за своего и бывшие фронтовики (хотя Высоцкий на войне не был), и зэки (хотя он сам не сидел), и диссиденты, и творческая интеллигенция. Он тоже был символом неофициальной советской культуры, поэтому фильм о нем ждали как никакой другой.
Авторы сделали ставку на загадку: имя актера, который сыграл главную роль, держали в тайне до самой премьеры, со всей съемочной группы взяли подписку о неразглашении. Высоцкого воплотил Сергей Безруков — точнее, не он сам, а уникальная силиконовая маска-робот, обеспечившая почти стопроцентное визуальное сходство. За эту маску, кстати, фильм критиковали потом больше всего, в том числе вдова Высоцкого Марина Влади.
«Юморист»
Писатели-сатирики всегда казались представителями советской контркультуры: кто-то в большей степени — как Задорнов и Жванецкий, кто-то в меньшей — как Арканов и Лион Измайлов. Вопрос, как они такое себе позволяют, возникал примерно у всех, кто смотрел передачу «Вокруг смеха», — предполагалось, что он риторический и не требует ответа. Но режиссер и автор сценария Михаил Идов решил все-таки ответить.
Действие «Юмориста» происходит в 1984-м, а главный герой — собирательный образ. На афише — сломанная марионетка, которую дергают за ниточки откуда-то сверху: лучшей метафоры и не придумать.
«Блондинка»
Режиссер: Эндрю Доминик
В ролях: Ана де Армас, Эдриан Броуди
В ролях: Ана де Армас, Эдриан Броуди
Мэрилин Монро в вечных поисках «отца». Авторы решили сделать акцент именно на этом эпизоде биографии актрисы: в начале фильма маленькая Норма Джин получает фотографию якобы своего биологического папы, а в финале стремится к «отцовским» объятиям в загробном мире. Все, что между, — это тяжелые, иногда психологически и физически непереносимые отношения Мэрилин с мужчинами: мужьями, любовниками, продюсерами, режиссерами.
«Блондинка» — крайне противоречивый байопик, но он определенно должен был появиться. Его стоит посмотреть всем, кто до сих пор считает, что родиться красивой — это как вытащить в жизни призовой билет.
Режиссер: Даниель и Кристофер Томпсон
В ролях: Джулия де Нуньес, Иван Атталь
В ролях: Джулия де Нуньес, Иван Атталь
Еще один обязательный к просмотру байопик. Брижит Бардо — французская Мэрилин Монро, символ сексуальной свободы, но, в отличие от Мэрилин, еще и воплощение европейского вкуса. В «Брижит Бардо: искусство жить» нет отчетливого акцента на сексуальную жизнь актрисы, как в американской «Блондинке», вышедшей почти в то же время.
Брижит (дебютантка Джулия де Нуньес) делает себя сама, оставляя позади и не очень счастливое детство, и жестокость учителей, и неудачные романы. Байопик мотивирует на преодоление своих комплексов, ну и сам по себе фильм, конечно, весьма красив.