Самый душевный
В 2017 году среди беспощадных фильмов о коррумпированной власти и ледяном социуме («Долгая счастливая жизнь», «Майор», «Дурак») появляется незамысловатая, на первый взгляд, история о честном труде медиков, порой неказистых и нетрезвых, но всегда готовых пойти на риск ради спасения пациентов. Спустя пять лет после ее выхода зрителей стало сложно удивить неторопливыми диалоговыми драмами о житейском: «Дунай», «Купе номер 6», «Страна Саша», но «Аритмия» была одной из первых. Она показала правду жизни, знакомую каждому: уютные посиделки на кухне под песни «Валентина Стрыкало», щемящую грусть расставания, выгорание на работе. И доказала, что мы можем говорить по душам. Надо только немного постараться.
Самый скандальный
Для описания фильма «Текст» идеально подходит шаблонная, но емкая фраза: «Чем дальше, тем хуже». Это история о парне Илье (Александр Петров), который оказывается в неудачное время в неудачном месте, что приводит к необратимым последствиям. Повествование доходит до гротеска, гиньоля, в котором отражаются реальные события. Съемки картины Клима Шипенко проходили в Москве и Подмосковье, порой операторам приходилось прибегать к использованию скрытой камеры. Эти трудности лишь помогли усилить неуютную атмосферу и ощущение безысходности. Но не социальная тема вызвала скандал вокруг фильма, а продолжительная эротическая сцена с участием Кристины Асмус и Ивана Янковского. Ходили слухи, будто она стала причиной развода Асмус и ее мужа (Гарика Харламова), а секс на экране был реальный. Однако смелая сцена в контексте фильма не выглядит вульгарной, она подчеркивает невозможность Ильи вернуться к нормальной жизни.
Для тех, кому не хватило фильма, советуем посмотреть сериал «Текст. Реальность».
Самый кассовый
Премьера комедии «Холоп» о забавном перевоспитании мальчика «с золотой ложкой во рту» вышла в отечественный прокат в последние дни декабря 2019 года. К началу февраля она уже обошла по сборам российскую спортивную драму «Движение вверх» (2017) и хит Джеймса Кэмерона «Аватар» 2009 года, заработав чуть меньше трех миллиардов рублей (2,94 млрд — если быть точнее). Итоговые сборы оказались выше 3 млрд, что позволило «Холопу» стать самым кассовым проектом за всю историю отечественного кино. Возможно, отчасти высоким сборам поспособствовал выход картины в новогодние праздники (к слову, «Движение вверх» тоже появилось в конце декабря), но зрительская популярность, начало работы над второй частью с Аглаей Тарасовой и даже съемки китайского ремейка доказывают, что этот рекорд не случаен.
Самый спорный
Виктор Шамиров — режиссер пронзительной трагикомедии «Со мною вот что происходит» — снял искрометную наивную комедию «Непосредственно Каха», основанную на культовом в узких кругах веб-сериале. Она вышла в период пандемии коронавируса, вернула зрителей в кинотеатры и в течении четырех недель возглавляла прокат. Всё же «Каха» был принят неоднозначно: одни прониклись абсурдным юмором и приключениями друзей Кахи и Серго, другие были настроены критично. В «Кахе» действительно нет «сложных материй», актерской игры на полутонах и подсмыслов, а некоторые шутки могут вызвать чувство неловкости, но все действия и реплики являются гиперболой, художественным приемом, формирующим неповторимый жанр и стиль. Во время просмотра не нужно рефлексировать, достаточно проникнуться сочинским колоритом и пуститься в путешествие на автомобиле, у которого отказал двигатель.
Кстати, продолжение приключений Кахи и Серго можно посмотреть в небольшом сериале.
Самый неожиданный
Мастерская Александра Сокурова в Нальчике была создана в 2011 году. Через четыре года после старта курсовые работы нескольких студентов, включая Кантемира Балагова и Киру Коваленко, попали на Каннский кинофестиваль. В 2017 году Балагов возвращается на смотр с тяжелой драмой «Теснота» и получает приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Чуть меньше десяти лет назад никто не слышал имена и других учеников Сокурова: Владимира Битокова, Александра Золотухина, а сейчас они стремительно покоряют зарубежные и российские фестивали, и на них возлагаются большие надежды. Появление молодых авторов оказалось неожиданным, дерзким, но не случайным.
Самый сказочный
В 2017 году стартовала фантастическая франшиза Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь», в которой удалось соединить русский фольклор и современный юмор. За время существования история успела получить огромную фанбазу и по итогу заработать почти 6 млрд рублей в прокате. Благодаря волшебной трилогии о простом русском парне Иване (Виктор Хориняк), попавшем в волшебную страну Белогорье, маленькие и большие зрители вспомнили сюжеты русских сказок и по-новому увидели любимых с детства персонажей: Бабу-Ягу (Елена Яковлева), Кощея Бессмертного (Константин Лавроненко), трех богатырей, Колобка (Гарик Харламов) и даже Жар-птицу с лицом и голосом Филиппа Киркорова.
В главных ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Константин Лавроненко, Елена Яковлева, Екатерина Вилкова, Сергей Бурунов
Режиссер: Дмитрий Дьяченко
В главных ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Константин Лавроненко, Елена Яковлева, Екатерина Вилкова, Сергей Бурунов
Режиссер: Дмитрий Дьяченко
Самый страшный
Принято считать, что в России не умеют снимать качественные фильмы ужасов, но за последние десять лет это предубеждение заметно ослабло. Ключевую роль сыграло творчество Святослава Погаевского. Действие фильма ужасов «Пиковая дама: Черный обряд», основанного на легенде о жестокой женщине из Зазеркалья, разворачивается в привычных городских высотках (частый топос в творчестве режиссера), что делает историю ближе и понятнее зрителям. Хотя фабула достаточно предсказуема, режиссер наполняет пространство фильма яркими и оригинальными деталями, вроде жуткой колыбельной, которую напевает потусторонняя тварь перед появлением. «Пиковая дама» стала первым российским хоррором, благодаря которому о жанре наконец заговорили. Один из следующих фильмов режиссера — «Невеста» — и вовсе признан самым кассовым жанровым российским фильмом в истории (его сборы составили более $10 млн долларов, а позже он был приобретен Netflix).
Самый смешной
Сценарий к «Я худею» написали Николай Куликов, Алексей Нужный и Константин Майер. Каждый из них имеет опыт работы в комедийном жанре и свое чувство юмора. Вместе авторам удалось создать одну из самых ярких и запоминающихся комедий конца прошлого десятилетия, в которой за легкомысленной обложкой скрывается, пусть и хорошо знакомая, но от этого не менее важная мысль о необходимости принимать себя и никогда не оценивать людей по внешности. Благодаря харизме исполнителей главных ролей — Александры Бортич (специально для роли актриса набирала вес) и Евгения Кулика — история о девушке, пытающейся похудеть, приобрела особое очарование.
Самый запутанный
Представить современное кино без пессимистичных притч Андрея Звягинцева уже невозможно. Последняя на сегодняшний день вышедшая работа «Нелюбовь» продолжает одну из магистральных для творчества автора тем: разобщенность людей. В драме о супругах на грани развода, которые в один день понимают, что их малолетний сын исчез, Звягинцев не столько рассказывает частный случай, сколько размышляет о духовной смерти человека, мрачном будущем и грядущем апокалипсисе, который начинается с нас самих. Автор оставляет много неразрешимых вопросов, главный из которых: «А был ли мальчик?» — как говорилось у классика.
Самый трагичный
«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского основаны на трагичной истории, произошедшей в «светлую эпоху оттепели» в Советском Союзе. В 1962 году рабочие Новочеркасска вышли на забастовку, требуя улучшить условия труда. Против выступающих была выдвинута вооруженная армия, а зачинщики и демонстранты позже найдены и осуждены. Кончаловский смотрит на происходящие события глазами партийной работницы Людмилы (Юлия Высоцкая), чья дочь оказалась среди выступающих. В «Дорогих товарищах!» режиссер показывает крушение привычной картины мира, идеалов. Смерть на экране лишена героизма, она страшна, необратима, и что самое ужасное, незаметна в хаосе бегущей толпы. В визуальном решении сцен людской паники ощущается влияние фильмов Сергея Эйзенштейна: «Стачка» и «Броненосец „Потемкин“», в которых также были выразительные, пугающие кадры с подавлением народных выступлений.
Самый самобытный
Якутская новая волна не была организована, она возникла стихийно и стала одним из ярких событий в киноиндустрии. Авторы Республики Саха покоряют зрителей оригинальными лентами, снятыми в широкой жанровой палитре — от трогательных комедий («Надо мною солнце не садится») до брутальных драм, детективов («Мой убийца») и даже зомби-хорроров («Республика Z»). Картины можно объединить по несколькими критериям: они сняты на якутском языке, в родной республике, часто ссылаются на народную культуру и религию. Одним из ключевых авторов течения является Дмитрий Давыдов, снявший «Пугало» (три награды «Кинотавра», включая Главный приз) и альманах «Ыт» в сотрудничестве со Степаном Бурнашевым (специальный приз жюри 37-го Варшавского международного кинофестиваля). Драма о беспомощности и одиночестве человека «Нет бога, кроме меня» не столь известна, как другие фильмы Давыдова, но именно в этой выверенной работе отражаются дальнейшие поиски киноязыка режиссера.
Самый масштабный
Никакие дорогостоящие спецэффекты и воссозданные при помощи графики миры не сравнятся с настоящими пейзажами, снятыми в реальных условиях. Для съемок фильма о геологах, основанного на одноименном романе, уже получившем экранизацию в 70-х, Александр Мельник вместе с командой совершил несколько экспедиций на Крайний Север: на Чукотку и полуостров Таймыр. Суровый климат — мороз опускался до сорока градусов — не позволял снимать кино на «цифру», она быстро выходила из строя. Пришлось использовать менее прихотливую к температуре пленку. Но актеры Григорий Добрыгин, Константин Лавроненко, Ольга Красько работали без дублеров, даже в самых трудных и опасных сценах, вроде перехода по реке. Фильм Александра Мельника — удивительный синтез сильной драматургии, монументальных характеров и поэтического эссе о природе России — незаслуженно провалился в прокате. Режиссер долгие годы сотрудничал с МЧС, а прошлой осенью трагически погиб, когда находился в поисках локации для нового фильма.
Самый многообещающий
Будучи студентом ВГИКа Борис Акопов снял короткометражную драму «Рай» о встрече беззащитного юноши и парня, болезненно переживающего разрыв отношений. В дипломной работе начинающий режиссер чутко раскрыл характеры персонажей и показал, как внешний мир отражает их переживания. Неповторимый стиль автора продолжил развиваться в «Быке» с Юрой Борисовым. Фильм обращается к эпохе 90-х без крайней романтизации, показывая полный беспредел и хаос, творящийся в те годы. Тонкое мастерство и умение работать с разным материалом убеждает, что Акопов — один из самых перспективных авторов современного российского кино. Премьера его нового фильма «Кэт» запланирована на эту осень.
Самый атмосферный
Мастер беспощадных драм Кирилл Серебренников снял один из самых нежных и светлых российских фильмов последних лет — «Лето». События разворачиваются в начале 80-х годов, когда зарождалась культура отечественного рока, а Майк Науменко и Виктор Цой были начинающими музыкантами. Бессюжетный и бесконфликтный черно-белый фильм запоминается ловко схваченным ощущением ускользающей молодости, когда для счастья нужна только гитара, веселая компания и стильные вещи, а поездка на троллейбусе превращается в захватывающее музыкальное приключение, в котором вместе с тобой участвуют все пассажиры.
Самый обнадеживающий
Комедийная драма Александра Ханта встраивается в контекст российского кино, в котором тема взаимоотношения отцов и детей играет важную роль: «Возвращение», «Как меня зовут», «Батя». Но в видении режиссера эта тема получает новое звучание. В бодрой комедии рассматриваются проблемы во взаимоотношениях папаши-алкоголика, бросившего сына после смерти жены, и его почти тридцатилетнего чада. Жанр ничуть не делает фильм «менее серьезным», наоборот, на контрасте усиливает болезненные вопросы. Но открытый финал у Ханта дарит надежду, что в будущем у его героев (и нас) всё еще может сложиться.