ЛОНГРИД

Титры в кино: как надписи в фильмах стали искусством

Анастасия Лабурец

Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

Пропускаете ли вы титры при просмотре фильмов и сериалов? Ведь нередко они позволяют узнать о картине гораздо больше, чем актерский состав и список участников съемочной группы. Титры могут быть увлекательными, забавными, волнующими или просто потрясающе красивыми. Они задают настроение истории или содержат отсылки к событиям, которые еще только произойдут на экране. Рассказываем, как развивалось искусство титрования и на какие картины стоит обратить внимание.

Начало

Считается, что одним из первых фильмов, в котором были титры, стал вышедший в 1898 году «Санта-Клаус» Джорджа Альберта Смита. В начале ленты указывалось ее название и полное имя режиссера, а в конце зритель мог увидеть, кто работал над картиной.

В эпоху немого кино были популярны интертитры — специальные кадры, которые сообщали о месте, где происходит действие, содержали диалог между героями или разъясняли сюжетные повороты. Зачастую они оформлялись в виде белого текста на черном фоне. Кинематографисты видели в них скорее практическую, а не художественную цель — передать авторскую и маркетинговую информацию о своей картине.

Но были исключения из правил. В пример можно привести «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине — фильм стал одним из ярчайших представителей немецкого киноэкспрессионизма. Тревожную историю о безумном докторе Калигари и его марионетке — сомнамбуле Чезаре — предваряют вступительные титры, выполненные в стиле ар-нуво. Заостренные формы букв неестественного зеленого цвета перекликаются с декорациями фильма и подчеркивают болезненную атмосферу картины, которая стала отражением состояния немецкого общества после Первой мировой войны.

Титры — это интересно

В 1950-х годах к титрам начинают относиться как к искусству. Во многом этому способствовало развитие телевидения. Чтобы обратить на себя внимание, телекомпании начали нанимать профессиональных графических дизайнеров для создания привлекающих внимание заставок, и киноиндустрия переняла их опыт.

Мастодонтами создания титров в этот период становятся Сол Басс, Морис Байндер и Пабло Ферро. Первый считал, что фильм начинается с самого первого кадра и титры не только переносят зрителя из реального мира в фантастический, но и задают настроение и тон последующему повествованию и вводят ключевые мотивы картины. Дизайнер оформлял титры для Отто Премингера, Стэнли Кубрика, Билли Уайлдера, Стэнли Крамера, но наиболее знаковыми его работами считаются заставки, созданные для лент Альфреда Хичкока. Например, титры к фильму «Головокружение». Они начинаются с крупного плана лица Ким Новак, после чего камера фокусируется на глазах актрисы, экран вспыхивает красным, и на нем появляется гипнотизирующая вращающаяся абстракция. После выхода ленты критики писали, что Бассу удалось за пару минут пересказать историю фильма, который длится более двух часов.

Что касается Байндера, то он стал автором легендарных титров к первому фильму об агенте 007 — «Докторе Ноу», в котором зритель смотрит на Джеймса Бонда будто бы через дуло пистолета. А Ферро придумал и от руки нарисовал ироничную заставку к антимилитаристскому памфлету Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу».

В кино — Дэвид Финчер

В 1990-х годах в большом кино дебютировал Дэвид Финчер. Будучи опытным клипмейкером, постановщик понимал, насколько важно быстро захватить внимание зрителя и произвести впечатление. В 1995-м состоялась премьера его второго полнометражного фильма «Семь», вступительную заставку к которому The New York Times назвала «одной из самых важных дизайнерских инноваций 1990-х». В ней мы можем увидеть, как серийный убийца готовится к преступлениям: распечатывает фотографии жертв, исписывает тетрадь их именами, делает вырезки из газет и журналов. Шрифт самих титров намеренно корявый, такой, будто их нацарапал сам маньяк. Сделано это было для того, чтобы зритель не только заранее прочувствовал атмосферу тревоги, но и знал, что убийца присутствует в картине с первых минут, хотя физически появляется только в конце.

Другие впечатляющие вступительные титры были созданы для «Девушки с татуировкой дракона». Постановщик хотел, чтобы заставка напоминала жуткий кошмар. В ней 3D-копии исполнителей главных ролей — Руни Мары и Дэниела Крейга — вязнут в какой-то темной жидкости, напоминающей нефть или смолу. По мере увеличения темпа музыки (а играет там стремительная Immigrant Song Трента Резнора, Аттикуса Росса и Карен О) увеличивается и скорость смены кадров. Это дезориентирует зрителя и вызывает у него чувство беспокойства, которое соответствует встревоженному душевному состоянию главного героя.

Буйство красок против минимализма

Среди современных режиссеров, помимо Финчера, с титрами любит экспериментировать и провокатор Гаспар Ноэ. В «Экстазе» он переворачивает классическую структуру и помещает заключительные титры в начало фильма, название ленты — в конец, а вступительные размещает в середине. Вероятно, такой подход связан со сложной повествовательной структурой самой картины.

В противовес Ноэ можно поставить Вуди Аллена. Цветастым безумствам он предпочитает минимализм. Вот уже более 40 лет он использует белый шрифт Windsor на черном фоне, сопровождая надписи веселой закадровой музыкой. Режиссер считает, что основная цель титров — информативная, поэтому все его картины, в том числе «Энни Холл», «Колесо чудес», «Дождливый день в Нью-Йорке», «Светская жизнь», ограничиваются быстрым представлением главных лиц, работающих над фильмом, и переходят непосредственно к повествованию.

Пасхалки и создание атмосферы

Как мы уже говорили, одна из целей титров — погрузить зрителя в атмосферу ленты и передать ее художественный замысел. В «Артисте» Мишеля Хазанавичуса они стилизованы под старое кино, поскольку действие ленты происходит в 1927 году. В «Боли и славе» Педро Альмодовара оформлены в виде смешанных красок и отсылают к главному герою, который утопает в воспоминаниях и пытается найти себя в настоящем.

В «Солнцестоянии» Ари Астера вступительные титры появляются на фоне снегопада, но любопытно, что их предваряет картина, появляющаяся на экране на несколько секунд. Если вернуться к ней после просмотра, то можно догадаться, что она содержит краткий пересказ того, что будет происходить с героиней на протяжении двух с половиной часов.

Подсказки к предстоящим событиям можно разглядеть и в начальных титрах к сериалу «Американская история ужасов» Райана Мёрфи. Например, в заставке к «Дому-убийце» не раз мелькает подвал, где хранится немало тайн, и три скелета, как бы намекающих на то, что может стать с семьей Хармон. В заставке к «Культу» появляются маски Дональда Трампа, Хиллари Клинтон и клоунов, которые станут одними из главных символов сезона.

Осенью прошлого года в киносреде только ленивый не попытался разобрать заставку второго сезона нашумевшего «Белого лотоса» Майка Уайта. История о богачах, вновь оказавшихся на шикарном курорте и столкнувшихся с убийством, предваряется 90-секундными вступительными титрами. Вдохновленные реально существующей сицилийской виллой Таска, Марк Башор и Катрина Кроуфорд оформили заставку в виде старинных фресок, которые таят в себе много пасхалок. Например, имя актрисы Дженнифер Кулидж, исполнившей роль избалованной и сентиментальной Тани, появляется на фоне томящейся в башне девушки с обезьяной на цепи, что отсылает к взаимоотношениям героини со своей помощницей Поршей или мужем Грегом. А имя Симоны Табаско, примерившей на себя образ секс-работницы Лючии, красуется рядом с котом, несущим в клыках добычу. Вероятно, это намек на то, что Лючия способна мастерски обводить клиентов вокруг пальца.

Создание титров — работа не менее кропотливая, чем киносъемки. Тем более сегодня, когда они являются одним из важнейших элементов картины. Поэтому перед тем как нажать «пропустить титры» или уйти из кинотеатра, так и не дождавшись конца, подумайте, а не упустите ли вы что-то важное.