ЛОНГРИД

Супергероиня нашего времени: яркий творческий путь Любови Аксеновой

Мари Григорян

Киножурналист, сериальный обозреватель в «Канобу», автор канала «у Мари нет вкуса»

Актриса-хамелеон, никогда не останавливающаяся на достигнутом, — именно так можно назвать главную звезду «Жить жизнь». На счету Любови Аксеновой не просто десятки проектов. Кажется, ей дается любой образ — от нежной и романтичной, но запутавшейся девушки-архитектора до пробивной женщины, которая вынесет любую травму и применит против абьюзера его же оружие. К выходу нового оригинального сериала START вспоминаем самые запоминающиеся роли актрисы.

От дамы в беде до эксцентричной злодейки

Если бы не поступление в ГИТИС, зрители не увидели бы Любовь Аксенову на экране — запасным вариантом был юрфак. К счастью, она благополучно отучилась и начала получать небольшие роли в сериалах. Кто-то может помнить актрису на заре карьеры — в «Закрытой школе» или «Наших соседях».

Первые роли исполнителей зачастую диктуются их внешностью — это не главная, но важная деталь. Романтичный, юный, нежный образ Любови хорошо сочетался с проектами, в которых ее начали замечать критики и зрители. Например, в короткометражном фильме «Шиповник», отлично принятом на «Кинотавре», она в 21 год сыграла девочку-подростка. Позже актриса говорила, что именно эта работа научила ее идти на риск и не бояться ошибок. Первая крупный проект — «Обнимая небо» — открыл дорогу в кино и Аксеновой, которая исполнила в нем роль школьницы, и ее коллеге по сериалу Александру Петрову.

Следующие заметные героини вышли такими же романтичными и светлыми: в комедии «Любит не любит» Аксенова стала верной и доброй невестой главного героя — полной противоположностью персонажа Светланы Ходченковой. Образ вампирской принцессы Даны в «Ночных стражах» был стильным, но примитивно-сказочным. Законы жанра диктовали, что девушке нужно ждать спасения от возлюбленного, хотя она сама могла задать жару соперникам.

Работы Аксеновой поражают прежде всего разноплановостью: стереотипные роли хорошей девочки или дамы в беде просто не вмещали весь талант актрисы. Поэтому комедию «Гуляй, Вася!» можно считать прорывом, уходом от односложных характеров. Василиса — стервозная бывшая главного героя, не желающая оставлять парня в покое, — еще один типичный персонаж в романтических комедиях. Нетривиальным его делают именно бешеная харизма Любови Аксеновой, а также ее умение выдержать нужный комический тон и балансировать на грани злобного и смешного.

Рисковые проекты и образы-мозаики

Взбалмошная Вася была ближе к многогранным женским образам, ставшим визитной карточкой Любови Аксеновой. Характеристики ее новых героинь, особенно сериальных, больше не ограничивались одним словом. Присоединившись во втором сезоне к уже популярному проекту «Мажор», актриса сыграла девушку полицейского Игоря Соколовского. Исчерпывается ли персонаж Аксеновой просто романтическим интересом главного героя? Конечно, нет: Катя Игнатьева вышла любящей, верной и мудрой, при этом яркой, импульсивной и самодостаточной. Не в последнюю очередь это заслуга сценаристов, но умение актрисы сделать любой образ более глубоким отрицать сложно.

Тогда же актриса взялась за одну из самых запоминающихся ролей в своей карьере — зависимой от запрещенных веществ Яны в сериале «Бывшие». В начале истории героиню можно описать как избалованную дочь богатых родителей, склонную к порочным увлечениям. Но зависимость — сложное явление, раскрытое в проекте с разных сторон. Яна тоже неодномерна: ее личность собирается из множества сюжетных моментов, сильных переживаний и актуальных проблем современности. Чтобы сезон за сезоном возвращаться к Яне, актриса вела дневники и составляла музыкальные плейлисты. Говоря о своей героине, Аксенова подчеркнула: «Поняв ее, можно понять друг друга». Учитывая острую тему, было важно показать зависимого человека как можно более искренне, но не переигрывая и не преувеличивая. Судя по популярности проекта, актрисе это удалось.

«Мажор» и «Бывшие» получили благодарную и преданную аудиторию — на этом можно было остановиться и наслаждаться удавшимися ролями. Но Любовь Аксенова продолжала рисковать практически с каждым новым проектом. Фантастический фильм «За гранью реальности» мог выйти в один год с экранизацией романа «Хождение по мукам», драматичной и тяжелой историей. Не боясь эротических сцен и общественного мнения на их счет, Аксенова снялась в сатирической комедии Михаила Сегала «Глубже!». Роль порноактрисы далась ей с такой же легкостью, как и все остальные.

Российская артистка успела появиться в зарубежном проекте, пусть и в эпизодической роли. Она сыграла шпионку Ирину в американском сериале-боевике «Джек Райан».

Самоирония, комиксы и неповторимый стиль

Залог крутой игры в комедиях, особенно в российских, — здоровая доза самоиронии. Быть неловкой, уязвимой и просто смешной для Любови Аксеновой никогда не становилось проблемой. Ее героини то попадают в бесчисленное количество дурацких сценариев, как архитектор из «Настя, соберись!», то бегут навстречу самым трудным и заведомо проигрышным испытаниям, как героиня «Нефутбола».

По-настоящему раскрыть комедийный потенциал актрисе дали в «Почке». Аксенова сыграла пожарного инспектора Наташу Кустову, внезапно узнавшую, что у нее отказали жизненно важные органы. Вышел персонаж, сравнимый с героиней культового британского проекта «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж, а в чем-то даже более жесткий. Кустова — женщина сильная, циничная, готовая зубами и когтями отбиваться от смерти.

Но задача «Почки» не ограничивается созданием сложного женского образа: по мере развития событий оказывается, что вокруг главной героини ангелов тоже нет. Персонажи проекта почти все жадные, нелепые, жалкие люди. Благодаря черному юмору и великолепной игре Аксеновой происходящее остается драмеди, хотя смеяться порой приходится сквозь слезы. Именно взаимодействие героини с миром, мимика актрисы и то, как она бросается жесткими репликами, делает сериал неповторимым.

Скринлайф-сериал «Безопасные связи», эпизодическая роль в откровенных «Содержанках», озвучка мультфильмов и даже видеоигры — Аксенова готова к любым экспериментам. Поэтому неудивительно, что актриса решилась на участие в первой экранизации российских комиксов. И снова разрушила стереотипы: кажущийся эротической фантазией гиков образ журналистки Юлии Пчелкиной из линейки «Майор Гром» морально устарел. Аксеновой удалось сделать персонажа стильным, выразительным, хлестким — не без помощи художников по костюмам.

Финальная часть франшизы «Бывших» вышла в 2022 году как проект Антона Мегердичева, и у Аксеновой появилась возможность вернуться к героине Яне. Картина «Бывшие. Happy end» стала решающим этапом в истории, которую полюбили зрители.

Помимо камбэка актриса пробует себя в новом образе — Анны Богинской в сериале «Жить жизнь» от создателей «Содержанок». Это уже не дама в беде и не дерзкий персонаж, покоряющий остроумными короткими шутками.

Жизнь героини круто изменилась после смерти мужа. Только оправившись от трагедии, она встречает идеального кавалера, но тот оказывается жестоким «игроком», последователем беспринципного коуча-пикапера. Казалось бы, впереди очередное повествование о нечестных мужчинах и страдающих женщинах. Но Анна не простая жертва — история погружает зрителей гораздо глубже единичного любовного переживания. Героине Любови Аксеновой больше не нужен спаситель: она знает себе цену и готова ударить обидчика его же оружием. Роль, в которой актрисе раз за разом удается разбивать стереотипы о самой себе, женщинах и современных российских сериалах.