ИНТЕРВЬЮ

«У нас очень развита подруготерапия»: интервью со сценаристом сериала «Ева, рожай!» Юлией Клименко

Ольга Чередниченко

Редактор (экс-главред журнала «Вояж», автор 25 путеводителей «Эксмо» и курса НИУ ВШЭ)

На START вышла новая романтическая комедия «Ева, рожай!». Это история о 38-летней профессиональной танцовщице, которая уже отчаялась построить счастливые отношения, но все-таки решает сделать последний рывок, чтобы найти любовь и родить ребенка. О том, как создавался сериал, что смешного происходило на съемках и как сделать карьеру в кино, мы поговорили со сценаристом проекта Юлией Клименко.

У вас есть отличный прием в сериале — показывать эмоциональные состояния Евы через танец. Как вы работали с этим технически?

Процесс работы с танцами довольно сложный. Сначала я придумывала и прописывала в сценарии, в каком месте какой танец какую эмоцию должен отражать. Дальше подключался хореограф, предлагал свое видение. Потом наши коллеги из музыкального департамента подбирали саундтрек. Затем мы проводили репетицию. Режиссер это утверждал, и только после всего Лена Подкаминская начинала учить танец. Так что эмоциональная экспрессия, о которой вы говорите, — коллективное творчество. Кино — командный вид спорта.

Актриса Елена Подкаминская и сценарист Юлия Клименко

Главная эмоция, которую танцует Ева — безнадежность. Но поскольку она сильный человек, сама себе в этом признаться боится — для себя она называет это злостью или нервозностью. Есть эпизоды, где она танцует радость — например, после свидания с Ильей. Каждой девушке это понятно: как здорово, когда налаживается личная жизнь. На все проблемы наплевать в такой момент. Изначально у нас была глобальная задумка оттанцевать каждую эмоцию, которая есть в человеке. Но в результате мы сократили количество танцев-эмоций, потому что иначе сериал получился бы слишком длинным.

Считается, что сценаристам хорошо удаются истории, когда они пишут о том, что лучше всего знают. Расскажите, что у вас общего с Евой?

На площадке все шептались о том, что Ева — это я, но узнав об этом, я была в ступоре. Конечно, каждому сценаристу свойственно вкладывать что-то личное в своих персонажей. Я тоже придерживаюсь принципа «пиши о том, что знаешь. О чем не знаешь — узнавай». Но история про Еву не только моя. Четыре года назад, когда я начала ее придумывать, много наблюдала за подругами. Проблема давления на женщин 30+ со стороны общества или семьи очень распространенная. Ребенок может быть в планах, но это ведь не просто пойти в магазин и купить себе новые туфли. Конечно, я вложила в сценарий и свои болезненные вещи. Но мне всегда интересно изучать персонажей через психологию и понимать, что проблема касается не одного конкретного человека, а трогает большое количество зрителей. Уже сейчас ко мне подходит много коллег и говорит, что их зацепило с первой же серии. Это самый ценный момент в работе, когда получаешь подтверждение, что старалась не зря.

Ситуация Евы драматична, но сериал снят в жанре драмеди и получился довольно смешным. Как вы придумываете комичные ситуации?

Один мой мастер научил меня: какой ты сам, такое кино и делаешь. Я человек оптимистичный, поэтому в любых, даже самых драматичных, ситуациях ищу юмор. Может, это моя защитная реакция. На Еве это отразилось — мы с соавтором смотрели на самые проблемные моменты с иронией. Многие сцены брали прямо из жизни. Иронизировать над собой — свойство смелого и открытого человека, а Ева как раз такая.

В ситуации этого года я приняла для себя решение, что пишу feel good movie. Во-первых, я ощущаю недостаток кино в таком жанре, а во-вторых, я с ним себя органично ощущаю как автор. Даже когда Лене Подкаминской нужно было отыграть эмоции, где она плачет или страдает, она делала это тоньше, чтобы не сложилось впечатления, что мы впали в драму. Чтобы оставался луч надежды для зрителей даже в самых патовых ситуациях. Когда мы с соавтором писали «Ева, рожай!», то решили, что это кино должно быть как разговор с подругой. В других странах больше принято обращаться к психологам, а у нас в силу разных причин очень развита подруготерапия.

Главный компонент feel good movie — это когда после просмотра тебе хорошо. Когда ты улыбаешься и веришь в лучшее, веришь в себя. Когда благодаря просмотренному фильму в тебе рождается желание что-то поменять. Я очень уважительно отношусь к зрителю. Когда в потоке контента, он выбирает именно твой продукт — это большая честь. Мне очень важно, чтобы этот выбор подарил зрителю какой-то смысл, эмоцию, или настроение — и чтобы это все было позитивным, лечащим, обволакивающим. Недавно у меня в жизни был эпизод. После тяжелого рабочего дня в ночи я стояла на кассе, чтобы купить себе то ли ужин, то ли уже завтрак. И услышала, как передо мной две женщины рекомендовали мой сериал. В тот момент я поняла, что не зря так пахала целый день.

Ева хороша собой и прекрасно танцует, она настоящий профессионал в своем деле — это ее достоинства. А какой главный недостаток Евы?

Она не такой уж и компромиссный человек. Я сравниваю ее с собой и понимаю, что во многих ситуациях просто промолчала бы. Она не боится быть самой собой, говорит, что думает и чувствует. С одной стороны, это недостаток, потому что возникает много конфликтных ситуаций. Не каждый готов слышать правду и искренние проявления человека. С другой стороны, это классное достоинство — даже мотивирует быть такой же. У нас в обществе в принципе нет культуры диалога и конфликтов. Большинство умеет либо ругаться, либо молчать, а откровенно поговорить бывает тяжело. Мне хочется, чтобы зритель посмотрел на Еву и понял, что говорить о своих мыслях и чувствах не страшно. Иногда так рождается близость. Еще один Евин недостаток — она пьет. Ну попивает вечерами винчик. Кто себя в этом не узнает? Там даже есть мой любимый эпизод, когда она с двумя бутылками вина идет к подъезду, ее встречает Илья и спрашивает: «Ну что, против чего мы с вами в следующий раз будем пить?» А она с этими двумя бутылками ему отвечает: «Я больше не пью». Мы старались делать наш сериал не просто как разговор с подругой, но еще и в одинокий вечер под винчик.

Как изменится Ева? Какое качество обретет, пройдя через все свои перипетии?

Ева думает, что появление в жизни мужчины, потенциального мужа, ее спасет, изменит жизнь. Но перекладывание ответственности на другого человека — не всегда правильный выбор. Это путь в созависимость. В возрасте Евы пора понимать, что отношения — это когда два свободных взрослых человека вступают в определенное партнерство. Нельзя говорить: теперь ты делаешь все, а я ничего. Ева понадеялась, что появится принц, который ее спасет, но этого не случилось. Она в очередной раз поверила в сказку, а надо было поверить в себя.

Какая сцена лучше всего раскрывает героиню, значит для вас что-то особенное, или тяжело далась?

Это самая первая сцена — история с зеркалом, когда героиня говорит репетиционный монолог, на самом деле раскрывающий всю ее суть, боль, иронию. Сцена далась мне очень тяжело — было 13 ее версий. Еще одна очень важная сцена, в которой моя соавтор сформулировала тему сериала, это когда во время танца в первой серии идет закадровый монолог героини. «Развивайся, будь лучшей, будь супермамой, будь супердочкой, пей больше воды, изучай языки». Такой манифест: «Будь самой лучшей». На самом деле это о том, как ты строишь свою жизнь — как от тебя хотят или как ты сама хочешь. Вопрос: поддаться давлению или через конфликт выстроить свою счастливую жизнь. Наконец, отдельная моя любовь — самая последняя сцена 13-й серии. Но я не буду пока про нее говорить.

Как родилась идея сериала?

Творчество для меня — это анестезия от переживаний. Я черпаю из него позитив и жизненную энергию. В личной жизни у меня тогда все было плохо, и это означало, что надо было срочно писать хороший сериал, чтобы отвлекать себя от жизненных перипетий. Все вокруг жаловались на одно и то же — отношения с мужчинами не складываются, а родители давят — особенно мамы и бабушки. Я поняла, что я такая не одна — это целое социальное явление. Я стала об этом думать, встретилась с Милой — соавтором пилота. Продюсерам наш проект понравился, но еще год он пролежал в столе. Наконец, Клим Шипенко вспомнил про него и сказал: «Давай снимем пилот». Еще через год заказали сезон. Так что Еве уже четыре года.

Вы не только сценарист, но и продюсер «Ева, рожай!». Расскажите какие-нибудь забавные истории со съемок.

Снимаем сцену секса в коридоре. Режиссер с оператором никак не могут определиться, как ее разводить, то есть как разместить актеров. Тут мимо проходит реквизитор — девушка с редким именем Ринту. И режиссер ее спрашивает: «Ринту, у тебя был секс в коридоре?» Она отвечает: «В этом еще не было». Такая у нас там была веселая и теплая атмосфера. Но секс в итоге сняли отлично — актеры разобрались, как им быть.

Еще история. На читке мы долго обсуждали, как снимать единственный трюк в нашем сериале. Это даже не такой уж и трюк — машина мамы Евы дрейфует на площадке. Мы обсуждали, снимать это с дублерами или без, ведь в договоре у актеров особые условия на случаи травм. В итоге решили с дублерами. И так сложилось, что в Москве как раз оказался потрясающий Мартин Иванов — лучший каскадер в мире по машинам. Это русский каскадер, официальный дублер Мэтта Дэймона в фильмах про Борна. Он делал все трюки с машинами в кино про Бонда. В последней «Миссия невыполнима» он дублировал Тома Круза. У него даже есть Оскар за трюки. В итоге он выполнял наш скромненький трючок. Когда Алена Хмельницкая, которая сыграла маму Евы, увидела, что на площадке Мартин, она тут же отказалась от дублерши и пошла делать трюк вместе с ним сама. Получила большое удовольствие и даже выложила отдельный пост про это.

Как и где вы научились писать сценарии? Как попали в кино? Вы мечтали об этом с детства?

Я родилась в семье летчиков, связистов и ветеринаров. С детства думала, что пойду по стопам своих бабушки и дедушки и стану ветврачом, пока однажды не попала в Останкино на съемки программы «Два рояля» в зрительный зал. Мы провели там целый съемочный день, моя мама очень устала, а для меня это стало переломным моментом в истории. Я вышла оттуда со словами: «Мама, я буду режиссером». Так у меня появилась цель попасть в кино. Но в семье эту идею приняли очень плохо. Мы нашли компромиссную журналистику. Я стала ходить в центр довузовского образования РГГУ, в котором проводился конкурс эссе. Я его выиграла, и меня отправили на стажировку на НТВ. Там я и задержалась. Это был 11 класс. Я поступила в РГГУ на международные отношения и параллельно работала в Останкине помощником редактора. После первого курса мне предложили на лето работу редактора в кино. С этого момента началась моя, не побоюсь этого слова, кинокарьера. Я ходила на Роберта Макки, Линду Сегер, Нила Ландау. Потом появилась платформа MasterClass с курсами зарубежных профессионалов. У меня была мечта поступить в UCLA, я даже запрашивала вступительные экзамены, купила кучу книг на Amazon. У нас их тогда только-только начали переводить, а я уже их прочитала на английском. Ну и мой основной опыт — я очень много читаю сценариев: и американских, и российских. Например, в телеграм-канале «Поэпизодный клан». У меня есть правило раз в месяц читать какой-то сценарий, а потом смотреть по нему кино. Все ведущие сценаристы Голливуда раньше были редакторами или ридерами — это очень укрепляет понимание ошибок, которые не надо повторять. Долгие годы моей работы редактором и скрипт-доктором наконец-то дали мне возможность писать сценарии. Я очень долго помогала другим, а теперь у меня есть возможность все эти советы применить к самой себе.

Расскажите, как вы пишете.

Писать только по вдохновению — это дилетантский подход. Сценарное мастерство —дисциплина и грамотно выстроенная работа. Мне очень повезло с соавтором. Когда я была в минусе, она меня подбадривала, когда она — я ее. Мы вместе разрабатывали эпизодные планы, разгоняли их, обсуждали. Потом уходили писать эпизодники по очереди — то я напишу, и она меня правит, либо наоборот. После делили между собой серии под диалоги. Ну и поскольку я креативный продюсер, и финальное слово по сценарию было за мной, мне нужно было абстрагироваться и свежим взглядом смотреть на целостную картину совместных идей. Это очень важно — уметь к себе придираться.

Сценарист и продюсер Юлия Клименко

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно