ИНТЕРВЬЮ

«В это хотелось прыгнуть без страха»: разговор с Вильмой Кутавичюте

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

На START и Иви продолжает выходить «Хирург» — многослойный триллер с Сергеем Гилёвым о последствиях опасных решений и черном рынке органов. Вильма Кутавичюте исполнила роль одной из самых загадочных героинь проекта. Поговорили с актрисой об идеях, заложенных в сериале, главных режиссерских качествах и разнице между театральным и экранным форматами.*

— Как вы попали в проект «Хирург» и чем вам показалась интересной роль Веры?
Во-первых, ты сразу включаешься в историю из-за сложносочиненных героев. Они непростые, противоречивые. В каждом — и свет, и тьма, что делает персонажей по-настоящему глубокими. Вера как раз из таких. Мы встречаем ее в момент кризиса, на сломе, совсем теряющей почву под ногами. Это заставляет девушку нападать первой, отталкивать, прятаться за колючками, чтобы выжить, не сойти с ума. Порой она глубоко депрессивная, вовсе не «милая» — и в это хотелось прыгнуть без страха.
— Насколько глубоко удалось проработать свою героиню до начала съемок? Была ли у вас возможность участвовать в обсуждении персонажа или сценария? Как вообще вы продумывали такой сложный и загадочный образ, где искали вдохновение?
Как только я получила сцену для проб, захотела погрузиться в эту историю. Мне показалось, что Вера очень глубоко внутри — несчастный человек. И все, что мы видим снаружи, — всего лишь пристройки, попытка хоть как-то защититься, спрятать свою уязвимость, не выдать боль от измены, утраты смысла жизни, молодости. Иначе героиня может просто потерять рассудок. И в какой-то сцене это все прорывается, но даже тогда ее не слышат, она снова остается одна.
«Хирург» (сериал, 2025)
«Хирург» (сериал, 2025)
«Хирург» (сериал, 2025)
— Как думаете, в чем главная идея сериала? Как, на ваш взгляд, создатели подошли к такой сложной теме, как черная трансплантология?
Что такое жизнь, когда мы начинаем по-настоящему понимать, что она ценна? А когда осознаём, что это вообще самое ценное, что у нас есть? Только тогда, когда уже нет пути назад? В какой момент жизнь вдруг становится товаром, который стоит денег? Тема черной трансплантологии тут не просто фон. Это способ задать жесткие, неприятные вопросы: про систему, про мораль, про то, что мы называем человечностью.
— Как бы вы описали атмосферу на площадке «Хирурга»? Насколько сложной оказалась работа в жанре медицинского триллера?
Это была одна из самых приятных съемочных площадок — благодаря продюсерам, всей команде и особенно режиссеру Илье Ермолову. Ты буквально чувствовал, как все вокруг помогают сосредоточиться. Сцены действительно были непростые — и каждый это понимал. К процессу подходили очень тонко, бережно. Илья буквально играл этой атмосферой и, главное, давал ощущение, что можно пробовать, искать, ошибаться.
«Хирург» (сериал, 2025)
«Хирург» (сериал, 2025)
«Хирург» (сериал, 2025)
«Хирург» (сериал, 2025)
«Хирург» (сериал, 2025)
«Хирург» (сериал, 2025)
— Ваш персонаж пока сохраняет загадочность — насколько сознательно это было выстроено на этапе съемок? Это была установка режиссера или ваш выбор?
Я не пыталась играть загадочность. Думаю, Вера отчасти как будто заморожена — от боли, от обиды, от невозможности встроиться в эту семью. Она бы хотела проявиться, открыться, но не получается. Как будто между ней и остальными — стекло: она стучит, но ее не слышат.
— Ваша актерская карьера охватывает и театр, и кино. Есть ли у вас четкие критерии, по которым вы выбираете проекты, или работает принцип интуиции?
Читая в буквальном смысле этого слова на бумаге свою роль, ты понимаешь ее потенциал и глубину, и становится ясно: перед тобой серьезный проект.
— Чем для вас отличается работа с камерой от сценической игры? Есть ли переход между форматами или, может быть, это просто другой ритм?
Играть в театре и в кино — две совсем разные истории. Мне кажется, для этого вообще нужно открывать отдельные факультеты. Потому что когда мы выпускаемся из театральных вузов, то абсолютно не готовы к тому, что такое кино, из-за технических нюансов.
«Алиби» (сериал, 2018)
«Воскресенский» (сериал, 2021)
«Воскресенский» (сериал, 2021)
«Воскресенский» (сериал, 2021)
«Воскресенский» (сериал, 2021)
— Как актриса, прошедшая сценарное обучение в UCLA (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе), вы иначе читаете драматургический материал? Бывает ли, что замечаете слабые места в сценарии и говорите об этом авторам или режиссеру?
Сейчас я стараюсь не столько говорить, сколько обыгрывать, как получается. Вообще стремлюсь заниматься своим делом, а не чужим. Написать по-настоящему достойный сценарий безумно сложно, а мы, актеры, часто этого не осознаём, возмущаемся: «Что за фраза?», «Почему она не звучит?» Сейчас я смотрю на все иначе. Особенно когда речь идет о сложных, закрученных историях, где сценаристам приходится одновременно удерживать напряжение и раскрывать внутренний мир героев.
— Что для вас важно в профессиональном партнерстве на площадке? И какие качества в режиссере вам помогают раскрыться?
Доверие, внимательность, возможность пробовать что-то новое, даже если артист не знает, получится ли у него. Илья создает безумно теплую атмосферу на площадке, где просто хочется находиться.
— Над какой ролью или темой вы бы хотели поработать в ближайшем будущем, если бы выбор зависел только от вас?
Над сложносочиненной ролью с классной крутой командой, как в этом проекте.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.