КОЛОНКА

«Возмездие настигнет всех»: честная рецензия на «Черную весну»

Максим Казанцев

Автор и ведущий канала «Серийный человек» в Telegram и YouTube

Жанр young adult загорелся яркой звездой на сериальном небосклоне и, как и полагается звезде, рухнул вниз. Еще не так давно подростковые драмы были уделом либо школьников, либо студенток, проявлявших нездоровый интерес к фанфикам («Ривердейл» — хороший тому пример). Но потом к нам ворвались «Эйфория» и «Сексуальное просвещение» и натурально порвали танцпол! Все от мала до велика следили за Ру и ее борьбой с зависимостью от блесток, а еще смеялись над Отисом и его попытками удовлетворить свои подростковые запросы деликатного характера.

Эти сериалы сильно повлияли на индустрию: оказалось, если добавить в подростковый жанр нормальной драматургии и поднять важные темы, то это принесет славу, много просмотров и отраслевых наград. Ящик Пандоры был открыт, и young adult стали снимать все, в том числе и наши платформы. А видеосервис START вообще запустил линейку тематического контента под названием START YOUNG («Смычок», «Алиса не может ждать»). Другие тоже не отставали, но что-то по-настоящему стоящее попадалось редко: у KION вышли «Пингвины моей мамы» (но, кажется, кроме меня его никто не смотрел), а more.tv выпустили годных «Трудных подростков».

Остальные сериалы прошли мимо меня: я, конечно, не целевая аудитория, но, очевидно, что проектов уровня «Эйфории» за последние пару лет не появилось. Так что я был рад, когда мне предложили посмотреть новый сериал в обозначенном жанре с крайне актуальным названием «Черная весна». Сможет ли новинка выделиться на фоне волны однотипных сериалов? Спойлер: скорее всего, да.

В приморском городе N старшеклассники праздно шатаются после уроков и ведут разговоры ни о чем. Среди них мы сразу замечаем главного героя Егора Меленина с оригинальной кликухой Мел. Мечтательный парень очень хочет показать окружающим, что он не такой, как все. Это сквозит в его пластике, мимике и подтверждается странными романтизированными рассуждениями. Играет Мела опытный Глеб Калюжный, и опыт этот сразу бросается в глаза: в кадре он выглядит органично, чего нельзя сказать про многих его коллег по цеху. В России беда с молодыми актерами, но здесь они не хуже, чем в остальных сериалах. Отдельно стоит отметить роль Никиты Кологривого, хотя его сложно занести в дебютанты (и, тем более, в подростки).

Школьники изнывают от скуки и вяло флиртуют в мессенджерах. Делать в маленьком городке решительно нечего, а потому съемки рекламного видео для местного кондитерского завода становятся настоящим событием. Столичный режиссер с амбициями фон Триера (Артем Ткаченко) никак не может найти привлекательную девочку на роль русалки. Именно кастинг положит начало трагическим событиям. Выбор падает на возлюбленную Мела, и модный режиссер не устоит перед соблазном воспользоваться наивной девушкой — во всех смыслах. Акт хоть и неприглядный, но и изнасилованием не назвать: все по обоюдному согласию. По стечению обстоятельств это происходит практически на глазах Мела и компании, но оставим это на совести сценаристов. К тому же подобный ход работает: любвеобильному режиссеру сразу хочется отомстить.

Ребятам приходит та же мысль, которая посещает меня при прочтении хейтерских комментариев: было бы неплохо вызвать обидчика на дуэль. По счастливой случайности один из героев знает, где достать настоящие пистолеты времен Александра Сергеевича Пушкина — а значит, сатисфакции быть! Мел будет стреляться за честь своей дамы. Дуэль — мероприятие само по себе довольно трагическое — в декорациях юношеского максимализма заиграла новыми красками. Давящая внутренняя пустота, которую некоторые подростки пытаются заполнить субкультурой, запрещенными веществами или воровской романтикой, неожиданно наполняется пощечинами, секундантами и пьянящим чувством справедливости. В исполнении гопников это смотрится на удивление свежо. Мне удалось оценить только первые две серии, и я не знаю, хватит ли у сериала запала на весь сезон, но увиденное мне понравилось. Особенно концовка первой серии: авторам удалось поиграть с моей нервной системой, несмотря на очевидный исход.

Снято все живо, герои в меру матерятся, камера дрожит в руках оператора и иногда напоминает мокьюментари. Мы будто подглядываем за героями, что идет проекту на пользу. И тут важно не забывать, что некоторым местным школьникам в реальной жизни уже стукнуло 20 лет, иначе некоторые откровенные сцены могут сбить вас с толку. Пилот выдает пару мощных сцен, заставляющих переживать за героев, а значит, подключаться к ним. Есть ряд сценарных условностей, но на них не обращаешь внимание, поскольку динамика «Черной весны» просто не дает этого сделать.

Над сериалом мрачной тенью нависает проблема отцов и детей: некоторым родителям плевать на своих чад, другие их слишком опекают, а кто-то готов наставить ружье на родного сына. Сериал не читает нотаций, не оправдывает проступки и преступления, как и положено по правилам драматургии. Атмосфера в проекте гнетущая, от безысходности не спасает даже уместный юмор. Буквально с первых кадров понимаешь: хэппи энда не будет, но он тут и не нужен, ведь справедливое возмездие настигнет всех.

Так в чем же сила жанра young adult? Он должен отвечать запросам как молодой аудитории, так и более опытных зрителей. С этим «Черная весна» справляется, каждый найдет тут свою боль. Темы у сериала мрачные, но в этот мрак очень интересно всматриваться. Есть ли в наше время справедливость? На что можно пойти ради мести? Вопросы сложные и актуальные. Смогут ли авторы на них ответить? Узнаем в конце «Черной весны», лично я продолжу просмотр.