ЛОНГРИД

За что мы любим скандинавское кино

Ольга Чередниченко

Редактор

Едкая ирония, игрушечные домики, северная меланхолия, глубокий психологизм — у скандинавского кино много отличительных черт, благодаря которым оно завоевало ценителей по всему миру. Рассказываем, за что мы любим кино Дании и Швеции на примере семи драм и трагикомедий, снятых за последние полтора десятка лет.

Мадс Миккельсен

Мадс Миккельсен, пожалуй, самый заметный скандинавский актер. Он прославился на весь мир благодаря съемкам в голливудских фильмах. Его кинематографическая карьера началась сравнительно поздно — уже после 30 лет. Сейчас Мадсу 56, но он по-прежнему удерживает статус секс-символа Дании. Кроме того, сама королева родной страны наградила его рыцарским орденом. По сюжету одного из лучших фильмов с участием Миккельсена «Королевский роман», его персонажа — врача эпохи Просвещения — с датской королевой тоже связывает знакомство, только куда более тесное. Картина была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и получила два «Серебряных медведя» в Берлине.

В детстве Мадс занимался гимнастикой, потом учился в балетной академии. Но последние 30 лет профессионально не танцевал. Поэтому чтобы сыграть исполненный боли и отчаяния пьяный танец в последнем эпизоде «Еще по одной», ему пришлось по пять часов в день репетировать с хореографом. В итоге сцену актер полностью отработал сам, без дублеров. Картина получила «Оскар» и награду Британской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке. По Европейской киноакадемии она стала лучшим фильмом, а сам Мадс исполнил лучшую мужскую роль.

Супруга актера старше его на пять лет, у них двое детей. Отношениям Мадса и Ханне уже 35 лет, семейная жизнь складывается вполне удачно. Чего не скажешь о персонажах двух драм — «После свадьбы» и «Прага», где Миккельсону особенно хорошо удалось сыграть депрессию, скрываемую от самого себя.

Особая атмосфера

Критики выделяют отдельный жанр, в котором атмосфера играет особую роль — это скандинавский нуар. К нему относят мрачные детективные сериалы, где часто идет дождь или снег, а персонажи не выглядят идеальными, как в голливудских фильмах. Но даже если не брать в расчет нуарные сериалы, скандинавское кино все равно отличается собственным стилем.

Во-первых, в нем часто показывают невероятно красивую северную природу. Фильм «На границе миров» и вовсе построен на контрастах: изумительные, магические лесные пейзажи выглядят еще прекраснее в сочетании с серыми кабинетами таможенников, а красоту души главных героев подчеркивает их эстетически непривлекательная внешность. Не случайно картину номинировали на множество престижных премий. Есть у нее и награды за лучшие визуальные эффекты от Европейской киноакадемии и за особый взгляд от Каннского кинофестиваля.

Во-вторых, скандинавское кино — это повод полюбоваться чистенькой, будто игрушечной датско-шведской действительностью. Дворики, домики и всевозможные транспортные средства особенно симпатично смотрятся в двух всемирно любимых трагикомедиях «Столетний старик, который вылез в окно и исчез» и «Вторая жизнь Уве».

Смелые и смешные высказывания о горьких вещах

Главный герой фильма «Вторая жизнь Уве» — ворчливый пожилой вдовец, который каждое утро просыпается раньше всех соседей и обследует свой идеальный шведский квартал на предмет того, где что не так лежит. Он приходит в негодование от валяющегося на дороге бычка, в неистовство от неаккуратно припаркованной машины, в исступление от выброшенной в контейнер для стекла газеты. Особенное неудовольствие ему доставляет глупый лохматый валенок с глазами — соседская собачка карликовой породы, которая каждое утро испражняется перед входом в дом самого Уве!

Старик может брюзжать целый день, лишь бы не вспоминать о своем одиночестве. Но однажды он все-таки сдается и решает наложить на себя руки, предварительно выбросив все скоропортящиеся продукты из холодильника, чтобы они не завоняли к моменту, когда его найдут. В последний момент он видит прямо под окном автомобиль, хотя проезд там строго запрещен. Так Уве знакомится с беременной и наглой эмигранткой, которая только что переехала в его квартал с большой семьей. Похоже, она вообще не понимает шведских законов! Всему-то приходится ее учить и во всем помогать. Незаметно для себя герой обретает настоящего друга и новую жизнь.

Картина «Вторая жизнь Уве» была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, стала лучшей комедией по версии Европейской киноакадемии и вошла в список самых популярных кинофильмов Швеции всех времен. Во многом это произошло благодаря сценарию, максимально близкому к тексту бестселлера Фредерика Бакмана. Отличительная черта книг писателя — умение говорить о тяжелых утратах, сложных жизненных ситуациях и других горьких моментах с юмором, иногда даже черным. Шведам вообще очень хорошо удается высказываться с иронией на болезненные темы. Еще одно тому доказательство — уморительная и одновременно пронзительная трагикомедия «Столетний старик, который вылез в окно и исчез», у которой тоже есть номинация на «Оскар».

Альтернативный взгляд на историю

«Столетний старик, который вылез в окно и исчез» — это рассказ о кровавом XX веке от лица недостоверного рассказчика. Аллан — немного наивный чудак, вроде Форреста Гампа, который получил всего три класса образования и оказался втянут в самые драматичные моменты мировой истории. Перчинки фильму добавляет необычный фокус повествования и смелые высказывания, от которых у человека нашего менталитета могут зашевелиться волосы на голове. Маленький спойлер: в фильме показывают в том числе и Россию, да еще как. Даже кота главного героя зовут Молотов.

Картина «Королевский роман» относится к жанру исторической драмы и вообще полностью построена на биографиях реальных исторических лиц. Точнее, на весьма пикантных эпизодах из жизни представителей королевской семьи. После выхода фильма на экраны актер Мадс Миккельсон в очередной раз оправдал свое звание секс-символа Дании.

Подчеркнутая реалистичность

Во многих скандинавских фильмах история разворачивается весьма неторопливо. Однако даже привыкший к динамичным голливудским фильмам зритель остается включенным в нее до самого конца. Приковать внимание к медленному сюжету удается за счет разбросанных по картине мелких бытовых деталей, которые создают эффект подчеркнутой реалистичности. Особенно это заметно в фильме «Прага». Вот герои приезжают в столицу Чехии и заселяются в отель. Вот им не подходит розетка, и они не могут включить ноутбуки. Вот вместо адаптера им приносят гладильную доску с утюгом и говорят, что все в порядке — это и есть адаптер. Трудности перевода. Казалось бы, это всего лишь мелочи, которые не имеют большого значения для сюжета. Однако именно с их помощью создатели фильма достигают полной вовлеченности зрителя в мир персонажей — причем, не только во внешний, но и во внутренний.

В картине «На границе миров» показано большое количество подробностей из внутренней кухни таможенной службы. Они и в этом случае собраны сценаристом, чтобы усилить ощущение правды, которое особенно важно для фэнтезийного фильма.

Нордическая меланхолия

Многие скандинавские фильмы, даже комедии, отличаются особым северным настроением с изрядной долей фатализма. Отсюда же берет начало и неспешность повествования, и холодное безразличие некоторых персонажей к событиям собственной и чужой жизни. Однако русскому зрителю эта нордическая меланхолия близка по историческим и географическим причинам. В фильме «На границе миров» главная героиня чувствует запахи чужих эмоций, и это очень тонкое решение главной проблемы любого сценариста — как с помощью киноязыка показать внутренний мир персонажа. В данном случае холодного и закрытого скандинавского персонажа.

Первые эпизоды фильма «После свадьбы» сняты в раскаленной Индии. Это еще больше подчеркивает нордическую меланхолию датского персонажа, за которого Мадс Миккельсен был номинирован Европейской киноакадемией на лучшую мужскую роль.

Тонкий психологизм

Большинство скандинавских фильмов снимают при низких бюджетах. Отсутствие дорогих спецэффектов сполна компенсируют тонкий психологизм, показанный через сюжетные события и характеры персонажей. Один из ярких примеров — фильм «Еще по одной». Вместо того, чтобы смело заглянуть в глаза своей боли, попытаться разобраться с проблемами и залечить душевные травмы, герои этой драмы выбирают более простой путь — алкоголь. Ведь даже наукой доказано, что мы с рождения страдаем от нехватки 0,005% алкоголя в крови. Значит, нужно устроить эксперимент, решают персонажи. Это такая веселая игра — ничего плохого не случится. Наоборот, школьный учитель станет более харизматичным на уроках, когда он поддат, а значит, и дети его наконец-то полюбят.

Только по-настоящему талантливая команда создателей кино может показать разрыв между тем, что происходит во внешнем мире и в душе у героя. Этот болезненный подтекст зритель считывает в картине «Еще по одной» на уровне эмоций. Тоже самое происходит в, казалось бы, комедийном фильме «Вторая жизнь Уве».