Романтика и сарказм: за что мы любим Вуди Аллена
/067e78e8b1d443ceb2a6ae577e026178/1.png)
Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»
Режиссеру Вуди Аллену исполнилось 87 лет! За свою карьеру он снял более полусотни фильмов и недавно заявил, что занимается производством последнего. Новую картину он снимет в Париже полностью на французском языке. Пока ждем очередную работу классика, рассказываем, в чем особенность его оригинального стиля, как он перешел от гротескных комедий к глубоким ностальгическим драмам и ромкомам в стиле магического реализма.
/59a3ab19df974a9d94d5fd17e176ff01/Screenshot-2022-11-29-at-19.07.41.jpg)
/803fc3edac87499c844eba3fc8020cb6/Screenshot-2022-11-29-at-19.07.41.jpg)
«Есть старый анекдот. Две пожилые женщины на горном курорте. Одна из них говорит: „Фу, еда здесь просто ужасная!“. А вторая отвечает: „Да, действительно. К тому же так мало дают!“. В точности так я думаю о жизни. Одиночество, неприятности, страдания, несчастья, и всё очень быстро кончается», — с этого монолога начинается самый знаменитый фильм Вуди Аллена «Энни Холл». Пожалуй, так можно описать и то, как персонажи его историй относятся ко всему происходящему: любви, работе, путешествиям. Почти все главные герои его картин — невротики-интеллектуалы еврейского происхождения, с которыми не случается ничего необычного. Но за этим так увлекательно наблюдать, что оторваться невозможно. В фильмографии Вуди Аллена чего только нет: и мелодрамы, и ромкомы, и мюзиклы, и даже триллеры с гнетущим саспенсом и неожиданной концовкой. Но жанр, с которого он начинал, и королем которого однозначно является — интеллектуальная комедия. Фильмы про страдающих интеллигентов.
/71a01bc9f98b43c2ab0a53591cfb4c09/Screenshot-2022-11-29-at-19.08.06.jpg)
/193b635d6c7d412faa11e76a2ad8f6a7/Screenshot-2022-11-29-at-19.08.10.jpg)
/56d2e5babf8440c19d2d991543ff88de/Screenshot-2022-11-29-at-19.11.12.jpg)
/04b61e458a9b44619e622e832a2367ba/Screenshot-2022-11-29-at-19.13.55.jpg)
/d5b5b764361e4732a6a5c5ce514f6321/Screenshot-2022-11-29-at-19.09.33.jpg)
/6d6ac68fda694ce699df22cfe78af21f/Screenshot-2022-11-29-at-19.14.06.jpg)
/eaea1b5e61e9423ab21e1a8b34bc9f58/Screenshot-2022-11-29-at-19.12.22.jpg)
Аллен Стюарт Кенигсберг (он же Вуди Аллен) родился в 1935 году в нью-йоркском Бруклине, о котором он часто будет шутить в своих будущих книгах и фильмах. В подростковые годы сочинял шутки для местной газеты. Во время учебы в колледже подрабатывал на телевидении и выступал как стендап артист, рассказывая в монологах о своем неврозе и еврейских родителях.
Карьера Вуди Аллена в качестве театрального режиссера началась блестяще — его шутки об интеллектуалах и типичных нью-йоркцах казались очень смелыми, свежими и уморительными. В шестидесятые он решил заняться кино и буквально ворвался в этот мир со всем шумом, гротеском, сюрреалистичным и эксцентричным юмором. Комик мог сделать скетчи из чего угодно. Позже в «Ханне и ее сестрах» его герой будет возмущаться, что продюсеры вырезали из шоу сценку про священника и мальчика, а еще про нацистов. Для Вуди Аллена не было никаких границ, а с приходом сексуальной революции отношения полов стали главной темой его фильмов.
Ранний и эксцентричный юмор
Пожалуй, одна из самых смешных работ Вуди Аллена — «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», где сюжет полностью посвящен гиперболизированным фрейдистским концепциям и модным теориям сексологов. Картина состоит из разных глав на тему странных фетишей: один из героев до безумия влюбляется в овечку по имени Дейзи (нет, «Агнец» вовсе не ремейк), в другой новелле безумный ученый создает силиконовую грудь-убийцу. Если бы все то же самое снимал кто-то другой, вышла бы проходная пошлая комедия, на которую ходят подростки тайком от родителей. Главная черта Аллена как режиссера в том, что его фильмы авторские от начала и до конца: он сам пишет сценарии, играет в главных ролях и, конечно, занимается постановкой сцен и монтажом. Он дает себе полную свободу для импровизаций, добавляя в длинные и смешные монологи как можно больше шуток, игры слов и иронии. Часто его юмор основан на каких-то общих представлениях об обществе, мировой культуре, жизни в Нью-Йорке, которые он переворачивают с ног на голову. Или, наоборот, произносит вслух то, что и так все знают, но стесняются сказать.
/d01a02e35b754d90a1fa6c64e5ccc4fc/Screenshot-2022-11-29-at-11.22.29.jpg)
/987f5afe95374ce7a14aac66ba0a5e68/Screenshot-2022-11-29-at-11.27.26.jpg)
/26c95ab9a5d147f5a73d399536e6ff22/Screenshot-2022-11-29-at-11.27.52.jpg)
/dd651652f1ca443ea9da625991c6af9c/Screenshot-2022-11-29-at-11.26.32.jpg)
/eedecd86f4964bac9a4f5310b5516208/Screenshot-2022-11-29-at-11.29.56.jpg)
/52978da43dce45aa801b29e06dc9c892/Screenshot-2022-11-29-at-11.33.07.jpg)
/cbdd6d3f20034941a5ec0a0e8963b25f/Screenshot-2022-11-29-at-11.33.00.jpg)
/c8a9dcea9fae4efbbfcc36d311b53416/Screenshot-2022-11-29-at-11.33.18.jpg)
/d8e5da92ce464193b3daa33a4fbd545c/Screenshot-2022-11-29-at-11.33.30.jpg)
/1955885745164465b429db19935e4202/Screenshot-2022-11-29-at-11.34.49.jpg)
В фильме «Любовь и смерть» Вуди Аллен смешивает все стереотипы о России XIX века с клише из литературы того времени и создает пародию в самом постмодернистском смысле этого слова. «Наташа! Любить — значит страдать. Чтобы не страдать, надо не любить, но тогда будешь страдать от того, что не любишь. Поэтому любить — значит страдать, но не любить — тоже значит страдать, а страдать — значит страдать. Чтобы быть счастливым, надо любить, значит, надо страдать, но страдание делает человека несчастным, поэтому, чтобы быть несчастным, надо любить, или любить, чтобы страдать или страдать от избытка счастья. Я надеюсь, что ты за мной не записываешь», — говорит в фильме Соня (Дайан Китон), возлюбленная главного героя, пародируя возвышенные речи героинь Толстого и Достоевского. Тема литературы, как и истории кино, очень важна для Аллена. Кажется, даже больше, чем секс, но меньше, чем невроз. Он и его герои обожают говорить о книгах, читать их в кадре, цитировать, пародировать, делать отсылки к ним.
Говоря о юморе, нужно отметить, что свободу импровизировать он дает и своим коллегам. Например, ему очень нравилось работать с Дайан Китон (и не только из-за их романа), которая сыграла во всех первых фильмах Вуди Аллена. Она же снялась и в самой знаковой работе, ставшей поворотной точкой в творчестве режиссера, — «Энни Холл». После ряда гротескных комедий, Вуди Аллен впервые решил изменить своему типичному жанру и изобрел интеллектуальную комедию. Это история отношений телевизионного комика-еврея (даже нет смысла уточнять, кто его играет, вы и так догадались) и девушки по имени Энни Холл (Дайан Китон). Изначально картина задумывалась как комедия об ограблении, вроде «Хватай деньги и беги», но режиссер решил сконцентрироваться на химии главных героев. По сюжету ничего особенного не происходит — герои встречаются и расстаются, занимаются сексом, ходят в кино и на выставки. Но самое главное — они разговаривают. Общаются они без остановки, импровизируя, обсуждая всё на свете. Это и делает фильм таким смешным, романтичным и грустным. После «Энни Холл» Вуди Аллен решил сконцентрироваться именно на этой формуле «кино = любовь + беседы + книги + юмор + разбитое сердце». Этот фильм полюбили миллионы, он принес картине два «Оскара» и до сих пор считается одним из лучших в истории кинематографа, занимая высокие места в рейтингах.
/ccf66ea8863d4355a3f054efa50f04da/Screenshot-2022-11-29-at-19.13.38.jpg)
«Понимаешь, я одержим смертью. Я о ней много думаю. Вообще, я смотрю на жизнь пессимистически. <…> Я считаю, что всё в жизни либо ужасно, либо печально. Только эти две категории. Ужас — это смертельно больные, слепые, калеки… Я не понимаю, как они живут. Просто не понимаю. А печально — это всё остальное. Так что, пока жив, скажи „спасибо“, что пока всё только печально. Печально — значит еще повезло», — говорит главный герой «Энни Холл» Элви Сингер своей девушке, покупая ей книгу со словом «смерть» в названии. Когда они будут расставаться, она ему скажет: «Все книги со словом „смерть“ — твои, остальные — мои». Аллен часто шутит на эту тему, и его герои не могут говорить без юмора об ужасных вещах — войнах, голоде, боли и расставаниях. Но «Энни Холл» прекрасен еще и своей честностью. Когда ломается четвертая стена, мы узнаем, что в головах героев. Тот же эффект получаем, когда автор пускает скрытые мысли своих персонажей субтитрами. Мы также гуляем по прекрасному Нью-Йорку шестидесятых, слушаем джаз, болтаем с интеллектуалами на светских вечеринках, попадаем в прекрасные квартиры, заваленные книгами и пластинками, где никогда не умолкает музыка двадцатых. С этой картины начинается так называемая нью-йоркская трилогия Вуди Аллена: «Энни Холл», «Манхэттен» и «Интерьеры».
Романтика Нью-Йорка и чеховская драма
Для «Манхеттена» Вуди Аллен впервые приглашает оператора Гордона Уиллиса, снимавшего «Крестного отца», и решает сделать картину черно-белой. Игра света и тени превращает Нью-Йорк в абсолютно сказочное место, а любой стоп-кадр хочется распечатать и повесить во всю стену, потому что таким идеальным балансом невозможно не любоваться. Зрители часто путают «Манхэттен» с «Энни Холл» из-за похожего сюжета и Аллена вместе с Китон в главных ролях, но отличить их можно по цветовой гамме и сценам с Мерил Стрип. Кроме того, тон режиссера становится все менее шутливым, а герои с экрана говорят на более серьезные темы и сталкиваются с неприятными обстоятельствами.
/396c3a67f4164ad1902ecfc9b239851e/Screenshot-2022-11-28-at-18.53.54.jpg)
/0b3ecd1c2630426dabb0532c02fb7a83/Screenshot-2022-11-28-at-19.01.40.jpg)
/25a3e683c8ff4ace84cb0d9dc5d32290/Screenshot-2022-11-28-at-18.53.48.jpg)
/dddc143c17cd4ac49fcea3da05076276/Screenshot-2022-11-28-at-18.55.07.jpg)
/622126593fa841b5b14fd38d48812c9f/Screenshot-2022-11-28-at-18.57.23.jpg)
/3dbf2eeab440437c9a6efcc118284612/Screenshot-2022-11-28-at-18.56.30.jpg)
/987c0990c24d425abcb4387182b4cbbf/Screenshot-2022-11-28-at-18.59.54.jpg)
/3f93f5b6e3c14f588cab9e8792762d46/Screenshot-2022-11-28-at-18.54.30.jpg)
/4f383d5781554211b0b878a2fcd3c0c8/Screenshot-2022-11-28-at-19.01.03.jpg)
В восьмидесятых Аллен делает свое главное признание в любви к кино — снимает «Пурпурную розу Каира». Здесь самого режиссера нет в кадре, но героиня Мии Фэрроу — Сесилия — как будто воплощает его образ на экране: замкнутая и скромная мечтательница с прекрасным чувством юмора. Ее отличает лишь то, что на мир она смотрит с оптимизмом и надеждой, а еще далека от жизни небедных интеллектуалов — на них она приходит посмотреть в кино. Сесилия хоть и необразованна, любит кино всем сердцем и знает всё о каждом фильме, что идет в кинотеатре Квинса. Муж ее страсти не разделяет, поэтому на сеансы она ходит одна. Но так и лучше — между ней и жизнью где-то там, на экране, нет никаких преград. Однажды эта четвертая стена рушится в буквальном смысле и один из героев полюбившегося Сесилии фильма «Пурпурная роза Каира» выходит в кинозал и сбегает вместе с ней. Но оказывается, что киногерой совсем не приспособлен к реальной жизни, ведь все, что происходит на экране — искусственное. «Люди хотят жить, как герои романов, а герои романов, как люди», — говорит героиня Ферроу.
Хоть Аллен и не был склонен к подписанию манифестов и созданию догматов, как многие другие режиссеры того времени, он высказывает в этой картине свою позицию о том, что такое кино. Это недостижимая мечта, отдаленно напоминающая реальность, романтический идеал, надежда, которая так необходима зрителям. На протяжении карьеры Аллен снимал для своих зрителей фильмы, наполненные юмором. В них не существовало неразрешимых проблем, а герои жили так, чтобы смотреть на них всегда было приятно — в просторных квартирах с видом на Манхэттен, с веселыми вечеринками, на которые приходят красивые пары, обсуждающие литературу.
/1b1ffa4414db4997b6a4cdf1ff3f1c24/Screenshot-2022-11-29-at-11.43.02.jpg)
/a9b2ac96a8cc4a55a2d21e25f6aa31c5/Screenshot-2022-11-29-at-11.42.36.jpg)
/bc4668a369314752a9eb1a7bca0d5355/Screenshot-2022-11-29-at-11.41.48.jpg)
/2ac02a91ca3e4ffcbe9199523a4e8d97/Screenshot-2022-11-29-at-11.41.37.jpg)
/2dc38e213d1f4315acd5ac9bd1f282b0/Screenshot-2022-11-29-at-11.41.25.jpg)
/8a67df59f68b44109ff8fb6ea00a2f93/Screenshot-2022-11-29-at-11.41.33.jpg)
/d3a9d39eae4a40a4b3f1981aa2b6943b/Screenshot-2022-11-29-at-11.41.12.jpg)
/95c8858f0b50430fab820fa51b2b15a9/Screenshot-2022-11-29-at-11.40.54.jpg)
/c215406833cd4e2cb23b237c488f225b/Screenshot-2022-11-29-at-11.45.25.jpg)
Аллен с его любовью к книгам и русским романам сам напоминает Антона Чехова от мира кино — его все знают по забавным и лиричным рассказам, но известен он не только благодаря ним. Режиссер даже снял свою версию «Трех сестер», живущих в Нью-Йорке восьмидесятых, —ч>. Это глубокая картина о взаимоотношениях в одной семье, где только одна из женщин преуспела в актерском мастерстве, она же и заботиться о родителях, детях и муже, изменяющем с ее же младшей сестрой.
Еще одна драма была вдохновлена сюжетом «Сцен из супружеской жизни» его любимого режиссера Ингмара Бергмана — «Мужья и жены». Вообще, Аллен часто делает небольшие отсылки к картинам шведского автора, но еще он не забывает и про Жан-Люка Годара, Микеланджело Антониони, Орсона Уэллса и Федерико Феллини. В шутку или всерьез он воспроизводит кадры из их знаменитых картин или создает целые фильмы, представляя, как герои произведений классиков попали в современность. Его «Знаменитость» — оммаж на «Сладкую жизнь», а «Матч поинт» основан на «Преступлении и наказании» Федора Достоевского.
Остросюжетные триллеры и фильмы-открытки
В начале двухтысячных Вуди Аллен все чаще работает с драмами. «Матч поинт» становится новой вехой в его творчестве сразу по нескольким причинам. Во-первых, здесь уже нет места юмору. Это драма с элементами триллера о том, как далеко готов зайти человек ради собственного материального благополучия. Во-вторых, режиссер впервые выбирается за пределы родного Нью-Йорка и снимает в Лондоне. Как и в «Манхэттене», Лондон становится неотъемлемой частью повествования и даже полноценным героем картины. За эту работу Вуди Аллен был номинирован на «Оскар» за лучший сценарий, получил четыре номинации на «Золотой глобус» и награжден премией «Гойя» за лучший фильм.
/1c0c3f2534d249989b35a254a297d088/Screenshot-2022-11-29-at-12.01.52.jpg)
/3ffdf8c79fa44ca7a6f7dadf05524b8d/Screenshot-2022-11-29-at-12.01.33.jpg)
/d2b72fd9bad44ac79c48b2c6c84a8583/Screenshot-2022-11-29-at-12.01.23.jpg)
/fd26c482b02b44658fbbc93478a8d37f/Screenshot-2022-11-29-at-12.01.45.jpg)
/10be97f6ec424413a3b6ee371fba9326/Screenshot-2022-11-29-at-12.01.08.jpg)
/a43145da432d4689bc34cad031bc643d/Screenshot-2022-11-29-at-12.03.14.jpg)
/743235a35465420392a0e0212c3da288/Screenshot-2022-11-29-at-12.03.31.jpg)
/926ba18ea8534f37a81fa3bed97f0805/Screenshot-2022-11-29-at-12.04.56.jpg)
/45b677d4c6954ec6adcfb098bce9e17b/Screenshot-2022-11-29-at-12.03.57.jpg)
Похожей получилась и следующая работа режиссера — «Сенсация». Снова история об убийстве, опять Лондон и Скарлетт Йоханссон в главной роли. Данью классическому кинематографу и Теннесси Уильямсу стала картина «Жасмин» с Кейт Бланшетт в главной роли, которая по сюжету и образу героини напоминает «Трамвай „Желание“». Это тоже невеселая история о женщине, вынужденной покинуть квартиру в Нью-Йорке и уехать в глушь к сестре. Здесь тоже замешаны деньги, обман, измены, недоверие, а все герои в конце уносят с собой лишь чемоданы с чувством вины и опустошенности — с таким багажом никуда уже не уедешь. Эту работу Аллена называли самой зрелой, так как режиссура и сложные сюжетные перипетии были совсем не похожи на тот стиль, с которым он ворвался в кинематограф.
В 2008 году Вуди Аллен снимает свой первый фильм в Испании. Если Лондон еще как-то можно сравнить с Нью-Йорком, то жаркая Барселона — это совершенно другое дело. Оператором картины «Вики, Кристина, Барселона» стал Хавьер Агирресаробе, снимавший для самого испанского режиссера Педро Альмодовара «Поговори с ней». Благодаря этому творческому тандему фильм искрится от света: каждая сцена изнутри сияет легкостью, волшебством и ощущением влюбленности (в Испанию или в сангрию). Главные роли в картине исполнили звезды первой величины — Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Скарлетт Йоханссон и Ребекка Холл. Это история о двух подругах, приехавших на каникулы в Испанию. Они то и дело попадают в любовные треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. На первый план выходит жизнь самой Барселоны — романтизированной, но такой прекрасной, что оторваться невозможно. Пары горячо скандалят и не менее жарко мирятся, всюду светит солнце, а обворожительные испанцы сходят с ума то от Вики, то от Кристины, то от Барселоны. Это одна из тех картин, которые стоит посмотреть, когда в жизни идет что-то не так, и стать той самой Сесилией из «Пурпурной розы Каира», чтобы попасть в этот мир грез и страсти на экране. После «Вики, Кристина, Барселона» Вуди Аллен снял еще несколько таких фильмов-открыток, на которые хочется наклеить марку и отправить их тем, кто нуждается в красивой мечте.
/2c217445f3b047da927e1e069aacee37/Screenshot-2022-11-29-at-11.46.50.jpg)
/48953ebfdf2148478b7c928ceaaab07a/Screenshot-2022-11-29-at-11.52.08.jpg)
/01420a7830a54a0d8dee052ba8dc7cd9/Screenshot-2022-11-29-at-11.46.42.jpg)
/2ba9715bcbe442d8888d4afd12d380eb/Screenshot-2022-11-29-at-11.53.51.jpg)
/8dea3323512c4c0b8e2655df8d0f8a42/Screenshot-2022-11-29-at-11.47.12.jpg)
/7a36e2811539406d82b9467b16b141f0/Screenshot-2022-11-29-at-11.53.12.jpg)
/39a251b1ab744a0dbcd33b7294087e2c/Screenshot-2022-11-29-at-11.46.45.jpg)
/926018f060f941a9913ea58edbdb6cb6/Screenshot-2022-11-29-at-11.55.03.jpg)
/56b11fc8cf2448f58ab532a635136dc8/Screenshot-2022-11-29-at-11.47.28.jpg)
/acef87faa8e542739052c421626df354/Screenshot-2022-11-29-at-11.48.53.jpg)
/2e20f5e1e7674f1b9d355a61e0572035/Screenshot-2022-11-29-at-11.47.17.jpg)
/6fcc051a25f94445aa8e5e3cc63b2669/Screenshot-2022-11-29-at-11.48.22.jpg)
/7f1e5ee5decf4fc281ca542caf203d7b/Screenshot-2022-11-29-at-11.47.25.jpg)
/a88a2f24074f4f96950a67b42edd45d4/Screenshot-2022-11-29-at-11.46.47.jpg)
«Полночь в Париже» — романтическая сказка о потерянном времени, где герой попадает в двадцатые годы и встречает великих писателей. Наверное, после его просмотра количество туров в Париж изо всех точек мира резко возросло. Пускай настоящая столица Франции не совсем похожа на тот город, что показывает Вуди Аллен, но это же все-таки мечта, а она не должна быть слишком реалистичной. «Римские приключения» и «Фестиваль Рифкина» тоже рассказывают о прекрасных европейских городах, где любая сказка может стать реальной.
Ностальгия о несбывшемся прошлом
Помимо мечтаний о чудесах, возможных где-то в далекой Европе, Вуди Аллен будто мечтает еще и о прошлом. Он все чаще говорит о двадцатых годах, которые не застал. Как сказал герой Оуэна Уилсона в «Полночи в Париже», они стали «золотой эпохой». В то время танцевали чарльстон и играли джаз, кругом строились города в стиле ар-деко, будущее казалось прекрасным и беззаботным, а счастье было близко. По крайней мере, так считает герой-романтик Уилсона: «Знаете, ностальгия — это отрицание. Отрицание тягостного настоящего».
В «Светской жизни» Вуди Аллен, наконец, показывает нам этот «потерянный рай». Главный герой — комик и сценарист (нет, не угадали, его играет не Вуди Аллен, а Джесси Айзенберг) влюбляется в помощницу своего богатого дяди, ее роль исполнила Кристен Стюарт. Это тоже ромком, после просмотра которого хочется верить любовь. В качестве оператора Вуди Аллен выбрал Витторио Стораро, снимавшего «Конформиста» и «Последнее танго в Париже» для Бернардо Бертолуччи, сумевшего показать весь золотой блеск ушедшей эпохи Голливуда. Получилась история об упущенных возможностях, о том, что было бы, если бы Джей Гэтсби решил стать сценаристом. Попытка режиссера вновь взглянуть на свое творчество.
/4b17d416714348dab48f741fed9ffb59/magiya-lunnogo-sveta___b-m___2022-03-31.00_20_49_07.Still012.jpg)
/150c3b2b1b394f35aa872581b68e8bd9/magiya-lunnogo-sveta___b-m___2022-03-31.00_25_36_13.Still019.jpg)
/8474b3a427aa4ef7af597cd6265cde0d/magiya-lunnogo-sveta___b-m___2022-03-31.00_36_01_08.Still027.jpg)
/a88dbfd5dcc54ffb9c358680554f4c4a/magiya-lunnogo-sveta___b-m___2022-03-31.00_43_44_09.Still038.jpg)
/64880f5ecfa9442897ca6960f54f0eb2/magiya-lunnogo-sveta___b-m___2022-03-31.00_47_25_12.Still039.jpg)
/a9991bc8d57b4ca0aa54243a3a8c3852/magiya-lunnogo-sveta___b-m___2022-03-31.00_55_24_02.Still041.jpg)
/7e592a0919844a6091d88d25e7863d1c/dozhdlivyy-den-v-nyu-yorke___b-m___2022-04-16.00_27_18_18.Still006.jpg)
/f0a3ea5d3b804803bed4d69c6cfae159/dozhdlivyy-den-v-nyu-yorke___b-m___2022-04-16.01_13_07_02.Still025.jpg)
/b09d386624494811a76fec8e3eb35fd3/dozhdlivyy-den-v-nyu-yorke___b-m___2022-04-16.00_35_49_20.Still008.jpg)
/9c91c74aff064b7d8b65c7b717e53bc4/dozhdlivyy-den-v-nyu-yorke___b-m___2022-04-16.00_43_36_00.Still013.jpg)
/9b144a767c574811935419c775362696/dozhdlivyy-den-v-nyu-yorke___b-m___2022-04-16.00_10_46_11.Still004.jpg)
/fd0a8c28b58b4459a2a350e44125eb99/dozhdlivyy-den-v-nyu-yorke___b-m___2022-04-16.01_24_26_14.Still033.jpg)
/2b3721db44084ab5a62fc6d7d359bce2/svetskaya-zhizn___b-m___2021-11-30.01_26_10_22.Still060.jpg)
/0ace8c33c971437b86f3052670007cc7/svetskaya-zhizn___b-m___2021-11-30.01_23_53_19.Still058.jpg)
/fad38382681a4369aa01a26800d617e2/svetskaya-zhizn___b-m___2021-11-30.01_15_31_23.Still048.jpg)
/59bfdc66bc974a9490460137e51806b7/svetskaya-zhizn___b-m___2021-11-30.01_14_08_11.Still047.jpg)
/83fce1f9e51d443a9de1c519af028175/svetskaya-zhizn___b-m___2021-11-30.00_48_59_12.Still044.jpg)
/e2d870413fd54a2baf952f833eca7f46/svetskaya-zhizn___b-m___2021-11-30.00_18_58_16.Still034.jpg)
/a4a53478cbce4de9898831e56c46ca08/svetskaya-zhizn___b-m___2021-11-30.00_08_05_22.Still018.jpg)
/23afac830c2a4a1eb48f4894e959a2af/zhasmin___b-m___2022_04_04.01_25_28_17.Still033.jpg)
/3366692db07d4585bd95c63c6a496083/zhasmin___b-m___2022_04_04.00_19_34_05.Still013.jpg)
/1a8231293738477ba502944cfdbbc756/zhasmin___b-m___2022_04_04.00_18_28_24.Still009.jpg)
/9c845300a037403ebf58eb8bfefb352e/zhasmin___b-m___2022_04_04.00_16_49_10.Still008.jpg)
/acc9da90bfa749b085fbe4512bc7fecf/zhasmin___b-m___2022_04_04.00_05_57_02.Still003.jpg)
/08b82d4ea26e453e84895af00465c0a5/viki-kristina-barselona___b-m___2022-05-30.00_15_42_24.Still012.jpg)
/76dfe7e5af3c42038771bd9173cc8ae7/viki-kristina-barselona___b-m___2022-05-30.00_05_01_03.Still005.jpg)
/6de0a51a9fd5455bbdc760b1d93057f5/viki-kristina-barselona___b-m___2022-05-30.00_04_58_02.Still003.jpg)
/568d54f7939e4106a37cc59a4d45fead/viki-kristina-barselona___b-m___2022-05-30.01_13_51_17.Still029.jpg)
Еще одним фильмом об ушедшей эпохе стала «Магия лунного света» — история о том, как иллюзионист приехал на Лазурный берег разоблачить местного медиума. Колин Ферт примерил на себя образ самого Вуди Аллена и стал невротиком-агностиком, ищущим смысл жизни, а Эмма Стоун, как она сама говорила, старалась придерживаться стиля актерской игры Дайан Китон в «Энни Холл». Это тоже фильм-открытка с прекрасными пейзажами и миром, в который так хочется попасть.
В «Дождливом дне в Нью-Йорке» мы снова возвращаемся на родину режиссера. Но даже в таком знакомом месте он больше не хочет нас смешить, как раньше. Вместо этого показывает современность, в которой все до боли напоминает об ушедшей молодости автора: пиджаки Тимоти Шаламе, джаз и холлы старых отелей, где когда-то собиралась интеллигенция в «Манхеттене». Здесь героя Шаламе действительно зовут Гэтсби, но в отличие от литературного оригинала этот юноша уже родился в богатой интеллигентной семье. Он скучающий интеллектуал, в традициях старого-доброго Вуди Аллена, который привез девушку (ее играет Эль Фаннинг) в родной Нью-Йорк на выходные. Эта картина, как и несколько предыдущих, пропитана алленовской ностальгией и его насмешливым, но не слишком злым цинизмом. «Жить надо либо в Нью-Йорке, либо вообще не жить. Такого уровня тревоги, враждебности, паранойи вы нигде не найдете. Потрясающее чувство», — произносит Гэтсби.
/b989d15b8e464003bd3ac17c4891e953/Screenshot-2022-11-29-at-11.47.21.jpg)
Говорят, что фильмы Вуди Аллена похожи между собой лишь начальными титрами — они всегда выполнены в одной стилистике: белые буквы, набранные шрифтом с засечками, как в старых газетах, и черный фон. Сначала он снимал гротескные комедии, потом изобрел фильмы о страдающих интеллектуалах, делал глубокие драмы, экспериментировал с полижанровостью, держал в напряжении своими триллерами, а затем перешел к ностальгическим ромкомам. Творчество Достоевского и Толстого Вуди Аллен сравнивал с сытным и питательным обедом, а последние картины самого режиссера напоминают пирожное «картошка» в позолоченной глазури — выглядит так красиво, что невозможно налюбоваться, а внутри — не модные «мотти» или «красный бархат», а знакомый и любимый вкус. Кусая, всегда знаешь, что тебя ждет, и никогда не разочаровываешься, потому что получаешь ровно то, что хотел. В последние десять лет юмор Аллена тоже изменился — он больше не заставляет нас хохотать, но ни разу не улыбнуться при просмотре его фильмов — невозможно. Он шутит гораздо легче, чем в начале пути, но главное, увлекает зрителей историями и добавляет свой «секретный ингредиент» — надежду, что однажды мы все попадем в красивую сказку и найдем «Пурпурную розу Каира».
/4b5c5ed4eca143edabcc387625659f2c/Screenshot-2022-11-29-at-12.08.38.jpg)
/55547f8e9edf4b46a43294cfa7c5ff4d/Screenshot-2022-11-29-at-10.37.27.jpg)
/93c08ae44f664260998eeb4ca93e1473/Screenshot-2022-11-29-at-19.14.04.jpg)
/1922514653fe402484022b0d9f0657e8/Screenshot-2022-11-28-at-19.04.28.jpg)
/27f08016ab984f758fb291ea266527cc/Screenshot-2022-11-29-at-11.33.09.jpg)
/d405ce0038f74b47af4ac6197150dda4/Screenshot-2022-11-28-at-19.01.31.jpg)