КОЛОНКА

От хорошей девочки до зумерки-феминистки: как эволюционировали женские образы в подростковых сериалах

Любовь Егорова

Журналист, кинокритик, автор рубрик «С любовь о кино и сериалах» в Cosmopolitan, автор Esquire, автор HELLO!

Одна из новинок START — французский сериал «Девчонки» о силе женской дружбы, давшей отпор кибербуллингу и грязным секретам. Эти девчонки в защите не нуждаются, как и героини других современных сериалов. Но еще несколько лет назад ситуация в корне отличалась. Мы решили вспомнить, как эволюционировали женские персонажи в подростковых сериалах.

Немного цифр

Согласно американской статистике, взрослые женщины чаще смотрят ТВ-проекты, чем мужчины. Несмотря на это, мужских персонажей до сих пор больше: по данным Центра изучения женщин на телевидении и в кино в 2021 году на экране показывали мужчин в два раза чаще, чем женщин. Понятно, что количество женщин в кадре зависит от их количества за кадром. Тут перемены гораздо более разительные: в 2010 году в Американской гильдии сценаристов было всего 29% сценаристок ТВ-проектов, а в 2020 — уже 45%. Подобной статистики в России никто не ведет. Общемировой тоже нет.

80-е: время хороших девочек в беде

Вспомним популярные американские сериалы 80-х: «Квантовый скачок», «Рыцарь дорог», «Частный детектив Магнум» «Команда А» «Джамп стрит, 21». В них главные герои — мужчины. Это было время суровых парней.

Подростковых сериалов мало: «Чарльз в ответе», где главный герой — парень; «Альф», где ключевой персонаж — пришелец, и «Фантастическая девушка» — наверное, единственный сериал 80-х про подростков с главной героиней. Правда, 13-летняя Иви показана откровенно недалекой. Сюжет всего ситкома строится на том, что она необдуманно использует свои суперспособности, унаследованные от отца.

Кадр из мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь»

Зато в 80-е появляется много мультсериалов, которые пользуются популярностью у подростков: «Чип и Дейл спешат на помощь», «Утиные истории» и «Черепашки мутанты ниндзя». Правда, и там главные персонажи — мужские.

Гаечка даже не вынесена в название сериала «Чип и Дейл спешат на помощь», хотя она тоже активно участвует в спасательных миссиях. Но будем честны: чаще всего она приходит на подмогу как пилот, изобретатель и механик. Гаечка — вспомогательный персонаж, который помогает раскрыть главных героев через их соперничество на романтическом поприще. Чувства же самой Гаечки мало интересуют Чипа и Дейла.

В «Черепашках мутантах ниндзя» единственный женский персонаж — репортер Эйприл О’Нил. Она вечно оказывается в опасных ситуациях, а парни-черепашки ее спасают. Главный злодей Шреддер часто использует Эйприл в качестве приманки, чтобы выманить черепашек из укрытия.

Кадр из сериала «Гостья из будущего»

А что в это время в СССР? Популярных подростковых сериалов много, правда, там тоже мальчишки в главных ролях: «Приключения электроника», «Тимур и его команда» и многие другие. Но самая яркая главная героиня подростковых сериалов 80-х появляется именно в Советском Союзе. Это Алиса Селезнёва из «Гостьи из будущего». В школе девушка впечатляет всех знанием английского и самыми длинными прыжками на физкультуре. В конце сериала именно она спасает из лап пиратов Колю, а не наоборот. Символично, что в финале Селезнёва возвращается в будущее, ведь главным героиням нет места в 80-х.

90-е: Женское счастье в семье и детях

В это десятилетие главная цель девушек на экране — удачно выйти замуж. Самый популярный сериал 90-х «Друзья» завершается, когда каждая из героинь находит свою истинную любовь; к этому моменту у всех девушек уже есть дети. Женщина-карьеристка в то время изображается одинокой и несчастной. Вспомним сериал «Элли МакБил» про успешного адвоката, у которой не ладится личная жизнь. В тоже время появляется образ одинокой женщины-воительницы: Зена — королева воинов.

Кадр из сериала «Бухта Доусона»

Весь сюжет первого сезона «Бухты Доусона» строится на том, что хорошая девочка Джоуи мечтает о соседском мальчике из богатой семьи Доусоне, а тот считает ее другом. Он влюбляется в нее только тогда, когда видит на сцене в вечернем платье и с макияжем на конкурсе красоты. Дальнейшие пять сезонов они встречаются и расстаются.

2000-е: девушки не хотят ничего решать, а хотят платьице

В нулевые женщины чаще становятся центральными персонажами, но их речи и поступки продолжают писать и снимать мужчины. Так на экране появляются женские версии «мужских» профессий: «Шпионка», где Дженнифер Гарнер играет двойного агента и лихо укладывает на лопатки плохих парней, и «Темный ангел» с Джессикой Альбой в роли идеального солдата. Это сильные, почти неуязвимые героини, владеющие навыками стрельбы и боя. На задания они отправляются в сексуальных нарядах и с распущенными волосами, которые не лезут в глаза. Проблема этих сериалов в том, что в них легко можно заменить главную героиню на героя, и ничего толком не изменится.

Кадр из сериала «Шпионка» 

Показательным примером героини-подростка в это время становится «Вероника Марс» — старшеклассница, которая после школы помогает собирать улики отцу-детективу. Автор идеи сериала — Роб Томас. Изначально он писал «Веронику Марс» как роман для подростков с мужским центральным персонажем, а потом просто подставил женское имя.

В это же время эволюция женского образа начинает идти и в другую сторону — в сторону женственности. В конце 90-х стартует «Секс в большом городе», который закрепляет за женщинами интерес не только к интимной сфере, но и к моде. Подростковые сериалы подхватывают этот тренд, и появляется «Сплетница» — история о жизни манхэттенской элиты, где все героини одеты как на подбор. Сериал задумывался с целью научить молодежь стильно одеваться, поэтому к его созданию привлекли профессионального дизайнера — Эрика Дамана. Героини «Сплетниц» задавали тренды: Блэр, одна из первых королев драмы, ввела моду на цветные ободки и одежду, напоминающую школьную форму, а Серена научила зрительниц носить экстремальные мини.

Кадр из сериала «Сплетница»

До 2000 годов в подростковых сериалах чаще всего показывали стройных, ухоженных, сексапильных девушек в опрятной одежде. Обычно они были добрыми, коммуникабельными и постоянно улыбались. Тинейджеры сравнивали себя с идеальными героинями и комплексовали. Наконец в противовес гламурным девушкам появилась «Дурнушка Бетти» в очках и с брекетами. Эта американская адаптация колумбийской «мыльной оперы» взяла два «Золотых глобуса» и распространила образ Бетти по всему миру: в 70 странах вышли свои версии. Полноватая веснушчатая героиня, далекая от стиля, высмеивала тягу девушек к гламуру и их стремление искать недостатки в собственной внешности.

2010: поднимаются запретные темы

Чем больше женщин появляется среди сценаристов и режиссеров, тем реалистичнее становятся персонажи. Оказывается, у экранных девушек бывают месячные, и они ходят к гинекологу. И это обычная часть их жизни, с которой они сталкиваются по мере взросления. Например, в «Конце гребаного мира» в кадре показывают кровь главной героини.

Выясняется, что мир девочек не такой уж беззаботный. Раньше девочек в подростковых сериалах часто играли актеры, которые были намного старше персонажей. Например, Лиа Мишель в 22 года изображала школьницу Рейчел в сериале «Хор». И вот тинейджеры смотрели на взрослых, сексуальных, уверенных в себе актрис в роли подростков и комплексовали.

Кадр из сериала «Хор» 

По данным исследования 25 молодежных американских телесериалов 2009-2010 годов над сексуальной эксплуатацией девочек чаще шутили, чем над взрослыми женщинами. 37% упоминаний сексуальной эксплуатации подростков в сериалах подавались как шутки — некоторые ТВ-проекты решили, что лучшим способом борьбы с серьезной проблемой будет юмор. Например, в подростковом мультсериале «Гриффины» можно встретить сексистскую шутку: «Эта девочка идеальна, если ты собирался купить секс-рабыню, но не собирался тратить на это деньги». 

Кадр из мультсериала «Гриффины»

Но по данным исследования, такие эпизоды плохо влияют на подростковую психику, поскольку изображают подобное поведение по отношению к девушкам как нечто нормальное.

Со временем в подростковых сериалах стали не высмеивать, а показывать всю серьезность подобных вещей. В скандальном сериале «Школа» Валерии Гай Германики школьнице Ане Носовой приходится в одиночку переживать шантаж химика и насмешки одноклассников над ее эротическими фотографиями, попавшими в сеть. Девочка не замалчивает эту историю, а идет к директору школы и жалуется на преподавателя, после чего его увольняют.

В подростковой драме «13 причин почему» главная героиня Ханна случайно видит, как насилуют подругу, но молчит об этом, а потом тот же парень насилует ее саму. Она пытается с кем-то поговорить о произошедшем, но ни друзья, ни даже школьный психолог не хотят ее слушать. В итоге она кончает жизнь самоубийством.

Кадр из сериала «13 причин почему» 

Но лучшая зарисовка на эту тему пока в «Половом воспитании». В одной из сцен Эйми заходит в автобус, и на ее ногу мастурбирует мужчина. Поначалу она сама не воспринимает произошедшее всерьез, но потом сталкивается с сильными психологическими последствия этого эпизода. У девочки подорвано доверие к мужскому полу, она больше не может заниматься сексом со своим парнем и настороженно относится к любому тактильному контакту. Именно подруга помогает ей понять, что это проблема, и отправляет к сексологу.

2020-е: современные девушки сами спасают себя и подруг

Общая тенденция сейчас — взгляд на героинь через феминистскую оптику, избегание идеализации, больше достоверности. Уходит в прошлое навязанный феминизм, как в «Охотницах за привидениями», где женщины объективируют мужчин, и заигрывание с «новой этикой», где важен не сюжет, а гендерный баланс («Супергерл»). Сегодняшних героинь создают и пишут женщины. Поэтому они получаются объемными и живыми. Они ищут уже не только парней, но и себя: некоторые размышляют о гендерной идентичности и выбирают между полами.

Кадр из сериала «Нормальные люди» 

Текущий период хорошо характеризует ирландский сериал «Нормальные люди» о двух старшеклассниках (Марианне и Коннелле), влюбленных друг в друга. В нем нет деления на хороших и плохих, никто никого не осуждает. Просто два человека со своими слабостями и достоинствами учатся быть собой, ладить с другими и преодолевать неловкость друг перед другом. Достоинство сериала и в том, как показывают секс: Марианне для оргазма нужны продолжительные ласки, ее заводит вид обнаженного мужского зада. Кстати, оба оператора сериала — женщины.

Женские персонажи не только оказываются в центре внимания — их изображают как гениев, чего раньше почти не встречалось. Такова Бетт из сериала «Ход королевы». Она школьница, которая обыгрывает взрослых шахматистов. При этом гениальна главная героиня только в шахматах. Направив всю энергию на эту часть жизни, в других она проигрывает: в ее повседневности много наркотиков и алкоголя. Вопреки стереотипному образу болтливой, эмоциональной женщины, Бетт немногословна и холодна.

Кадр из сериала «Девчонки»

Современные героини могут быть опасными. Так происходит в сериале «Девчонки». Проект рассказывает о жизни 15-летних подруг на баскском побережье Франции. Жизнь Хлои, Руби, Софи и Констанс резко меняется после вечеринки в честь окончания учебного года. Для их одноклассницы Анаис тусовка закончилась комой — ее сбили на машине. Кто это был, пытаются понять все герои сериала. Подозрения падают на незнакомку Билли, прибывшую в городок сразу после аварии. Заметьте: первая под подозрением — женщина, а не мужчина, как это было во многих других сериалах.

Проект развеивает еще один стереотип: спасать женщину должен мужчина. В «Девчонках» Софи вытаскивает из моря Билли, когда та решает утопиться. Она же выступает в амплуа, в котором обычно изображали мужчин: технический специалист. Девочки в сериалах обычно не дружат с техникой (вспомним Пенни из «Теории Большого взрыва»), но именно Софи проворачивается хакерские штучки в сериале.

Кадр из сериала «Девчонки»

Константс представляет направление бодипозитива. Она знает, что у нее лишний вес, но комплексовать начинает, только когда сталкивается с неразделенной любовью. При этом никто в сериале полной ее не считает — никаких обесценивающих комментариев и дурацких шуток.

«Девчонок» делали преимущественно женщины: режиссер Зои Ковет, продюсер Кати Раис, почти все сценаристы — Эстель Сурбранс, Элис Бенруби, Виктория Мюзидлак, Шарлотта Векиет. Поскольку они не выдумывали героинь, а писали их с обычных женщин и с самих себя, персонажи похожи на девушек, которых можно каждый день встретить на улице. Они не выглядят идеально, не всегда приветливы, у них бывает плохое настроение, а иногда они вообще не понимают, что с ними происходит.

Эволюция женских образов в подростковых сериалах: почему это важно

Во-первых, девушек стало больше в главных ролях. Во-вторых, наблюдается уход от идеализации, объективации, представления девочек глазами мужчин. В-третьих, у героинь появилось больше свободы. В-четвертых, они перестали быть пассивными: не декорации для развития мужчин, а самостоятельные личности, у которых есть интересы кроме семьи. В-пятых, уходят гендерные стереотипы: старые представления о «настоящей женщине» и «настоящем мужчине» больше не актуальны. В-шестых, в сериалах начинают говорить на ранее запретные темы женской физиологии: месячные, аборты, гинекологи. В-седьмых, сексуальное насилие и эксплуатация осуждаются, а не высмеиваются на экране.

Вся эта эволюция хорошо показана в сериале «Ванда\Вижн», который начинается как ситком 50-х с закадровым смехом и идеальными мужем и женой, а заканчивается принятием реальности, когда главная героиня понимает, что муж мертв, и сама уничтожает мыльный пузырь, в котором жила долгие годы.

Кадр из сериала Ванда/Вижн 

Еще в 90-е известный психолог, создатель социального когнитивизма Альберт Бандура доказал, что девочки чаще всего учатся строить близкие отношения, смотря на своих старших подруг и сестер, а также на основе образов медиасреды. Подростки воспринимают ТВ как отражение жизни общества. Смотря сериалы, девочки учатся, как вести себя с мальчиками, а мальчики — как обращаться с девочками.

Поэтому важно, чтобы эволюция женских образов на экране продолжалась. Чтобы у девочек, у которых нет поддержки от родителей, нет положительных примеров здорового общения с противоположным полом и образцов для подражания в карьерном плане, было все это хотя бы на экране. Чтобы они вдохновлялись примерами стойкости духа любимых героинь и думали: «Если она смогла, то и я смогу».

2022, Драмаия, Детектив

Поделиться
Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно