ПОДБОРКА

Жуткие, тягучие, метафоричные: 10 фильмов в жанре постхоррор

Егор Луканин
Кинокритик, киновед

Фильм ужасов — один из старейших и самых многоликих жанров кинематографа. Но критики и зрители редко воспринимали картины, эксплуатирующие наши страхи, как высокое искусство. Все изменилось, когда появился феномен постхоррора, или «возвышенного» хоррора. Так обычно называют независимые инди-картины, сдержанные, минималистичные и тягучие. Решили собрать для вас на Хеллоуин список из 10 хорроров, которые затрагивают трудные и глубокие темы, полны метафор и недосказанности, а также понравятся даже тем, кто считает, что фильмы ужасов не для них.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
«Оно»
Группа подростков из Детройта сталкивается с загадочной сущностью, принимающей любой облик и последовательно преследующей каждого из них. Существо, от первого лица которого часто снимает камера, передается от героя к герою, подобно вирусу. Так 19-летняя Джой (Майка Монро) начинает видеть странные вещи и ощущать чье-то тревожащее присутствие вскоре после незащищенного сексуального контакта.
«Оно» (2014)
«Оно» (2014)
«Оно» (2014)
«Оно» (2014)
«Оно» (2014)
«Оно» (2014)
«Оно» (2014)
Режиссер сюрреалистичного детектива «Под Сильвер-Лэйк» Дэвид Роберт Митчелл дебютировал поразительно стильной и гнетущей лентой. Обволакивающий электронный саундтрек от музыканта Disasterpiece и выверенная операторская работа почти безупречно создают постоянное ощущение паранойи и преследования. Сейчас кажется, что этот фильм стал одним из первых предвестников изменений в жанре. Многие критики небезосновательно трактуют «Оно» как развернутую метафору на тему незащищенного секса. Однако обилие интересных деталей и проходящих лейтмотивом цитат из прозы Достоевского позволяют смотреть на картину как на более обширное и тонкое высказывание о смерти и ее неумолимом приближении к каждому из нас.
«Бабадук»
Если «Оно» Митчелла очертило некоторые стилистические тенденции «возвышенного» хоррора, то австралийский фильм «Бабадук» постановщицы Дженнифер Кент наметил множество характерных для поджанра сюжетных мотивов и тем. Картина возвращается к основной концепции классической литературы ужасов — использованию страшного и сверхъестественного как воплощения человеческой травмы и негативных эмоций.
«Бабадук» (2014)
«Бабадук» (2014)
«Бабадук» (2014)
«Бабадук» (2014)
«Бабадук» (2014)
«Бабадук» (2014)
«Бабадук» (2014)
Эмоциональный костяк ленты — история женщины Амелии, роль которой очень выразительно исполняет актриса Эсси Дэвис. Шесть лет назад героиня потеряла мужа и родила сына в один и тот же день. Трудности матери-одиночки и страхи ее воспитанного без отца ребенка находят физическое воплощение, когда в их руки попадает книга об ужасном монстре по имени Бабадук. Раскрытие тем утраты и горя на материале жанра в свое время впечатлило даже режиссера «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина, который писал, что «никогда не видел более ужасающего фильма, чем “Бабадук”». С этим, конечно же, могут поспорить любители более традиционных ужастиков, но вклад Кент в новый формат хоррора неоспорим.
«Ведьма»
Мощный режиссерский дебют Роберта Эггерса — мастера одновременно сюрреалистичных и натуралистично точных исторических картин, в прошлом году отошедшего от хоррора к эпическим полотнам о викингах вроде «Варяга». Во многом благодаря «Ведьме» подобные фильмы ужасов стали визитной карточкой студии А24. Непонятно, что пугает в ленте больше: точечно рассеянные по сюжету сверхъестественные элементы или суеверный мрак в головах и сердцах ее героев — пуританских фермеров из XVII века, которые покидают свою деревню и селятся рядом с лесом в Новой Англии. Вскоре у семьи из шести человек исчезает младший ребенок. Переживание тяжелой утраты быстро превращает быт оставшихся жителей дома в параноидальный кошмар. Основным подозреваемым в пропаже становится младшая дочь Томасин (Аня Тейлор-Джой), мечтающая о свободе и не разделяющая религиозного фанатизма родителей.
«Ведьма» (2015)
«Ведьма» (2015)
«Ведьма» (2015)
«Ведьма» (2015)
«Ведьма» (2015)
«Ведьма» (2015)
«Ведьма» (2015)
Вопреки медленному темпоритму, «Ведьма», подобно порталу в прошлое, затягивает в мрачный и аутентичный мир первых поселенцев, веры в сверхъестественное и диких по современным меркам нравов. По ходу просмотра зритель погружается в мировоззрение героев и сам находит себя на распутье между верой в дьявольские силы и рациональным объяснением происходящего трудными условиями жизни и мифическим сознанием персонажей. Одно понятно точно: жуткий и неожиданный финал ленты вряд ли оставит кого-то равнодушным, как и перфоманс, благодаря которому зрители впервые узнали об Ане Тейлор-Джой.
«Реинкарнация»
Картина, с выходом которой о постхорроре начали говорить как об оформившейся тенденции, принесла поджанру один из его ярчайших голосов — Ари Астера. Молодой режиссер дебютировал фильмом, который вдохновлен престижной классикой вроде «Изгоняющего дьявола» Фридкина и «Ребенка Розмари» Романа Полански в той же степени, как работами мэтров Ингмара Бергмана и Питера Гринуэя. От шведского классика постановщик безусловно перенял тему сложных и нездоровых семейных отношений, одновременно развивая намеченные в «Бабадуке» и «Ведьме» черты «возвышенного» фильма ужасов.
«Реинкарнация» (2018)
«Реинкарнация» (2018)
«Реинкарнация» (2018)
«Реинкарнация» (2018)
«Реинкарнация» (2018)
«Реинкарнация» (2018)
«Реинкарнация» (2018)
Тони Коллетт блестяще сыграла Энни — мать большого семейства, жизнь которого меняется навсегда после смерти бабушки. О фильме «Реинкарнация» желательно знать как можно меньше, ведь уже на двадцатиминутной отметке на экране происходят шокирующие и сбивающие с толку события — и в дальнейшем лента не раз меняет свою жанровую специфику. Достаточно лишь сказать, что картина выстроена по принципам неумолимой греческой трагедии. В финале этот выразительный и изощренный дебют оставляет столь гнетущее и одновременно катарсическое ощущение, какое способны вызвать лишь немногие фильмы.
«Маяк»
Двое смотрителей маяка — бывалый моряк Томас Уэйк (Уиллем Дефо) и загадочный молодой человек Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон) — застревают на маленьком островке в разгар страшного шторма. За время пребывания они погружаются в пучину безумия, где смешиваются русалки, морские божества и призраки прошлого. А сильная неприязнь героев друг другу перетекает в настоящую битву между представителями разных поколений.
«Маяк» (2019)
«Маяк» (2019)
«Маяк» (2019)
«Маяк» (2019)
«Маяк» (2019)
«Маяк» (2019)
Вторую ленту Роберта Эггерса многие критики окрестили «Сиянием» XXI века: это кино столь же жуткое, абсурдное и стилистически выверенное, а вопросов без ответов после просмотра остается чуть ли не больше. При этом киноязык режиссера «Маяка» отсылает даже не к Кубрику, а к традициям немецкого киноэкспрессионизма 1920-х и ранним монтажным экспериментам французских и советских постановщиков. Выразительное черно-белое изображение и хитросплетенные последовательности кадров создают у зрителя ощущение вечного запоя, в котором реальность смешивается с мифическими фантазиями, а время останавливается или течет слишком быстро. Экзистенциальный ужас и абсурдный юмор переплетаются, рождая уникальную интонацию.
«Солнцестояние»
Дани (Флоренс Пью) с трудом переживает психологическую травму после семейной трагедии. Ее парень Кристиан (Джек Рейнор), который давно отдалился от девушки и не расстается с ней лишь из жалости, вынужденно берет ее с собой в поездку в отрезанную от всего мира шведскую деревушку. Там компания аспирантов-антропологов собирается принять участие в празднике летнего солнцестояния — древнем торжестве, окруженном ореолом тайны и мистики. Разумеется, местные обряды оказываются намного более опасными, чем представлялось любознательным ученым и их спутнице.
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
Еще одна мрачная и неуютная картина Ари Астера закрепила за ним звание главного творца в жанре постхоррора. Если в «Реинкарнации» постановщик исследовал нездоровые семейные связи, то «Солнцестояние» вдохновлено его расставанием с девушкой. На тему токсичных отношений и газлайтинга постановщик рассуждает, используя фактуру культового направления фолк-хоррора, не раз делая отсылки к картине Робина Харди «Плетеный человек». Как и предыдущий фильм режиссера, размеренное «Солнцестояние» к финалу шокирует и филигранно погружает зрителя и героиню Флоренс Пью в состояние сильнейшего негативного аффекта. К тому же это просто очень красивое кино, ломающее правила «ночного» жанра, снятое днем в ослепляющих белых тонах.
Молодая женщина Сара уезжает от жестокого супруга в ирландскую глушь вместе с сыном Крисом — непоседливым мальчиком, который становится совсем несносным после разлуки с папой. Тяжелая материнская доля облегчается, когда однажды ребенок убегает из дома к странной яме в окрестностях и возвращается подозрительно милым и послушным. Такая перемена пугает героиню — особенно после разговора с пожилой парой, когда-то потерявшей малыша при загадочных обстоятельствах.
«Другой» (2019)
«Другой» (2019)
«Другой» (2019)
«Другой» (2019)
«Другой» (2019)
Дебютант Ли Кронин поставил скромный и сдержанный, но атмосферный и неглупый хоррор. В рамках новых тенденций «Другой» весьма любопытно переосмысляет классический сюжет о подмененных детях. Картина во многом держится на тонком исполнении малоизвестной актрисы Шаны Керслэйк, нагоняющем жуть саундтреке и умелом развитии темы материнства, ранее раскрытой в «Бабадуке» и «Реинкарнации». Для ирландского постановщика фильм стал путевкой в Голливуд. Через несколько лет Кронин написал и срежиссировал более традиционный фильм ужасов — новую главу культовой франшизы «Зловещие мертвецы».
Семья иранских мигрантов вынуждена заночевать в первом попавшемся отеле — небольшой гостинице «Нормандия», в окрестностях которой нет никого, кроме чудаковатого портье и довольно жуткого бездомного мужчины. После появления загадочных незнакомцев, таинственной черной кошки, непонятных звуков и даже двойников героев становится ясно, что Бабак (Шахаб Хоссейни) и Неда (Нюша Нур) попали в ловушку, связанную с их прошлыми деяниями. Или же все это лишь игры разума, порожденные алкоголем и отчуждением между супругами?
«Ночь» (2021)
«Ночь» (2021)
«Ночь» (2021)
«Ночь» (2021)
«Ночь» (2021)
Постхоррор с восточным колоритом и массой оммажей одному из самых легендарных фильмов ужасов всех времен — «Сиянию» Стэнли Кубрика: иранский режиссер Курош Ахари снял абстрактную и метафорическую картину о несчастливом браке. На первый взгляд «Ночь» кажется типичной историей с хрестоматийными для жанра элементами, однако пугающие чувства рождаются не из знакомых приемов, а из полунамеков, нарративной амбивалентности и замкнутых на самих себе парадоксальных ситуаций.
Прошлогодняя датская картина — режиссерский дебют бывшего актера Кристиана Тафдрупа, весьма нестандартно заступающая на территорию социального фильма ужасов. По словам постановщика, идея картины пришла к нему во время семейного отдыха в Италии, где вместе с супругой и детьми он познакомился с голландской парой. Когда незнакомцы предложили приехать к ним на выходные, будущий автор картины отказался, ведь он совершенно не знал этих людей. Но персонажи «Не говори никому» принимают совершенно другое решение и расплачиваются за это.
«Не говори никому» (2022)
«Не говори никому» (2022)
«Не говори никому» (2022)
«Не говори никому» (2022)
«Не говори никому» (2022)
Датская семья, состоящая из мужа, жены и двух ребятишек, отправляется к новым друзьям, но визит в гости к незнакомцам быстро становится крайне неприятным. Картина Тафдрупа во многом напоминает культовые «Забавные игры» Михаэля Ханеке. Как и лента легендарного австрийского режиссера, это страшная история современных людей, лишенных навыка самозащиты. Однако датский постановщик действует несколько более размеренно, делая акцент на обыденном типе экранного насилия. Напряжение в «Не говори никому» создается поступательным нарушением личных границ героев, эксцентричным поведением антагонистов и проникающими под кожу конфликтными диалогами. За счет этого финал, в котором вербальная жестокость переходит в физическую, бьет по аудитории с удвоенной мощью.
«Два, три, демон, приди!»
Главный хит студии А24 из вышедших в этом году, за которым стоит крайне любопытная история успеха. Вдохновившись постхоррорами в духе «Ведьмы» и «Реинкарнации», австралийские видеоблогеры Дэнни и Майкл Филиппу решили самостоятельно создать подобное кино, с большим трудом найдя средства на съемки. Лишь после показа на Каннском фестивале права на ленту купила культовая кинокомпания, а сама картина собрала в прокате 90 миллионов долларов, с лихвой окупив совсем небольшой бюджет.
«Два, три, демон, приди!» (2022)
«Два, три, демон, приди!» (2022)
«Два, три, демон, приди!» (2022)
«Два, три, демон, приди!» (2022)
«Два, три, демон, приди!» (2022)
17-летняя Мия оказывается на вечеринке с экстравагантным развлечением — спиритическим сеансом, в ходе которого подростки жмут странную керамическую руку и ненадолго впускают в себя призраков. Необычная забава кажется абсолютно безопасной, пока на месте одного из духов не оказывается мать героини, покончившая жизнь самоубийством два года назад. В спиритическом ужастике «Два, три, демон, приди!» собраны все черты постхоррора, сложившиеся за последние годы. У режиссеров-любителей получилась своего рода азбука поджанра, в которой есть и тягучий темпоритм, и тема утраты, и психологические травмы. Особенно выделяет ленту ее изобретательный финал, который с неожиданно мрачной иронией завершает историю о неспособности смириться с горем.