Киножурналистка в изданиях «Кинопоиск», «Искусство кино», «Нож»
Высокоскоростной интернет и телефония сделали возможной работу из любой точки мира. Во время пандемии удаленка стала мейнстримом: из офисов москвичи переместились на природу и даже начали путешествовать по России, не отрываясь от экранов компьютеров и смартфонов.
Хронологически события «Поехавшей» развиваются чуть раньше — реальная Аня Смолина отправилась в велопутешествие в 2017 году, но тренд в фильме показан верно. С тех пор внутренний туризм становился всё более востребованным. Фильмы и сериалы последних лет только подтверждают эту тенденцию: растет популярность регионального кинематографа, многие проекты снимаются за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Следуя за героиней, съемочная группа «Поехавшей» побывала в Нижнем Новгороде, Башкортостане, на Байкале и Алтае, в Приангарье и других местах. Далеко не каждый зритель решится повторить маршрут Ани Смолиной, но многие наверняка добавят хотя бы одну из живописных локаций фильма в свой туристический вишлист.
Еще совсем недавно ходить к психотерапевту было стыдно. Однако в последние годы отношение к заботе о своем ментальном здоровье меняется. Появляются приложения для поиска специалистов, а герои сериалов, блогеры и звезды говорят о проработке травм, созависимости и абьюзе. Одна из главных проблем — взаимоотношения с родителями.
В начале 20-х вышло сразу несколько фильмов о конфликте бумеров и миллениалов — «Родные», «Далекие близкие». Травмы, полученные во время воспитания и взросления, подробно разбираются в сериале «Ева, рожай!», причем в ироническом ключе. «Поехавшая» Аня Смолина много лет не виделась с мамой (Елена Яковлева), но комплексы и обиды оставались при ней: в путешествии героиня ведет воображаемый диалог и представляет, как родительница говорит ей типичные фразы, которые слышала каждая молодая женщина, — о замужестве, тикающих часах, внешности и неуживчивом характере.
Фильм трогательно рассказывает о разрыве отношений и возможности воссоединения. О том, почему мамы невольно обижают своих дочерей, а те закрываются и отдаляются в ответ.
Многие в России относятся к идее велосипедизации — созданию велодорожек и популяризации спорта — скептически из-за погодных условий и особенностей инфраструктуры. Однако в 2021 году институт «Стрелка» выяснил, что велосипед становится всё более популярным транспортом для передвижения. Количество специально отведенных дорожек растет не только в городах. Между Москвой и Санкт-Петербургом строится трасса «Вело-1» — первый участок открыли в 2021-м, а к финишу проекта протяженность будет больше 1200 километров.
До сих пор самым известным велосипедистом оставался почтальон Печкин из мультфильма «Простоквашино». В современном кинематографе любители велоспорта будто не появлялись вовсе, и создатели «Поехавшей» впервые осветили тему велосипедизации настолько подробно. В пути Аня Смолина сталкивается с агрессией со стороны автомобилистов, при этом гораздо чаще встречает поддержку. Хочется надеяться, что фильм сформирует позитивное отношение к велокультуре и поспособствует популяризации экологичного и практичного вида транспорта.
Кинематографу еще очень далеко до гендерного равенства. Согласно недавним исследованиям, в российском кино работает примерно 17 процентов женщин-режиссеров. Этот факт влияет на способы репрезентации героинь, которые пока чаще всего предстают шаблонными соблазнительницами или девушками в беде. Хотя подвижки в направлении более многогранных и интересных женских персонажей в отечественной индустрии намечаются.
Аня Смолина — одна из таких самодостаточных и уверенных в себе героинь. Она сохраняет финансовую независимость, может за себя постоять, не стремится выйти замуж. В кино сильные девушки часто остаются одни и не могут наладить отношения с противоположным полом. Им приходится меняться ради возлюбленного, становиться более женственными и удобными. «Поехавшая» ломает и это клише. В пути Аня встречает Валеру, который влюбляется в нее, несмотря на налипшую дорожную пыль и глаз, опухший от укуса мошки.
Многие из нас находятся во власти стереотипа, что к 30 годам человек должен состояться как личность, найти высокооплачиваемую работу, создать семью, купить машину и квартиру. Желание сменить профессию или даже просто уволиться в этом возрасте нередко вызывает неодобрение со стороны родственников, друзей и даже незнакомых людей.
Поэтому образ Ани Смолиной, настоящей героини поколения тридцатилетних, — подарок для тех, кто не оправдал ожиданий общества и пока ищет себя. Много лет назад девушка уехала из родного Нижнего Новгорода покорять Москву, но разочаровалась в работе и личной жизни. Аня всё еще думает, кем хочет стать, когда вырастет. Чтобы понять себя, ей предстоит проехать всю Россию на велосипеде. Ведь путешествие — это не только преодоление расстояния, но и способ самопознания и обретения гармонии с собой.