— Какие у вас впечатления от фестиваля «Короче» в целом и вашей победы в частности?
— Я приезжал на фестиваль во второй раз, раньше участвовал в 2021 году. «Короче» расширяется: появился конкурс дебютного кино, собралось больше гостей. Конечно, почетно получить награду на центральном, важном для индустрии мероприятии. И логично для меня-сценариста взять приз за лучший сценарий. Воспринимаю его как подтверждение собственного мастерства в этой сфере.
— Зачем вообще нужны короткометражки и подобные фестивали?
— Фестиваль — выставка достижений кинохозяйства. Тут режиссеры показывают, что умеют, жюри и публика оценивают. В каком-то смысле это еще и спид-дейтинг для деятелей кино — можно наладить контакты. Создателям короткого метра, по сути, и негде показать свои нетленки, только на фестивалях.
Короткий метр нужен прежде всего самому режиссеру. Никто не даст тебе снимать сразу высокобюджетный полнометражный фильм, а в таком формате физически меньше затраты. «Короче» — это шанс начинающим кинематографистам заявить о себе. И очень круто, что онлайн-кинотеатр START предоставляет еще одну возможность создателям найти финансирование.
— Что было самым сложным в режиссуре вашего короткометражного фильма?
— Самым сложным было успеть снять историю целиком, потому что сценарий стремился по хронометражу к «Санта-Барбаре». Много локаций, героев. Время — это то, чего вечно не хватает в кинопроизводстве. Приходится быстро решать на месте. Некоторые планы снимались с одного-двух дублей. По завершении работы было ощущение, что теперь могу все: после ночной смены на площади возле ДК «Уралмаш» уже ничего не страшно.
— О чем ваш фильм? И почему для вас так важно было высказаться на эту тему?
— Этот фильм — мой путь к успеху, он рассказывает про колбасу с именем и вкус, знакомый с детства. Картина о том, что все мы достойны лучшего, что весь мир подождет, что невозможное возможно, что если управляешь мечтой, то будущее зависит от тебя. Я много лет проработал в рекламе и, видимо, таким образом отрефлексировал собственный опыт. Закрыл для себя тему, что называется.
—
Ламара Согомонян после короткометражки «
Собирайся, поедем на праздник», которую тоже заметили в индустрии благодаря конкурсу «Быстрый старт», получила контракт на съемки финального сезона культовых «
Содержанок». А у вас уже есть интересные предложения?
— Пока не пойму, заметили или нет. Я термит. Грызу себе дорожки и тропинки внутри дерева, под корой. Уже прогрыз некоторые контакты в индустрии. Но это все очень долго происходит. Пока никаких интересных режиссерских предложений нет. Неинтересных тоже нет. Есть сценарная работа. Тут у меня больше прогрызено. Буду продолжать. Возможно, сценарист Лукьянов напишет сценарий для дебютного полного метра режиссера Лукьянова.
— Каков секрет — что должны сделать сценарист и режиссер, чтобы попасть в этот социальный лифт?
— Я не попал в лифт, был перегруз, и я пошел по лестнице. Поэтому не знаю секрета. Просто карабкаюсь на сто тринадцатый этаж. Кино — это про волю. Сценарист пусть дальше пишет, режиссер пусть дальше снимает. Потому что никому, кроме тебя самого, твои фильмы не нужны.
— Вы видели работы остальных победителей?
— Да, на фестивале мне удалось посмотреть фильм Сергея Малкина «Ветивер», он тоже победитель «Быстрого старта 2». Прекрасная чувственная работа.
«Ветивер» (2023)
— Какое количество импровизации вы позволяли актерам?
— У нас не было времени на поиски и эксперименты. Но я не сторонник жесткой привязки к тексту. Сам пишу сценарии, поэтому на площадке легко что-то поправить или убрать. Если актер не чувствует своим какое-то выражение или конкретное действие, можно скорректировать. Никто не отменял человеческую органику, манеру речи. Например, Тимур Бадалбейли, игравший Бернаки, попросил, наоборот, увеличить ему монолог. Эмоционально ему не хватало размаха. Окей, сделал фрагмент в два раза больше. Тимур, прекраснейший профессионал, оказался прав. Стало лучше. Абсурднее. Главное — оставаться в общем контексте и не потерять смысл истории, сцены.
— Во время написания сценария когда и как вы поняли, что нащупали нужную форму для содержания, которое хотели донести до зрителей?
— В этой истории нет ничего сверхъестественного, весь абсурд происходит в реальности. Вбейте в поиске «рекламное тату», и сразу найдете кучу ссылок, в том числе с отечественными примерами. Поэтому и форма реалистичная. Сейчас вообще берите любую дичь, снимайте — все поверят, что такое бывает в жизни. Просто делайте это по-настоящему.
— Как вам удалось уговорить
Сергея Епишева сняться в другой вашей короткометражке — «Теплица»?
— Кажется, его не надо уговаривать. Нужно предложить интересную историю и попасть в его плотный график занятости. Сергей — талантливый, полный энтузиазма и энергии человек, готовый к любым экспериментам. Мы довольно давно знаем друг друга. Все свои новые сюжеты, когда дело доходит до реализации, примеряю и на Сергея. Есть ощущение, что ему нравится то, что я пишу. А мне нравится то, как он работает. Мы на одной волне. По-моему, это идеально для творческого сотрудничества. С «Бернаки», к сожалению, мы по датам не совпали.
— Судя по вашим работам, в том числе «
Настоящее будущее», вам близка социальная тема. Новые фильмы вы хотите создавать в той же системе координат? Какие у вас планы?
— С одной стороны, мне близка социальная тематика, с другой — это все стечение обстоятельств. Конкретно такие истории получилось реализовать, а какие-то более жанровые не удалось. Я тоже мечтал снимать зрительское кино. Но в социалке, видимо, меньше конкуренция. Хочется сделать хоррор, напугать аудиторию до тошноты. Или мелодраму, чтобы зал рыдал. Можно совместить, чтобы зритель тошнил и плакал. В целом пока у меня больше работы как у сценариста. Собираюсь написать свой дебютный режиссерский полный метр. Новые ленты продолжу создавать в системе координат XYZ. Но готов рассмотреть и другие измерения.