КОЛОНКА

Не только оливье: что выбор еды может сказать о героях

Элиза Данте

Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Пока на столах появляются горы салатов с майонезом, расскажем вам, чем питаются герои любимых фильмов.

Блюда как творчество

При просмотре некоторых фильмов бывает невозможно сидеть с пустым желудком. Например, глядя на рамэны или осэти-рёри из картин Хаяо Миядзаки. Но кадры пищи показывают в кино вовсе не для того, чтобы наш аппетит разыгрался, часто они могут что-то сказать о героях, которые готовят или едят.

Если речь идет о профессиональных поварах, как в «Кухне» или в фильме «Пряности и страсти», мы наблюдаем за процессом создания произведений искусства. Блюда, которые готовят герои-повара, отражают их личность. Ранимый и интеллигентный Луи (Никита Тарасов) создает сложные и изящные десерты. Шутник и балагур Федя (Михаил Тарабукин), занимается рыбой, блюда из которой требуют большого внимания и скрупулезности. А Виктор Петрович (Дмитрий Назаров) сам готовит нечасто, но, когда он лично берет какой-либо заказ и начинает творить на кухне волшебство, все, замерев, наблюдают за его движениями. В такие моменты и зрителям, и гостям, и команде становится очевидно, что он настоящий мастер, способный придумывать новые невиданные сочетания. В такие моменты повара «Клода Моне» убеждаются в его исключительности и видят, почему он стал лидером.

В выборе или приготовлении еды отражается и эмоциональное состояние героев. Например, в дурном настроении они обязательно что-то подожгут, а в случае удачи их блюда будут нарасхват. Например, Катя (Валерия Федорович) занимается сложной молекулярной кухней. Создает то, что никто не может больше повторить. Но когда она только начинает работать в команде своего отца, остальные повара решают над ней подшутить и уничтожают весь агар-агар, без которого невозможно создавать еду. Она буквально остается безоружной — над ней смеются, а Катя даже не может бороться с остальными на равных. То же происходит с героями фильма «Пряности и страсти», роли которых исполнили Ом Пури и Маниш Дайал, когда они лишаются возможности готовить — этот эпизод и становится главным контрапунктом картины.

Еда как символ освобождения или заточения

С поварами всё понятно: они, как и любые другие художники, связаны со своими творениями. А что с теми, кто просто любит поесть? Это ведь тоже страсть. Когда муж спросил героиню Мэрил Стрип в фильме «Джули и Джулия», что она любит делать, женщина ответила: «Я действительно люблю есть». Джулия Чайлд стала легендой, благодаря любви к еде — она училась создавать сложные блюда французской кухни, доказывая себе и всему остальному миру, что любой может приготовить произведение искусства. В ее случае ароматная индейка становится символом личной свободы — она занимается тем, о чем всегда мечтала.

Такой же метафорой освобождения будет и неаполитанская пицца для героини «Ешь, молись, люби». Лиз (Джулия Робертс) хоть и уезжает из родного города в Европу, всё еще держится за привычную жизнь: приходит в ужас от не застегивающихся джинсов и старается себя ограничивать. Момент, когда она перестает бояться свободы, обозначен в картине покупкой новых штанов и решимостью Лиз сделать большой заказ — с пастой и вкусным вином. Кажется, что это мелочь — всего лишь сытная горячая еда — но для героини это большой шаг навстречу своим желаниям.

Для героини Кирстен Данст в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы пирожные становится единственной отдушиной в ее роскошной золотой клетке. Сладости напоминают чем-то и саму героиню: розовые, воздушные и прекрасные. Для императрицы Сисси в «Корсаже» и для принцессы Дианы в «Спенсере» еда превращается в пытку. Они не могут прикоснуться ни к одному из блюд высокой кухни, что им приносят, понимая, что каждая калория несет страдание. Героини Вики Крипс и Кристен Стюарт не могут проглотить и кусочка, еда символизирует их несвободу, она становится ядом необходимости, от которого невозможно отказаться, но и принимать его невыносимо.

В мучение превращается и рис, который Беатрикс Кидо из «Убить Билла» должна есть палочками, хотя ее руки трясутся от бесконечных тренировок. Для персонажа Умы Турман это небольшое блюдечко становится очередным испытанием, наравне с восхождением в гору с ведрами воды. 

Для главного героя «Олдбоя», которого играет Чхве Мин-сик, изощренным наказанием становятся гедза, которые ему приносят в тюрьме. Выйдя на свободу, он никогда не забудет этот вкус, ассоциирующийся для него с годами заточения.

Тариф «на бегу» или «домашний»

Чаще еда становится тем, чем герои пренебрегают в водовороте событий. Небогатые студенты в американских комедиях питаются вчерашней холодной пиццей, а в российских реалиях глотают шаурму на бегу. При этом, возвращаясь домой, они едят что-то исключительно теплое и родное. В «Елках» или других новогодних фильмах на столе всегда есть картошечка, запеченная курица, бутерброды с красной икрой и оливье. Эти же блюда появляются как символ родного и знакомого, как, например, в конце «О чем еще говорят мужчины». Когда опасность миновала, герои снова могут быть счастливы со своими семьями, а до этого были заперты в студии и весь вечер закусывали коньяк помидорами.

В легендарном «Клубе „Завтрак“» герои приносят на перекус еду из дома. Каждый ланчбокс характеризует связь персонажа с семьей. Клэр ест суши — изысканное и редкое по тем временам блюдо, но его явно не готовили дома, а купили в ресторане. Так режиссер показывает, что ее растят в роскоши, но родителям до девушки явно нет дела. Элисон приносит сэндвичи с арахисовой пастой, сделанные на скорую руку. Семья о ней всё же заботится, но будто пытается вписать в рамки «нормальности» — об этом и говорит традиционно-американский завтрак. Героиню наказывают за то, что она одевается не так, как принято, неуместно шутит и пытается привлечь к себе внимание. Она даже ничего не натворила, чтобы запирать ее на весь субботний день в школе. Спортсмен Эндрю питается только белковым, ведь его отец искренне мечтает, чтобы сын стал профессиональным футболистом и сильным взрослым мужчиной. Школьник ест свой скучный ланч совсем без энтузиазма — ему искренне надоели родительские амбиции. Он рассказывает об истинных отношениях с родителями, и это не может не вызвать сочувствие у остальных. А вот Бендер остается без перекуса, о его еде некому позаботиться — он сам по себе. Парню и самому плевать, останется он голодным или нет. Но герой хочет почувствовать себя нужным и окруженным заботой, поэтому с таким любопытством разглядывает, что едят остальные одноклассники.

О перекусах обычно не задумываются взрослые герои с нервными профессиями: детективы, полицейские, журналисты. Их безразличие и напряжение показывают дешевой едой из закусочных «на вынос» и кофе в стаканчиках. Пятнадцать лет назад «Дьявол носит Prada» заставил модниц со всего мира покупать обжигающий латте венти, как у Миранды Пристли. А капкейк из «Магнолии Бейкери», как у Керри Бредшоу из «Секса в большом городе», сильно продвинул этот десерт в топе кондитерских всего мира.

Если же такие вечно спешащие герои пьют из кружек или едят в ресторанах, это сигнал для зрителя, что происходит что-то неординарное. Например, когда профессору Роберту Лэнгдону в исполнении Тома Хэнкса наконец-то дают отдышаться и попить чаю в «Ангелах и демонах». В то же время главный герой «Менталиста» Патрик Джейн, которого играет Саймон Бейкер, никогда не пьет кофе из стаканчиков. Он всегда заваривает что-то особенное, вроде пуэра или других элитных чаев, и только потом наливает ароматный напиток в изящную чашку — так его противопоставляют детективам, с которыми он работает.

В целом, когда герои в кадре едят, они становятся на шаг ближе к зрителю, потому что выглядят более человечными и уязвимыми. Иногда режиссеры даже усиливают эффект: герой пачкается соусом, проливает на себя кофе или пытается что-то объяснить с набитым ртом. В этот момент, кем бы ни был персонаж — могучим Мстителем, ловким сыщиком, модницей-журналисткой или школьником-супергероем, он кажется нам более живым и естественным. Так, блюда объединяют нас не только за семейным застольем, но и помогают преодолеть границу между экраном и реальностью.

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно