ЛОНГРИД

«Нелюбовь» с «Пришельцем»: откуда взялось и что собой представляет иносказательное кино

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

Кино — материя невероятно многозначная, гибкая и комплексная. С момента своего зарождения и до этой секунды кинематограф, как сама Вселенная, находится в состоянии постоянного изменения и развития. Деление на жанры — способ систематизировать различные работы многочисленных авторов, заимствованный киноведами из литературы — сферы, перекликающейся с кино* в наибольшей степени. Рассказываем, как появился один из самых древних жанров — кинопритча.

О сеятеле
Если копнуть глубже в историю, то корни кинопритчи ведут к Дэвиду Уорку Гриффиту. Американец родом из штата Кентукки стал режиссером в начале XX века и работал на первых студиях США — «Байографе» и «Киностудии Эдисона». В 1916 году, имея за плечами почти десятилетний опыт, он снял «Нетерпимость». Немой эпик о борьбе добра и зла, встраивающий четыре эпохи в один непрерывный сюжет, и был по сути первым иносказательным кино. Гриффит объединил библейские мотивы, исторические трагедии и социальные проблемы современной ему Америки и доказал, что кино вовсе не обязано быть лишь балаганным развлечением, как считалось в те годы.
«Нетерпимость» стала полноценным философским высказыванием. Гриффит метафорически рассуждал на тему, вынесенную в заглавие фильма, и с помощью киноязыка наглядно демонстрировал итоги тысячелетней человеческой истории, пронизанной агрессией, ненавистью и жестокостью. Впрочем, современники, как известно, не оценили стараний режиссера-новатора: «Нетерпимость» провалилась в прокате, зрители просто не были готовы к столь сложной форме. Тем не менее работа Дэвида Гриффита навсегда вошла в историю кино, а жанр кинопритчи, едва появившись, получил статус авторского и недоступного для приземленной публики.
«Нетерпимость» (1916)
«Нетерпимость» (1916)
«Нетерпимость» (1916)
«Нетерпимость» (1916)
«Нетерпимость» (1916)
«Нетерпимость» (1916)
О тесных вратах
Иносказательные фильмы не прихоть режиссера, вдруг вздумавшего примерить маску философа. Кино как искусство должно сохранять баланс между зрелищностью и глубиной, и притча в какой-то мере смогла стать естественным мостиком между двумя столь непохожими берегами. С одной стороны — выразительность киноязыка и практически безграничные возможности аудиовизуальных инструментов, которые получили в свое распоряжение кинематографисты, с другой — сложная система философских координат, побуждающая зрителей бесконечно крутить в руках интеллектуальный кубик Рубика.
В этом одновременно и сила иносказательного кино, и его слабость. Там, где один зритель с удовольствием напряжет извилины и пустится в путешествие по чертогам разума режиссера, другой закатит глаза и выйдет из зала, рассыпав попкорн. Тем важнее для автора картины (если в его задачи, конечно, входит получить признание у широкой аудитории) сохранять баланс между интеллектуальным и зрелищным.
В качестве позитивных примеров подобных кинематографистов можно привести Дени Вильнёва («Прибытие», «Пленницы»), Джима Джармуша («Мертвец», «Пес-призрак: Путь самурая»), Андрея Звягинцева («Левиафан», «Нелюбовь») и Романа Каримова («Затерянные»). Для такого рода фильмов относительно недавно даже придумали специальный термин — арт-мейнстрим, то есть кино, сочетающее многослойность авторского видения и доступность зрительского кинематографа.
«Прибытие» (2016)
«Прибытие» (2016)
«Прибытие» (2016)
«Прибытие» (2016)
«Прибытие» (2016)
«Прибытие» (2016)
О талантах
Почему кинопритча — особенный жанр? Во-первых, иносказательное кино отличается высокой степенью условности. Бытовые ситуации в фильмах Ларса фон Триера («Меланхолия») или Акиры Куросавы («Расёмон») служат оболочкой для глобальных философских идей. Авторы легко меняют регистр конкретных сюжетов, переходя на иной уровень повествования, близкий к языку литературы.
Во-вторых, кинопритча универсальна. Чем глубже метафора, используемая автором, тем ближе она зрителям. Большое видится на расстоянии, а в масштабах идей у иносказательного кино нет равных. Впрочем, как упоминалось ранее, талантом балансировать между аллегориями и простотой восприятия обладает далеко не каждый режиссер, тем ценнее становятся фильмы, способные ярко и просто донести до смотрящих сложные идеи.
«Меланхолия» (2011)
«Меланхолия» (2011)
«Меланхолия» (2011)
«Меланхолия» (2011)
«Меланхолия» (2011)
«Меланхолия» (2011)
Наконец в-третьих, кинопритча — еще и возможность для автора познать самого себя. Режиссеры с помощью художественных средств осмысляют собственные отношения с миром и ищут ответы на беспокоящие их вопросы «о жизни, вселенной и всем таком». Например, «Зеркало» Андрея Тарковского — самый личный фильм режиссера, где переплетаются его воспоминания о прошлом и размышления о настоящем. Или «Панические атаки» Ивана Твердовского — драма о нервном расстройстве, с которым, к сожалению, многие знакомы не понаслышке.
«Панические атаки» (2024)
«Панические атаки» (2024)
«Панические атаки» (2024)
«Панические атаки» (2024)
«Панические атаки» (2024)
«Панические атаки» (2024)
О сокровище, скрытом на поле
За годы эволюции кинопритча как жанр, словно древнее дерево, раскинулась многочисленными ветвями: внутри иносказательного кино нашлось место множеству видов и форм. Основной остается философская притча. В «Седьмой печати» Ингмар Бергман исследует вопросы жизни и веры через аллегорическое путешествие рыцаря, играющего в шахматы со Смертью. В «Цвете граната» Сергей Параджанов использует символизм и визуальные метафоры для изображения пути армянского поэта Саят-Новы. А «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика сочетает научную фантастику с философскими размышлениями о человеческой эволюции и искусственном интеллекте.
Социально-политические притчи критикуют или анализируют те или иные явления жизни общества. Андрей Звягинцев в «Левиафане» через историю простого человека показывает противостояние личности и государственной машины. В «Бразилии» Терри Гиллиама бюрократический абсурдизм доводится до гротеска. А «Лабиринт фавна» Гильермо дель Торо сталкивает фантазию с реальностью, тем самым подчеркивая ужасы фашистского режима в Испании.
«Левиафан» (2014)
«Левиафан» (2014)
«Левиафан» (2014)
«Левиафан» (2014)
«Левиафан» (2014)
«Левиафан» (2014)
Наконец, возвращающие к библейским корням мистико-религиозные притчи затрагивают тему веры и поднимают вопросы добра и зла, искупления, греха и судьбы. В «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского жизнь и духовный путь известного иконописца оказываются символом поиска истины. В «Страстях Жанны д’Арк» Карл Теодор Дрейер с помощью одних лишь крупных планов демонстрирует, как мученичество становится высшей формой веры.
«Страсти Жанны д’Арк» (1928)
«Страсти Жанны д’Арк» (1928)
«Страсти Жанны д’Арк» (1928)
«Страсти Жанны д’Арк» (1928)
«Страсти Жанны д’Арк» (1928)
«Страсти Жанны д’Арк» (1928)
Кинопритча может рассказывать о классовой борьбе («Сквозь снег»), абсурдности власти («Фаворитка»), торжестве человечности («Зеленая миля», «Эквилибриум»), непостижимости зла («Слон»), судьбе и выборе («Человек, которого не было»), несбывшемся чувстве («Любовное настроение»). Режиссеры, прибегающие к языку метафор и аллегорий, используют в своих работах элементы сказочных («Тибра») и фантастических («Пришелец», «Они живут») сюжетов, превращая повествование в ребус, который зрители будут разгадывать еще какое-то время после просмотра.
«Пришелец» (2024)
«Пришелец» (2024)
«Пришелец» (2024)
«Пришелец» (2024)
«Пришелец» (2024)
«Пришелец» (2024)
Таким образом, кинопритча даже не жанр, а целый спектр кинематографических методов, где основной отличительной особенностью остается передача идей через аллегории и символы. И если обычное кино стремится выстроить историю, то иносказательное — дать зрителю повод задуматься, заглянуть вглубь себя самого и, возможно, увидеть в мире вокруг нечто большее или даже стать чуточку лучше.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.