ЛОНГРИД

«Джокер», «Барби» и «Анора»: почему авторское кино стало таким популярным

Анастасия Волосатова
Журналист, исследователь кино

За последние годы граница между артхаусом и мейнстримным кино окончательно размылась. Фильмы некогда инди-режиссеров стали получать крупные бюджеты и находить отклик у широкого зрителя. Такие картины собирают европейские награды и «Оскары», порождают мемы и становятся частью поп-культуры. При этом супергеройские франшизы теперь конкурируют с независимыми лентами на фестивалях. Как изменились тренды на авторское кино* и почему это случилось, разбираемся в новом материале.

Содержание
  • «Рома»
  • «CODA: Ребенок глухих родителей»
  • «Леди Бёрд»
  • «Анора»
  • «Барби» и «Оппенгеймер»
  • «Бедные-несчастные»
  • «Всё везде и сразу»
  • «Субстанция»
  • «Носферату»
Рост влияния независимых студий и онлайн-кинотеатров
За последнее десятилетие независимые студии и онлайн-кинотеатры кардинально изменили панораму мировой киноиндустрии, развернув борьбу за престижные награды наравне с крупными голливудскими компаниями. С одной стороны, Netflix, Amazon Prime и Apple TV+, имея доступ к широкой аудитории по всему миру, начали инвестировать в фильмы, которые сочетают авторский стиль и понятность для массового зрителя. С другой, такие независимые американские студии, как A24 и Neon, выработали формулу создания интеллектуального, модного и коммерчески успешного интернационального кино.
И те и другие, подкрепив свои действия маркетинговым и фестивальным продвижением, смогли вывести артхаусные фильмы в массы. В результате зрители получили более широкий доступ к смелому, авторскому кино, а фестивальные хиты перестали быть нишевыми проектами для узкого круга киноманов.
«Рома»
Альфонсо Куарон (2018)
Черно-белая картина о жизни мексиканской семьи в 1970-х годах открыла новую главу в кино. Сюжет фильма разворачивается вокруг служанки в обеспеченном доме. Ее бросает возлюбленный, узнав, что она беременна. Параллельно муж хозяйки дома оставляет ее одну с четырьмя детьми. Несмотря на социальные различия, судьбы двух женщин переплетаются и они находят друг в друге источник поддержки.
В 2017 году руководство Каннского кинофестиваля решило не допускать в программу фильмы, созданные только для распространения через онлайн-кинотеатры. После того как Netflix купил права на картину Куарона, Канны отказались брать ее в свой конкурс. Однако ленту взял главный конкурент французского смотра — Венецианский кинофестиваль, укрепив позиции в качестве основной платформы для премьер фильмов от цифровых сервисов.
«Рома» (2018)
«Рома» (2018)
«Рома» (2018)
«Рома» (2018)
«Рома» (2018)
«Рома» (2018)
В результате «Рома» завоевала «Золотого льва» в Италии, а затем получила 10 номинаций на «Оскар» и победила в трех категориях, включая «Лучшего режиссера». Персонажа горничной исполнила Ялица Апарисио, школьная учительница без актерского опыта, которая стала первой коренной мексиканкой, номинированной на «Оскар» за лучшую женскую роль.
«CODA: Ребенок глухих родителей»
Шан Хейдер (2020)
Фильм «CODA» (аббревиатура от Child of Deaf Adults, в переводе «ребенок глухих родителей») — американский ремейк французской ленты «Голос семьи Белье», рассказывающий историю взросления девушки, воспитанной неслышащими родителями. В отличие от оригинала, в котором роли глухих персонажей исполняли слышащие актеры, в CODA были приглашены глухие артисты, что сделало фильм более достоверным и аутентичным.
«CODA: Ребенок глухих родителей» (2020)
«CODA: Ребенок глухих родителей» (2020)
«CODA: Ребенок глухих родителей» (2020)
«CODA: Ребенок глухих родителей» (2020)
«CODA: Ребенок глухих родителей» (2020)
«CODA: Ребенок глухих родителей» (2020)
Apple TV+ приобрела права на картину за рекордные 25 млн долларов на фестивале «Сандэнс», где она произвела настоящий фурор, выиграв Гран-при жюри. Фильм стал первым полнометражным проектом платформы, получившим главную награду «Оскара», что укрепило позиции онлайн-кинотеатра в киноиндустрии.
«Леди Бёрд»
Грета Гервиг (2017)
Автобиографический дебютный фильм инди-постановщицы Греты Гервиг стал одним из самых значимых проектов студии A24, которая приобрела на него дистрибьюторские права. В центре сюжета — девушка, называющая себя Леди Бёрд. Она живет в скучном Сакраменто и мечтает уехать в большой город вроде Нью-Йорка.
«Леди Бёрд» (2017)
«Леди Бёрд» (2017)
«Леди Бёрд» (2017)
«Леди Бёрд» (2017)
«Леди Бёрд» (2017)
«Леди Бёрд» (2017)
Снятая всего за 23 дня картина вышла душевной и ироничной. Фильм получил пять номинаций на «Оскар», завоевал «Золотой глобус» и стал коммерчески успешным, собрав в мировом прокате 79 млн долларов при бюджете в 10 млн. Успех Гервиг привел к новой волне женского авторского кино, а также открыл двери ее следующим крупным проектам, а A24 стала самой узнаваемой независимой студией, которая сломала границы между артхаусом и мейнстримом.
«Анора»
Шон Бэйкер (2024)
Раньше продвижением фильмов независимого американского режиссера Шона Бэйкера занималась A24, но права на дистрибуцию «Аноры» приобрела другая набирающая обороты компания — Neon — и не прогадала. Картина стала значимым культурным событием 2024 года, начав свой путь на Каннском кинофестивале. Жюри под руководством Греты Гервиг, солидарной с американским инди-кино, не смогло не наградить пальмовой ветвью «Анору», которая родилась из той же среды, что и кино постановщицы «Леди Бёрд».
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
Фильм Бэйкера, рассказавший историю романа стриптизерши из Бруклина с сыном русского олигарха (Марк Эйдельштейн), завоевал россыпь наград, открыл миру талант Юры Борисова, перезапустил тренд на Slavic Core (интерес к славянской культуре), а вскоре поборется за оскаровские статуэтки.
Коммерческий успех сложного кино
Раньше режиссеры с авторским стилем снимали преимущественно нишевые фильмы, как правило с небольшим или средним бюджетом. Теперь же, благодаря успеху таких постановщиков, как Кристофер Нолан, Грета Гервиг, Дени Вильнёв и Йоргос Лантимос, студии осознали, что сложное кино может приносить сотни миллионов долларов. Проекты, сочетающие авторскую эстетику, общественно значимые темы и зрительскую привлекательность, нравятся как киноманам, так и широкой аудитории, принося студиям крупные кассовые сборы, а самим авторам — еще большее влияние в индустрии.
«Барби» и «Оппенгеймер»
Грета Гервиг и Кристофер Нолан (2023)
Одним из главных примеров такого сдвига стал феномен «Барбигеймера», объединивший в 2023 году успех фильмов «Оппенгеймер» Кристофера Нолана и «Барби» Греты Гервиг. Название родилось после одновременного выхода двух картин в прокат, что побудило зрителей посмотреть обе новинки в один день. Том Круз выложил фото с билетами на оба фильма с комментарием, что он идет на «двойной сеанс». Совокупные сборы двух «авторских блокбастеров» составили больше 2,4 млрд долларов.
«Барби» Греты Гервиг не просто экранизация истории культовой куклы, а смелая сатирическая комедия, исследующая гендерные роли, феминизм и маскулинность в эпоху капитализма. Образы Барби и Кена, воплощенные Марго Робби и Райаном Гослингом, породили множество мемов и стали частью поп-культуры. Кроме того, фильм завоевал титул самой кассовой ленты, снятой исключительно женщиной-режиссером.
«Барби» (2023)
«Барби» (2023)
«Барби» (2023)
«Барби» (2023)
«Барби» (2023)
«Барби» (2023)
«Оппенгеймер» Кристофера Нолана — биографическая драма о создателе атомной бомбы, но с нестандартной нарративной структурой, трудными научными и моральными вопросами. Еще до окончания работы над картиной режиссер назвал ее самым сложным и масштабным из своих проектов. Фильм длится дольше трех часов, визуальный размах усиливается съемками на IMAX 70 мм. Наибольшие сложности, по словам режиссера, вызвало воссоздание ядерного взрыва без использования компьютерной графики.
«Оппенгеймер» (2023)
«Оппенгеймер» (2023)
«Оппенгеймер» (2023)
«Оппенгеймер» (2023)
«Оппенгеймер» (2023)
«Оппенгеймер» (2023)
«Бедные-несчастные»
Йоргос Лантимос (2023)
Эта визуально эксцентричная философская фэнтези-драма рассказывает историю молодой женщины Беллы Бакстер (Эмма Стоун), которую после смерти оживил ученый. Освобожденная от социальных норм, она отправляется в путешествие, исследуя границы дозволенного, собственной идентичности и сексуальности.
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
Фильм сочетает гротескный юмор, сюрреализм и яркую эстетику, оставаясь размышлением о самоопределении и феминизме. Картина стала триумфатором Венецианского кинофестиваля, получила 11 номинаций на «Оскар» и четыре статуэтки, а также укрепила статус Лантимоса как мастера нестандартного авторского кино. Первоначально был запланирован ограниченный прокат, но благодаря множеству наград «Бедных-несчастных» показали более широко, что позволило собрать кассу в 117 млн долларов при бюджете в 35 млн.
Европейские кинофестивали на «Оскаре» и Голливуд на европейских кинофестивалях
Европейские кинофестивали все чаще закладывают фундамент для фильмов, которые затем триумфально выступают на «Оскаре», а голливудское кино, в свою очередь, оказывается в конкурсах крупнейших европейских смотров. Каннский, Венецианский кинофестивали и Берлинале уже давно перестали быть только платформами для нишевого кино — теперь их лауреаты вливаются в массовую культуру, привлекая внимание широкой аудитории. Фестивальные награды уже не означают замкнутость в артхаусе — напротив, они становятся трамплином к международному успеху.
«Джокер»
Тодд Филлипс (2019)
Мрачная психологическая драма с элементами триллера переосмыслила образ культового злодея из комиксов DC, попала в дух времени и доказала, что авторский почерк может существовать и в рамках популярных франшиз. Фильм рассказывает историю Артура Флека — неудачливого комика с психологическими травмами, живущего в бедности и социальной изоляции. Среда, в которой он оказался, пробуждает его жестокое альтер эго, а безразличие общества приводит к разрушительным последствиям.
«Джокер» (2019)
«Джокер» (2019)
«Джокер» (2019)
«Джокер» (2019)
«Джокер» (2019)
«Джокер» (2019)
Фильм получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, что помогло картине выйти за рамки комикс-жанра и стать первой супергеройской лентой, выигравшей фестивальную награду. Сборы превысили 1 млрд долларов, а Хоакин Феникс удостоился «Оскара» за лучшую мужскую роль.
«Паразиты»
Пон Джун Хо (2019)
Южнокорейский феномен объединяет жанры социальной сатиры, триллера и драмы, рассказывая историю бедной семьи Ким, которая хитростью проникает в дом богатых Паков, постепенно завоевывая их доверие. Сюжет переигрывается, как хамелеон, обостряя общественный конфликт и классовую борьбу.
«Паразиты» (2019)
«Паразиты» (2019)
«Паразиты» (2019)
«Паразиты» (2019)
«Паразиты» (2019)
«Паразиты» (2019)
Победив сначала на Каннском кинофестивале, «Паразиты» следом стали первой неанглоязычной картиной, выигравшей «Оскар» за лучший фильм, доказав, что неамериканское кино может быть глобальным культурным событием. Сборы в 262 млн долларов сделали ленту самым кассовым южнокорейским фильмом за пределами страны.
«Треугольник печали»
Рубен Эстлунд (2022)
Сатирическая драма о классовом неравенстве, разоблачающая абсурдность элитного общества, поставлена шведским режиссером Рубеном Эстлундом по собственному сценарию. Фильм показывает панораму персонажей — инфлюэнсеров, богачей и обслуживающий персонал, — социальные роли которых переворачиваются после кораблекрушения.
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
Первая картина Эстлунда на английском языке, получив «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, стала фестивальным хитом и номинировалась на три «Оскара».
Гибридность жанров
Современное кино все чаще смешивает авторский стиль с популярными жанрами, создавая гибридные фильмы, которые находят отклик как у любителей артхауса, так и у широкой аудитории.
«Всё везде и сразу»
Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван (2022)
Жанровый эксперимент режиссеров и сценаристов Дэниэла Шайнерта и Дэна Квана, объединивший научную фантастику, боевик, комедию и философскую драму, рассказывает историю владелицы прачечной, которая оказывается втянута в хаотичное путешествие по мультивселенной. Картина сочетает сюрреализм и абсурдный юмор, разбавляя эту смесь размышлениями о семье, выборе пути и смысле жизни, благодаря чему безумный экшен превращается в мощную притчу.
«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)
Лента стала кассовым хитом (140 млн долларов в мировом прокате), получила семь «Оскаров», включая награду за лучший фильм, и продемонстрировала, что экспериментальное кино может стать мейнстримным феноменом.
«Субстанция»
Корали Фаржа (2024)
Гибрид боди-хоррора, научной фантастики и психологической драмы от французской постановщицы Корали Фаржа поднимает темы давления общества на женщин, культа внешности и страха перед старением. Главная героиня Элизабет Спаркл (Деми Мур) — известная фитнес-гуру, вынужденная покинуть шоу из-за возраста. На ее место планируют нанять молодую ведущую. В отчаянной попытке вернуть былую привлекательность женщина решается на экспериментальную процедуру с использованием загадочного препарата.
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Субстанция» получила специальный приз за лучший сценарий на 77-м Каннском кинофестивале и стала одним из самых обсуждаемых фильмов года.
«Носферату»
Роберт Эггерс (2024)
Ремейк классического фильма Фридриха Мурнау, созданный режиссером Робертом Эггерсом по собственному сценарию. Действие разворачивается в вымышленном городе XIX века, где молодоженов разлучает поездка супруга, агента по недвижимости, к таинственному князю Орлоку, который оказывается вампиром.
«Носферату» (2024)
«Носферату» (2024)
«Носферату» (2024)
«Носферату» (2024)
«Носферату» (2024)
«Носферату» (2024)
Эггерс сохраняет готическую атмосферу первоисточника, добавляя ей эротизма. Через элементы ужаса фильм исследует темы подавленных желаний и страхов.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.