Злодей-британец
«Ум — это новая сексуальность», — такую фразу произносит Мориарти в исполнении Эндрю Скотта в «Шерлоке». Британская адаптация рассказов Артура Конан Дойла от Стивена Моффата буквально разорвала интернет. Кажется, что на тот момент каждый знал наизусть все серии и ходил с заставкой Sherlocked на телефоне. Зрителей потрясло современное прочтение знакомых с детства образов. Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча был не только умен и смел, он обескураживал своими едкими фразами, социопатическим поведением, наивностью и дерзостью. То же можно сказать и о Мориарти, поклонницы которого до сих пор заваливают Скотта письмами.
Однако нельзя утверждать, что «Шерлок» был первым и единственным проектом, где гениев показали очень многогранными. Сочетание скверного характера с блестящим умом вызывает обычно если не симпатию, то точно влечение. Пожалуй, так и родился троп «злодей-британец». Это не говорит о том, что Голливуд подозрительно относится к жителям Великобритании. Тренд лишь объясняет, почему роли харизматичных антагонистов в десятые годы часто доставались таким актерам, как Том Хиддлстон, Рейф Файнс, Кристофер Ли, и многим другим выходцам с туманных островов. Впрочем, швед Стеллан Скарсгард или австриец Кристоф Вальц умеют создавать притягательно-отталкивающие образы ничуть не хуже.
Однако среди гениальных злодеев первым на ум приходит доктор Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят». Энтони Хопкинс появляется в кадре лишь на восемь минут во всем фильме, но его образ маньяка-гения невозможно забыть. Блестящий психиатр и талантливый эмпат, осужденный за каннибализм, был признан в 2003 году самым пугающим кинозлодеем всех времен, а Хопкинс удостоился «Оскара» за эту роль.
Антигерой для зрителя всегда будет привлекательнее героя, так как он непредсказуем, способен просчитать оппонента на десяток ходов вперед и магнетически обаятелен. Притягивает даже не столько его безупречный интеллект, сколько умение предугадывать события и заглядывать в души персонажа и зрителя, страсть, которую он испытывает, занимаясь кропотливой работой — запутывая все нити. Здесь уже становится неважно, играет ли злодея красавец с выбеленными зубами или кто-то менее конвенциональной внешности.
Герой-спасатель
Еще один современный троп, в котором фигурирует притягательный интеллектуал, — «герой-спасатель». Уникальный ученый, способный выяснить, что вокруг происходит, справляясь с задачей куда лучше полиции и рядовых расследователей. Один из ярчайших примеров такого персонажа — профессор Роберт Лэнгдон из книг Дэна Брауна, сыгранный Томом Хэнксом. Историк, специализирующийся на древних символах, не обладая знаниями в криминалистике или спецназовской подготовкой, оказывается способным отыскать ответы на те вопросы, которые никто не был в силах даже задать. С помощью лишь своего интеллекта он разоблачает масонских фанатиков в «Коде Да Винчи» и иллюминатов в Ватикане в «Ангелах и демонах», а также предотвращает смертельную эпидемию в «Инферно».
Иными словами, этот тип персонажа не создан для спасения мира. Он всю жизнь сидел в пыльных кабинетах, листая научную литературу. Наибольшим приключением, на которое он рассчитывал, была поездка на конференцию или выступление на форуме. Но по сюжету происходит событие, в результате которого спасти мир может только этот человек с узконаправленной специализацией.
Таким образом устроен сериал «Лапси» о вирусологах, которым необходимо остановить распространение редкого и невиданного штамма. Ради спасения людей они отправляются в далекую деревню, выход из которой словно заколдован. Вера Бойко (Мария Машкова) и Николай Романов (Даниил Воробьев) должны не только справиться с основной задачей — вылечить больных, но и поработать в экстремальных условиях. С нерешаемой проблемой сталкиваются и герои «Нулевого пациента»: врачу, журналисту и чиновнику нужно действовать сообща и остановить распространяющуюся эпидемию ВИЧ. Все трое, несмотря на недоверие друг к другу, максимально проявляют интеллект и хитрость, чтобы побороть систему и отыскать очаг заражения.
В сатире «Не смотрите наверх» герои Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс должны и вовсе предотвратить конец света. Персонажи — астрофизики, привыкшие работать с телескопами и формулами, а не выступать на публике или убеждать президента в необходимости уничтожить астероид. Ученые показаны скромными людьми со своими причудами, но только их способности позволяют выявить смертельную для всех опасность. Физики не могут взмыть в небо подобно Супермену и испепелить угрозу, им остается решать проблему человеческими методами: привлекать внимание, предоставлять данные и уговаривать помочь.
В этом заключается и трагичность персонажей. Они одиноки в своем стремлении уберечь мир. Часто таких героев делают намерено уязвимыми: они не обладают большой силой, ослепительной внешностью или сверхъестественным даром убеждения, могут страдать от хронических заболеваний, а главное — все проблемы им приходится решать самостоятельно, не уповая на могущественных покровителей. Эти люди вызывают сочувствие, нам становится жаль, что никто не хочет их услышать, за них некому заступиться. Поворотный момент в судьбах персонажей наступает тогда, когда они бросают бумаги и будничные дела и оказываются готовы разрушить свою жизнь, лишь бы доказать теорию. Внутренняя сила таких героев с лихвой закрывает бреши внешней слабости.
С холодной головой
Недавний триумф «Оппенгеймера» доказал, что зрителям интересно наблюдать за тем, как ученые решают задачи в рамках своих компетенций. Такие герои идут к результату с особым жаром и делают нечто невероятное, о чем раньше никто и подумать не мог. Так, персонажи картины «Превратности разума» создают водородную бомбу, «Оппенгеймера» — ядерную, а в фильме «Игры разумов» ученые работают над первым в мире англоязычным толковым словарем.
В сериале «Задача трех тел» мы видим запутанную историю об ученых и полицейских, которые общими усилиями пытаются остановить апокалипсис. В версии 2023 года большее внимание уделяется физику Ван Мяо (Эдвард Чжан), который занимается нанотехнологиями и помогает правоохранительным органам в расследовании загадочных смертей ученых. Он узнаёт, что кто-то старается помешать развитию науки на всей планете. В сериале 2024 года акцент сделан на ученой Е Вэньцзе (Цэн Цзинэ), сумевшей передать сообщение инопланетянам, чтобы они прибыли на Землю. Суть же самого сюжета заключается в том, что так или иначе человечеству необходимо переиграть гениев совершенно иной цивилизации. Историю, описанную Лю Цысинем в трех романах, сложно перенести на экран из-за обилия временных линий, научных теорий и персонажей, пытающихся найти ответы на вопросы «Как спасти землян от вторжения пришельцев?» и «Нужно ли их спасать?». Наблюдать за рабочим процессом таких необычных людей, способных буквально выйти за рамки, крайне увлекательно. Но это не единственное, что притягивает нас в упомянутом тропе.
Часто ученых-гениев показывают людьми с необычным внутренним миром. Впрочем, нельзя сказать, что это не основано на реальных наблюдениях, особенно если речь идет о байопиках. Например, в «Игре в имитацию» Алан Тьюринг — персонаж Бенедикта Камбербэтча — замкнутый математик, работавший над созданием дешифровального механизма. Несмотря на большие старания, вложенные авторами в рассказ о процессе дешифровки «Энигмы», основной акцент сделан все же на человеческих отношениях — на хрупкости непоколебимого героя, которая не может оставить зрителей равнодушными.
В картине «Человек, который познал бесконечность», где в центре событий также оказывается математик, авторы тоже делают акцент на непростых взаимоотношениях самоучки из индийской семьи, который пытается поступить в престижный британский Кембриджский колледж. Сриниваса Рамануджан (Дев Патель) словно предчувствует теории, его способности находятся за гранью человеческого понимания. Связь героя с миром математики сложнее, чем люди себе представляют, но его таланты не могут испортить прекрасную душу.
Гениальных ученых мы видим на экране обычно холодными и сдержанными, словно все свои эмоции они обменяли на любимое занятие. Таким героям подвластна вселенная расчетов и теорий, но нелегко дается общение. Порой их поступки нас удивляют, хотя сами они считают их абсолютно логичными. В «Теории больших денег» математик Михаил Нефедов (Илья Маланин) ставит все деньги на спорт, чтобы получить средства на лечение сына. Он уверен в выигрыше, так как все предусмотрел. Кроме человеческой жадности. Его способ заработать может показаться безрассудным, но с точки зрения холодного расчета это вполне неплохой вариант.
Героиня сериала «Уроки химии», биолог Элизабет Зотт (Бри Ларсон), — бескомпромиссная женщина, которую пытается задавить патриархальное общество. Из-за гендерного неравенства она не может заниматься любимым делом — работать в лаборатории. Но девушка не из тех, кто будет терпеть унижения, ее упорство вдохновляет бороться. Пускай она не одерживает победу над предубеждениями, но ей удается рассказывать с экранов телевизоров о том, что жизнь не заканчивается трудом по дому и бытовым рабством.
О гениальных женщинах в целом говорят гораздо реже, чем о мужчинах. Одним из самых ярких образов стала Лисбет Саландер (Руни Мара) в экранизации романа «Девушка с татуировкой дракона». Изгой-хакер Лисбет способна достать любую информацию о ком угодно, но из-за ментальных расстройств она находится под опекой не самых приятных, властных людей. Героиня красива, умна, но ей, как и многим другим упомянутым гениям, сложно взаимодействовать с окружающими.
Что нас привлекает в гениях
Нас, зрителей, часто привлекают на экране люди похожие: с проблемами, трудностями в общении, горящими дедлайнами на работе. Нам легче ассоциировать себя с ними. Поэтому, когда мы видим персонажей без супергеройского костюма, способных на поистине невероятные поступки, это вдохновляет. Порой просмотр таких фильмов и сериалов мотивирует к саморазвитию и самосовершенствованию, ведь мы понимаем, что пробиться к мечте возможно, пускай и непросто.
Во-вторых, нас впечатляет харизма гениев, вне зависимости от того, говорим ли мы о Мориарти или об Алане Тьюринге. Эти герои существуют за рамками понятия нормы, для них зачастую нет границ — ни ментальных, ни социальных, ни реальных. Такие персонажи одной силой ума способны проломить любой барьер, поэтому они позволяют себе нарушение правил и спорное поведение. Зрителям остается лишь удивляться, как человеческий мозг выдает подобное.
В-третьих, нас поражает подчас не столько масштаб гениальной личности, сколько ее уязвимость. Но мы знаем, что в конце фильма добро победит зло, а ум — невежество, хоть в жизни так бывает не всегда. Однако наблюдение за тем, как ученые идут до конца, чтобы развеять хаос предубеждений и отыскать ключ к разгадке, заставляет смотреть на мир с надеждой.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.