ИНТЕРВЬЮ

«Продюсерам полезно впитывать молодую кровь»: интервью с Гевондом Андреасяном

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, Okko

У братьев Андреасян долгая, интересная и противоречивая история взаимодействия с российским кино. В свете появления на START комедии «Неприличные гости», а в кино — полнометражного продолжения сериала об одной кудрявой девочке «Манюня: Приключения в Москве» поговорили с важным членом семейного тандема, человеком, стоически выдерживающим все тяготы производства и менеджмента, — продюсером Гевондом Андреасяном.

Начнем со свежей премьеры: фильм «Неприличные гости» снял дебютант Гога Мамаджанян. Как вам работается с молодыми режиссерами?
Для нас некая миссия — каждый год давать возможность поработать нескольким дебютантам. В прошлом и позапрошлом году выпустили такие фильмы, как «Слон» и «На ощупь», сериал «Трепачи». Мы прикрепляем новичков к очень опытным командам, которые могут научить и не дать споткнуться. У молодых режиссеров появляется шанс в будущем реализовать себя не только в рамках нашей кинокомпании, но и в целом.
Это замечательная инициатива. Я в принципе призываю коллег чаще применять такой опыт. Он полезен не только новичкам, но и самим продюсерам, потому что они впитывают молодую кровь, не стареют, не становятся зашоренными, неактуальными.
Продюсер Гевонд Андреасян
«Неприличные гости» — своеобразный ремейк испанской комедии «Соседи сверху», которая ушла в народ: аналогичные картины сняли в Италии и Швейцарии. Расскажите, в чем принципиальное отличие российского фильма от иностранных собратьев.
Можно и так сказать, но в реальности мы вдохновлялись очень многими фильмами, начиная от «Идеальных незнакомцев» и тех же самых «Соседей сверху» и заканчивая «Попутчиками» Марка Пеллингтона. В первую очередь это был вызов для сценаристов: смогут ли они написать текст, который зацепит зрителя на полтора часа. Еще испытание и жизненный экзамен для актеров: удержат ли они аудиторию на протяжении 90 минут своим талантом и харизмой.
«Соседи сверху» (2021)
«Соседи сверху» (2021)
«Соседи сверху» (2021)
«Соседи сверху» (2021)
«Соседи сверху» (2021)
«Соседи сверху» (2021)
Каждый год мы делаем один-два похожих фильма, чтобы доказывать это себе и окружающим. Самое удивительное, актеры с огромным желанием идут на подобные проекты, потому что для них это некий моноспектакль, возможность проявить всю палитру своего таланта.
Не надо стесняться быть на кого-то похожим, потому что, как мы всегда шутим, есть всего семь нот, но музыка различается. Главное — сделать работу качественно, хорошо, тонко, чтобы зритель в картине увидел себя. Аудитория везде разная, сложно попадать во всех сразу, но можно хотя бы в своих.
«Неприличные гости» (2024)
«Неприличные гости» (2024)
«Неприличные гости» (2024)
«Неприличные гости» (2024)
Фильм начинается с цитаты из «Анны Карениной» о несчастных семьях. Можно ли назвать «Неприличных гостей» терапевтическим кино?
Можно, естественно. Но самое ценное, что есть в картине и что отличает ее от всех остальных, — это финал. Ни у одного фильма похожей тематики, разыгранного в замкнутых пространствах моноспектаклей, никогда не было такой концовки. Она придумалась неожиданно. Знаете, когда вы чуть-чуть боитесь споткнуться и от страха сочиняете что-то такое, что вызывает очень много отзывов, и в 99 % из них люди подчеркивают, какой крутой финал.
Другая премьера — «7 дней, 7 ночей» — также повествует о семейных проблемах и способе их решения, и на этот раз для выхода из зоны комфорта герои используют путешествие в Армению на традиционную свадьбу. Насколько сложным был такой выездной проект?
Для нас «7 дней, 7 ночей» — важный фильм, кино о семейных ценностях. На мой взгляд, мы имеем сейчас огромную проблему (вообще, это мировая проблема, но в России она очень сильно бьет по обществу) — разводы. Когда вокруг все разводятся, а вам попадает в руки такой сценарий, вы читаете и говорите: боже мой, давайте это сделаем, пусть это будет некой нашей задачей, миссией — назовем как угодно. Просто благая цель — показать, что всегда можно найти компромисс.
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
«7 дней, 7 ночей» (2024)
Мы, взрослые, всегда говорим, что все ради детей. А здесь дети сами становятся инициаторами спасения брака родителей. На мой взгляд, это хорошее кино, показывающее, что семья — и счастье, и сохранение, и, к сожалению, несчастье — это дело всех, а не одного. «7 дней, 7 ночей» — объединяющая картина, то, что нужно сейчас, в год семьи. Было очень правильно сделать такой фильм, выпустить его и вдохновить людей.
А так как Армения — моя историческая родина, мы каждый год что-то там снимаем. Все этапы мы прошли еще на фильме «Землетрясение», потом — на сериале «Манюня». Есть очень много высокопрофессиональных людей, команд, которые в Армении помогают, делают и реализуют проекты. Поэтому сейчас все уже несложно.
«Манюня» (сериал, 2021–...)
«Манюня» (сериал, 2021–...)
«Манюня» (сериал, 2021–...)
«Манюня» (сериал, 2021–...)
«Манюня» (сериал, 2021–...)
«Манюня» (сериал, 2021–...)
«Онегин» и «Мастер и Маргарита» прекрасно показали себя в прокате. Как думаете, по какой причине вернулся интерес современного зрителя к отечественной классике? Или, может быть, он не пропадал никогда?
«Онегин» и «Мастер и Маргарита» себя замечательно показали, я как продюсер «Онегина» очень доволен, благодарен аудитории и нашей команде, которая не подвела. У меня нет ощущения, что когда-то не было спроса на классику. Просто никто не снимал на том языке, который хочет услышать зритель. Все делалось или очень по-старперски, простите за выражение, или в полуизвращенной форме, с переводом в современность. Я всегда говорю: давайте сначала снимем что-то похожее на оригинал, а после нас пусть создают вариации.
Онегин — это бренд, Онегин уже в генетике. Я считаю, что любой первоисточник, особенно входящий в школьную программу, способен собрать зрителя. Просто нужно адаптировать его качественно и в соответствии с ожиданиями.
«Онегин» (2024)
«Онегин» (2024)
«Онегин» (2024)
«Онегин» (2024)
«Онегин» (2024)
«Онегин» (2024)
Мысли экранизировать «Онегина» в нашей голове крутились больше 10 лет. В итоге мы собрали огромную фокус-группу на 5000 человек и поняли, что аудитория ждет простой экранизации, без всяких извращений, без танцев, музыки, современного жаргона, лексикона. В итоге сделали то, чего хотел зритель, и не прогадали.
Как вообще этот интерес разжигать и поддерживать?
Самое приятное, после «Мастера и Маргариты» и «Онегина» в десятки раз возросли продажи книг. Что это значит? Что не только книга помогает экранизации, но и экранизация — книге. Соответственно, кино стимулирует зрителя читать больше, образовываться, становиться лучше.
Не думаю, что нужно что-то искусственно разжигать, надо естественными методами снимать добротные фильмы и этим поддерживать ожидания зрителя и превращать российское кино в бренд. Думаю, потихоньку так и происходит. На мой взгляд, сейчас делается очень много качественных картин. Мы на правильном пути.
Сериал «Манюня» по повести Наринэ Абгарян получит в этом году новое полнометражное продолжение по оригинальному сценарию. За счет чего в картине «Манюня: Приключения в Москве» удалось сохранить дух книг?
Самое важное и принципиальное для меня — участие Наринэ Абгарян в любой сценарной работе по вселенной «Манюни», будь то сериал, полный метр или мультфильм. У автора особая любовь к своим персонажам, она привносит то, что делает их уникальными. В общем, без Наринэ я ничего не делаю, это принципиальная позиция. В ту секунду, когда она скажет, что надо завершать, мы закончим.
Особенность «Манюня: Приключения в Москве» в том, что Наринэ и два прекрасных сценариста смогли привнести в фильм все наше детское отношение к Москве: то, как мы, сидя в регионах, воспринимали столицу, любили ее издалека, смотрели через телевизор. В новой «Манюне» все это есть и очень здорово работает.
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
Я такой человек, что люблю каждую свою новую работу чуть больше, чем предыдущую, если даже прошлая была очень удачной и успешной. Поэтому мне кажется, что «Манюня: Приключения в Москве» намного лучше, чем то, что мы делали по «Манюне».
Где черпали вдохновение для воссоздания атмосферы Москвы 80-х?
Знаете, 80-е, по крайней мере для моего поколения, очень значимы, потому что в эту эпоху произошло, наверное, все сразу — от Олимпиады до потепления с Западом и появления брендов. Я хорошо помню и 1985-й, и 1986-й. Мне кажется, что все события и атмосфера до сих пор у нас в голове, тут даже вдохновляться не надо. Поэтому к периоду не отношусь как к чему-то историческому.
Вся наша команда прекрасно понимала, что это за эпоха. Авторы прошли по всем стереотипным вещам, связанным с Москвой и 80-ми. Мне кажется, что получилось очень вкусно.
«Манюня: Приключения в Москве» (2024)
Думаю, зритель просто будет восхищаться. Для детей это аттракцион, о котором они не знают, не слышали, — как экшен или как когда они смотрят что-то историческое, детское. Для взрослых — ностальгия, потому что с годами все плохое забывается, остается только приятное. Здесь все хорошее сохранено. Поэтому и взрослым, и детям будет одинаково интересно.
Что считаете самым сложным в продюсерской деятельности: съемки, продвижение картины или работу с возражениями?
(Вздыхает.) Я не должен, наверное, так говорить, но работа продюсера самая сложная. В кино все творцы, и кажется, что продюсер тоже творец. Но он единственный творец, который отвечает за финансы. Я на своей памяти видел режиссеров грустных, веселых, успешных, стрессующих. Но во всех эмоциях они не упускали деньги, не теряли недвижимость, не сталкивались с судебными проблемами. А продюсеры в ответе за грехи всех. Неважно, режиссер ли облажался, или актер, в итоге несет ответственность один человек — продюсер.
Поэтому, когда мне говорят, что продюсер — это клево, легко, хорошо, я отвечаю: «Я могу с удовольствием передать управление вам. Если вам это удастся, я буду счастлив поработать на вас, без ответственности». Я не жалуюсь, просто профессия очень серьезная.
Нужно уметь сделать так, чтобы сто человек между собой не ссорились, а двигались во благо чего-то общего. Это работа и психолога, и мамы, и папы. Иногда вы превращаетесь в близкого друга сотрудника, которого знаете две недели. У вас нет выхода. Вы должны сделать так, чтобы был мир, любовь и жажда чего-то совместного, а еще важно не облажаться. Бывает сложно, нервно. Иногда я психую, говорю, что хотелось бы все это время посвятить семье: детям, супруге — но точно не коллегам.
Фото со съемок фильма «Манюня: Приключения в Москве» (2024)
Как успеваете выпускать такое большое количество картин каждый год? В чем ваш секрет?
Что касается большого количества картин, то нет никакого секрета. Есть просто трудолюбие. Мы не боимся работы. Я ложусь после трех ночи, просыпаюсь утром в девять и иду трудиться. Даже если я на отдыхе, даже если мне удается на три дня куда-то слетать, то все равно работаю. У нас в компании так делают.
Одна из самых важных причин — это, наверное, что-то эмигрантское — в том, что мы просто боимся отказаться от работы. Есть такое выражение: «Работа порождает работу». Никто из великих не знал, что сделает что-то великое, они лишь трудились. Акцентировать на том, что вы должны что-то сделать, не стоит, нужно просто делать. Спустя много лет, если, дай бог, вам удастся что-то оставить по себе — даже не говорю слово «великое», но что-то прекрасное, — значит, миссия выполнена.
Что можете рассказать о своих будущих проектах?
В этом году летом выйдет сериал «Денискины рассказы», а позже будем снимать и полный метр. В середине декабря появится фильм «Домовенок Кузя» и много-много уже более взрослого кино. Я считаю, что надо делать разное, нельзя зацикливаться на одном.
«Денискины рассказы» (сериал, 2024)
«Денискины рассказы» (сериал, 2024)
«Денискины рассказы» (сериал, 2024)
«Денискины рассказы» (сериал, 2024)
«Денискины рассказы» (сериал, 2024)
Хочется создать много такого, что нас переживет. Мы, люди из кино, точно пришли в эту профессию не для себя, мы пришли, чтобы что-то оставить. И дай бог сил и таланта, чтобы мы могли что-то после себя оставить своим детям.